2010-09-09 09:47:18
ГлавнаяУголовное право и процесс — Состав налоговых преступлений



Состав налоговых преступлений


Права субъектов РФ и муниципальных образований на установле­ние налогов носят производный характер, так как они связаны общими принципами налогообложения. В целом, Конституция РФ и НК РФ, за­крепляют невозможность принятия самостоятельных нормативных актов в сфере налогообложения субъектами РФ и органами местного само­управления. Поэтому первоначальное, «рамочное» регулирование налого­вых отношений происходит на уровне Налогового кодекса и федеральных законов. Указанное положение четко закреплено в пунктах 3 и 4 ст. 12 НК РФ, где говорится, что при установлении регионального (местного) нало­га законодательными органами субъектов РФ (представительными орга­нами местного самоуправления) определяются следующие элементы на­логообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, по­рядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному ре­гиональному (местному) налогу. Остальные элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, на­логовая ставка, порядок исчисления налога, устанавливаются непосредст­венно НК РФ либо федеральными законами, принятыми в соответствии с ним.

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все элементы налогообложения.

Итак, законно установленными следует считать налоги, налогопла­тельщики которых, а также такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, установлены, в соответствии с положениями части первой НК РФ, его второй частью, иными федеральными законами либо принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Ук­лонение от уплаты незаконно установленного налога (налогов) состава налоговых преступлений не образует.

Итак, как нами уже было отмечено выше, НК РФ подразделяет все налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, на следующие виды: федеральные, региональные и местные. В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 года № 2118-1, к федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, еди­ный социальный налог, налог на операции с ценными бумагами, налог на прибыль организаций, налоги, служащие источниками образования до­рожных фондов, налог с имущества переходящего в порядке наследова­ния и дарения, налог на игорный бизнес, налог на добычу полезных иско­паемых. В ст. 20 указанного Закона перечисляются региональные нало­ги, к числу которых относятся: налог на имущество предприятий, налог с продаж, единый налог на вмененный доход для определенных видов дея­тельности и налог на рекламу. В соответствии со ст. 21 НК к местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный на­лог, налог на содержание милиции, налог на рекламу.

По мнению ряда авторов, уклонение от уплаты региональных и ме­стных налогов состава налоговых преступлений не образует. При этом они аргументируют свою позицию тем, что бланкетные нормы об уголов­ной ответственности за уклонение от уплаты налогов не могут иметь раз­ное содержание в разных регионах страны. В противном случае круг пре­ступного будет различным в зависимости от региона и преступность дея­ния будет определяться не только УК РФ и федеральным законодательст­вом, что противоречит ст. 71 Конституции РФ, определившей, что уго­ловное законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Указанную точку зрения не разделяют Н.А. Лопашенко, И.В. Шишко и Г.Н. Хлупина, Д.А. Глебов и ряд других авторов.

Основанную на налоговом законодательстве, а потому удачную, на наш взгляд, аргументацию своей точки зрения приводит Н.А. Лопашенко. По ее мнению региональные и местные налоги устанавливаются в соот­ветствии с федеральным законодательством, которое определяет закры­тый перечень их видов; региональные и местные налоги, не преду­смотренные НК РФ, вводиться не могут; налоговые ставки региональ­ных и местных налогов устанавливаются в пределах, установленных фе­деральным налоговым законодательством; налоговое правонарушение признается таковым вне зависимости от того, в отношении какого налога или сбора оно совершено; не на всех территориях Российской Федерации возможно привлечение к уголовной ответственности за уклонение, к при­меру, земельного налога, в отличие от налога на прибыль или налога на добавленную стоимость, однако, точно так же не везде возможно и при­влечение к уголовной ответственности за ношение холодного оружия. В результате автор делает вывод о том, что региональные и местные налоги в определенной степени носят федеральный характер, и уклонение от их уплаты может образовать состав налоговых преступлений. Полностью разделяя точку зрения Н.А. Лопашенко, позволим себе высказать ряд соображений по этому поводу.

