2009-07-09 19:53:18
ГлавнаяУголовное право и процесс — Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних



Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних


Прокуратура России, координируя деятельность правоохранительных органов, в результате проверок учреждений и организаций и правоохранительных органов выявляет скрытых жертв преступлений.

В 1998 году органами прокуратуры РФ выявлено 65 877 нарушений законодательства о несовершеннолетних, что составляет 14,1 % всех выявленных прокуратурой нарушений законов.

Права несовершеннолетних нарушаются во всех основных сферах жизнедеятельности:

- образования (11 391 - 17,3 % всех нарушений);

- труда (2696 - 4,1 %);

- быта (законы об охране жизни, здоровья защиты семьи, материнства, отцовства, детства) - 29 674 (45 %).

Выявлены факты нарушения прав и интересов несовершеннолетних со стороны работников здравоохранения. Ими допускались халатность, хищения и другие преступления, нарушались санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила. В 1995 г. правоохранительными органами Республики Башкортостан против 148 работников здравоохранения возбуждены уголовные дела, в том числе в связи с нанесением тяжких телесных повреждений, кражами, нарушением установленных правил обращения с наркотиками и сильнодействующими средствами. В Свердловской области за этот же период направлено в суд девять уголовных дел на медицинских работников, причем по семи делам потерпевшими стали несовершеннолетние. В г. Иркутске по вине врачей погибли двое детей.

В 1998 году без участия прокурора судами первой инстанции было рассмотрено 3394 дел, второй - 291.

В 1998 году в среднем на одну прокуратуру пришлось менее двух выступлений в СМИ по вопросам исполнения законодательства о несовершеннолетних.

Однако в последнее время ресурсы управления генеральной прокуратуры по делам несовершеннолетних используются не для целей помощи несовершеннолетним. Должность прокурора по делам несовершеннолетних нынче не популярна. Ставка прокурора по делам несовершеннолетних используется не для оплаты специалистов в данной области. В 2002 году управление генеральной прокуратуры по делам несовершеннолетних приказом генерального прокурора ликвидировано. На его базе создан отдел по делам несовершеннолетних. Таким образом, прокуратура утратила своё значение в деле предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних (московская городская, окружная и районная) принадлежит важнейшая роль в предупреждении виктимизации.

Ст. 12 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.5.1999 предоставляет должностным лицам органов управления социальной защитой населения право посещать несовершеннолетних, проводить с ними и их родителями беседы, организовывать индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных. Однако механизма реализации данного положения не предусмотрено.

Хотя статья 8 Закона «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» предусматривает, что КДН выявляют и берут на учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, входящих в группу социального риска, беспризорных, там не предусмотрено, как, и кем, это должно осуществляться и не оговорена ответственность за невыполнение данного положения.

Для реального предупреждения виктимизации несовершеннолетних необходимо в положении о КДН включить в структуру КДН должность семейного попечителя, ходящего по семьям и собирающего информацию о неблагополучных семьях. Решения по представленной информации должны приниматься на заседании КДН с участием участкового милиционера.

Нормативные акты о КДН, общественных воспитателях также должны быть приведены в соответствие с новейшим законодательством России

Уполномоченный по правам ребёнка в г. Москве:

- обеспечивает гарантии государственной защиты прав ребёнка;

-содействует беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав;

- совершенствует механизм обеспечения защиты прав;

- содействует в совершенствовании законодательства г. Москвы о правах ребёнка;

- разъясняет и пропагандирует права ребёнка среди детей и их законных представителей;

- содействует деятельности государственных и муниципальных органов в области обеспечения защиты прав ребёнка;

- информирует общественность о состоянии соблюдения и защиты прав, пропагандирует положения Конвенции ООН о правах ребёнка и института Уполномоченного;

- развивает международное сотрудничество в области обеспе-чения прав ребёнка.

Таким образом, в лице Уполномоченного по правам ребёнка создан координирующий государственный орган помощи несовершеннолетним. Однако, пока нет механизмов реализации его функций, защита несовершеннолетних остаётся на бумаге. Поэтому, реализуя положения п. 1ст. 38 Конституции России, необходимо создать в рамках аппарата Уполномоченного по правам ребёнка необходимо создать службу помощи семьи и несовершеннолетним. Она должна располагать высококвалифицированными специалистами, финансовыми и материально-техническими средствами (обменным фондом жилых помещений, детскими и юношескими помещений приютами, детдомами, транспортом, прямой связью с государственными органами). Она должна работать по типу службы спасения и может в любое время суток обеспечить решение семейных проблем, охрану интересов детей, предоставить кров и питание вынужденным уйти из дома детям.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Некоторые вопросы правового регулирования борьбы с организационной преступностью
Закрепление и развитие института смертной казни в дореволюционном российском законодательстве
Философские, психологические и юридические подходы к пониманию вины
Понятие и сущность принципа состязательности и равноправия сторон в современных условиях
История развития отечественного законодательства о вине
Вернуться к списку публикаций