2010-09-09 09:47:18
ГлавнаяУголовное право и процесс — Состав налоговых преступлений



Состав налоговых преступлений


Субъект налоговых преступлений

Субъектом преступления по уголовному праву признается лицо, со­вершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие) и способное нести за него уголовную ответст­венность.

Исследование субъектного состава налоговых преступлений начнем с рассмотрения вопроса о субъекте преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в госу­дарственные внебюджетные фонды с организации».

Прежде всего, раскроем содержание понятия «организация», ис­пользованного законодателем при формулировании диспозиции ч. 1 ст. 199, обратившись с этой целью к анализу налогового и гражданского за­конодательства.

Пункт 2 ст. 11 НК РФ определяет, что для целей Налогового кодекса под организациями следует понимать юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международ­ные организации, их филиалы и представительства, созданные на терри­тории Российской Федерации (иностранные организации).

В соответствии с Главой 4 ГК РФ юридические лица, создаваемые в соответствии с российским законодательством, подразделяются на коммерческие (открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акцио­нерное общество (ЗАО), полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество), общество с ограниченной ответственно­стью (ООО), общество с дополнительной ответственностью, производст­венный кооператив (ПК), государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП соответственно) и некоммерческие (потреби­тельский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)) орга­низации. Правовое положение всех перечисленных организаций, права и обязанности их участников (учредителей), порядок их создания, реорга­низации и ликвидации, определяется специальными федеральными зако­нами, принятыми в соответствии с ГК РФ.

Вместе с тем НК РФ относит к плательщикам отдельных видов на­логов и ряд других объединений граждан, не обладающих всеми призна­ками юридического лица, таких как, к примеру, крестьянские (фермер­ские) хозяйства и родовые, семейные общины малочисленных народов севера». Возникает вопрос - можно ли эти объединения относить к орга­низациям, о которых говорится в ст. 199 УК РФ?

В соответствии с позицией, занятой по этому поводу Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении № 8 от 4 июля 1997 года - да. В п. 8 указанного постановления Пленум разъяснил, что к организациям, о кото­рых говорится в ст. 199 УК РФ, следует относить всех указанных в нало­говом законодательстве плательщиков налогов, за исключением физиче­ских лиц. На наш взгляд, это разъяснение противоречит действующему законодательству, которое не позволяет охватить понятием «организация» объединения, не обладающие правовым статусом юридических лиц.

Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства, равно как и родовые, семейные общины малочисленных народов севера, являясь, по форме, объединениями физических лиц, в строгом соответствии с россий­ским законодательством не могут быть отнесены к организациям, о кото­рых говорится в ст. 199 УК РФ. В результате уклонение от уплаты налогов с указанных объединений не образует ни состава преступления, преду­смотренного ст. 199 УК РФ, ни состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ. Налицо пробел уголовного закона, который может быть устранен только посредством внесения соответствующих изменений в диспозицию одной из исследуемых нами статей.

Что касается понятия иностранной организации, то оно уточняется налоговым законодательством применительно к отдельным видам нало­гов. Так в соответствии со ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль являются, в том числе, иностранные организации, осуществ­ляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Россий­ской Федерации. При этом под постоянным представительством ино­странной организации понимается филиал, бюро, контора, агентство, лю­бое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация осуществляет предпринима­тельскую деятельность на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 306 НК РФ). Исходя из статьи 309 НК РФ, плательщиками налога на прибыль являются и иностранные организации, хотя и не осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства в Российской Федера­ции, однако получающие определенные виды доходов от источников в Российской Федерации.

Итак, под организациями, в смысле ст. 199 УК РФ, следует пони­мать коммерческие и некоммерческие организации, образованные в соот­ветствии с гражданским законодательством Российской Федерации (рос­сийские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской право­способностью, созданные в соответствии с законодательством иностран­ных государств, международные организации, их представительства (фи­лиалы, бюро, конторы, агентства, любые другие обособленные подразде­ления или иные места деятельности, через которые они осуществляют, предпринимательскую деятельность на территории Российской Федера­ции) (иностранные организации), которые в соответствии с налоговым законодательством РФ являются плательщиками налогов.