Федеральное законодательство о налогах и сборах устанавливает общефедеральный налоговый режим, который заключается в том, что на территории Российской Федерации вводятся только те налоги и сборы, которые прямо им предусмотрены. Оно также определяет и предельные ставки этих налогов, лиц, являющихся их налогоплательщиками, а также все основные элементы налогообложения, такие как объект налогообло­жения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок ис­числения налога. Таким образом, для всех потенциальных налогопла­тельщиков, на всей территории Российской Федерации, за определенными исключениями, создается единый общефедеральный режим налогооб­ложения. Субъекты федерации, а также органы местного самоуправления, могут лишь в определенной степени улучшить гарантированное феде­ральным законодательством положение налогоплательщиков, посредст­вом отказа от введения на своей территории того или иного налога, пре­доставления налоговых льгот, причем, связанных с исчислением и упла­той как региональных и местных налогов, так и некоторых федеральных, но никоим образом не ухудшить его. Конечно, данное обстоятельство в определенной степени, несомненно, повлияет на правовую оценку одного и того же нарушения налогового законодательства, но совершенного в разных регионах, однако, по крайней мере, никоим образом не повлечет за собой усиления установленной федеральным законом уголовной ответ­ственности за налоговые преступления. Отметим, что в настоящее время, в связи с тяжелой экономической обстановкой в стране, произошедшим перераспределением бюджетных доходов от налоговых поступлений в пользу федерального центра, субъекты федерации значительно сузили число и объемы предоставляемых налоговых льгот и перешли к установ­ленным федеральным законодательством стандартам в сфере налогооб­ложения.

Конечно, проблема применения бланкетных норм УК РФ существу­ет, и на ней мы еще не раз остановимся в рамках настоящей работы. Воз­можно, она требует разрешения на законодательном уровне, посредством внесения соответствующих дополнений в Общую часть Уголовного ко­декса РФ. Однако подходить к ее разрешению с упомянутой нами пози­ции В.А. Егорова и даже такого авторитетного автора, как Б.В. Волженкин - значит, парализовать применение большей части уголовно-правовых норм УК РФ, при описании диспозиции которых законодатель использовал бланкетные признаки. За примерами далеко ходить не надо. О каком круге обязанностей говорится в ст. 293 УК РФ, предусматри­вающей уголовную ответственность за халатность? Очевидно, что здесь речь идет как об обязанностях, определенных законом, подзаконными ак­тами, так и трудовым соглашением или приказом вышестоящего должно­стного лица. В ситуации совершения тем или иным лицом халатности, круг преступного будет различаться уже не только в зависимости от ре­гиона, но и от конкретного места работы лица, специфики выполняемой им трудовой деятельности...

Не случайно И.В. Шишко отмечает, что те регулятивные норматив­ные правовые акты, к которым приходится обращаться для уяснения бланкетных норм УК, не становятся в силу этого уголовно-правовыми, а, следовательно, не являются и частью уголовного законодательства. По­этому обращение к любым регулятивным правовым нормативным актам не противоречит ст. 71 Конституции РФ, а их «статус» (акты РФ, субъек­тов РФ, муниципальных образований) зависит исключительно от того, в чьем ведении находится правовое регулирование тех общественных от­ношений, которые охраняются соответствующей нормой Особенной части. К тому же добавим, что и судебной практике известны случаи осуж­дения лиц, уклонившихся от уплаты местных налогов.

Так, 24 мая 1999 года Останкинским районным судом Северо-Вос­точного административного округа г. Москвы И. и К. были признаны ви­новными в уклонении от уплаты налогов с организации АОЗТ «Тарос Корпорейшен» группой лиц по предварительному сговору в качестве ис­полнителей путем включения в бухгалтерские документы заведомо иска­женных данных о доходах и расходах и сокрытия других объектов нало­гообложения в крупных размерах. Причем, определяя размер уклонения, суд принял во внимание, в том числе, и сумму неуплаченного в результате совершения преступления такого регионального налога, как налог на со­держание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Практически важным, при квалификации налоговых преступлений является и вопрос об определении точного круга налогов, которые в соот­ветствии с налоговым законодательством обязан был уплачивать конкрет­ный налогоплательщик в момент совершения им налогового правонару­шения. Для ответа на этот вопрос обратимся к анализу ст. 5 НК РФ, уста­навливающей порядок действия актов законодательства о налогах и сбо­рах во времени.

В соответствии с и. 1 указанной статьи акты законодательства, вво­дящие новый налог или сбор, вступают в силу не ранее 1 января года, сле­дующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офи­циального опубликования. Акты, иным образом изменяющие законода­тельство о налогах и сборах, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021




Интересное:


Возбуждение уголовного дела - теоретические и правовые проблемы
О провокации как методе борьбы с коррупцией
Состав налоговых преступлений
Групповая преступная деятельность несовершеннолетних - проблемы правовой регламентации и официального толкования
Российская наука уголовного права о вине
Вернуться к списку публикаций