Раскрыв содержание понятия «организация», перейдем к определе­нию субъектного состава преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ.

Прежде всего, сопоставим такие понятия, как «субъект налога» и «субъект уклонения от уплаты налога». Это необходимо потому, что в случае уклонения от уплаты налогов с организации, данные понятия не совпадают.

Статья 19 НК РФ определяет, что налогоплательщиками (субъекта­ми налогов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уп­лачивать налоги. Таким образом, применительно к налогам, обязанность уплачивать которые возлагается законом на организацию, именно она, т.е. организация, выступает их субъектом (налогоплательщиком). По логи­ке вещей, непосредственно организация и должна нести установленную законом ответственность (уголовную, налоговую или административную) за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение этой обязанности. Од­нако Уголовный кодекс РФ не предусматривает возможности привлече­ния к уголовной ответственности юридических лиц (в соответствии со ст. 19 УК уголовной ответственности подлежат только физические лица).

В отношения, возникающие по поводу исчисления и уплаты нало­гов, организация, хотя формально и являющаяся непосредственно одной из сторон этих отношений, вступает не непосредственно, а через своих законных или уполномоченных представителей. В соответствии со ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании Закона или ее учредительных документов. Ст. 28 НК РФ оп­ределяет, что действие (бездействие) законных представителей организа­ции, совершенное в связи с участием этой организации в отношениях, ре­гулируемых законодательством о налогах, признаются действием (бездей­ствием) этой организации.

Таким образом, именно законных представителей организации, дей­ствующих от ее имени, прежде всего и следует признавать субъектами ук­лонения от уплаты налогов с организации.

В соответствии с Законом РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 № 123-ФЗ и от 28.03.2002 № 32-ФЗ) к законным представителям организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах, следует отнести руководителя организации и ее главного бухгалтера. Однако это самая общая формулировка, которая нуждается в дальнейшей конкретизации.

В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Указанное положение, в части определения состава органов управления организации того или иного ви­да, порядка их формирования, компетенции и функций, конкретизируется специальными законодательными актами, принятыми в соответствии с ГК РФ. Так, в соответствии с Главой IV Закона РФ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. Феде­ральных законов от 11.07.98 № 96-ФЗ, от 31.12.98 № 193-ФЗ), органами управления общества с ограниченной ответственностью являются общее собрание участников общества, совет директоров (наблюдательный со­вет), председатель совета директоров, единоличный исполнительный ор­ган (генеральный директор, президент и другие), коллегиальный исполни­тельный орган, управляющий, ревизионная комиссия. При этом такие ор­ганы управления обществом, как совет директоров, председатель совета директоров, коллегиальный исполнительный орган, управляющий, реви­зионная комиссия формируются (назначаются или избираются) только в случаях, когда это прямо предусмотрено Уставом общества. Общее соб­рание участников общества, единоличный исполнительный орган, управ­ляющий (в случае если обществом будет принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему) отно­сятся к органам управления, наличие которых в соответствии с законом, обязательно для всех без исключения коммерческих организаций, создан­ных в форме общества с ограниченной ответственностью.

Из всех перечисленных выше органов управления обществом с ог­раниченной ответственностью, обязанность руководства его текущей дея­тельностью возлагается только на единоличный исполнительный орган (п. 4 ст. 32 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), либо на управляющего (ст. 42 Закона). Остальные органы управления на­деляются полномочиями в соответствии с законом и уставом общества, поэтому степень их влияния на осуществляемое единоличным исполни­тельным органом руководство текущей деятельностью общества с огра­ниченной ответственностью могут быть самыми различными - от незна­чительных до очень высоких. Отметим, что аналогичные ситуации скла­дываются и в системе управления организациями иных видов.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021




Интересное:


Новые тенденции международной уголовной политики в законодательном регулировании защиты участников уголовного процесса
Исследование судом данных, характеризующих личность подсудимого
Некоторые вопросы ответственности за организацию преступного сообщества
Общие вопросы квалификации преступлений, совершаемых должностными лицами путем использования своего служебного положения
К вопросу о методологическом значении соотношения понятий коррупции и организованной преступности
Вернуться к списку публикаций