2009-07-09 19:53:18
ГлавнаяУголовное право и процесс — Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних



Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних


Специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних.

В специальных мерах виктимологической профилактики несовершеннолетних жертв преступлений выделяются следующие субъекты:

Правительство России (включает в свой аппарат Комитет по делам женщин, охраны семьи и детства, а также Департамент проблем женщин, семьи и детей при Министерстве социальной защиты населения) и правительства субъектов России.

Для эффективного предупреждения Правительствам России и субъектов Российской Федерации необходимо:

- законодательно ввести контроль над выполнением положений жилищного кодекса о выселении из государственного жилья лиц, совершающих насильственные действия в отношении членов своей семьи, и оказывать содействие потерпевшим женщинам в разделе их квартир или поиске альтернативного жилья;

- в сотрудничестве с законодательными органами федерального и местного уровня отменить все законодательные, судебные и административные акты, закрепляющие систему регистрации, чтобы как потерпевшие несовершеннолетние, так и виновники домашнего насилия не были ограничены в своих возможностях найти другое жилье;

- разработать стандартные протоколы сбора и хранения данных медицинского осмотра потерпевших от сексуального и домашнего насилия. Такие протоколы должны доводиться до сведения населения, медработников и организаций, охраняющих права и здоровье женщин;

- обеспечить ситуацию, в которой все государственные медицинские учреждения были соответствующим образом оснащенынаборами приспособлений для проведения судмедэкспертизы случаев физического и сексуального насилия.

Внутри правительства выделяется Министерство внутренних дел. Субъектами, осуществляющими специальные меры профилактики являются участковые инспектора милиции, ОВД, УВД, ГАИ.

Особую тревогу вызывает распространённость нарушений прав несовершеннолетних в органах МВД (21,8 % от общего числа).

По данным исследования, проведённого Забрянским в 1997 -98 годах каждый пятый случай избрания в отношении несовершеннолетнего меры пресечения в виде заключения под стражу оказался необоснованным. 6037 детей было освобождено из-под стражи. В 35 регионах России этот показатель оказался ещё выше, а в 14 он превышает 25%. Если сюда добавить 61 незаконно задержанного подростка, то цифра окажется внушительной.

В 1998 году прокурорами отменено 123 постановления о возбуждении уголовного дела, 24 работника ОВД привлечены к уголовной, а 1851 - к дисциплинарной ответственности.

Для реальной защиты детей Министерству внутренних дел необходимо:

- Заказать разработку учебной программы по домашнему насилию и сексуальным преступлениям, предназначенную для всех сотрудников милиции и учащихся школ милиции. Правительственный заказ на разработку такой учебной программы и ее внедрение на национальном уровне следует поручить лицам и организациям, имеющим знания и опыт расследования подобных преступлений и работы с потерпевшими. Учебная программа должна освещать эффективные процедуры расследования сексуального и домашнего насилия; эффективные и корректные методы опроса потерпевших; методы сбора медицинского материала, а также методы защиты потерпевших и свидетелей от преследования со стороны подозреваемых (включая физическое насилие, угрозы и взятки с целью заставить потерпевшую забрать заявление);

- Собирать и обновлять точную и подробную статистику, отражающую характер и масштабы домашнего и сексуального насилия. Эта статистика должна, как минимум, включать следующие данные: количество полученных заявлений; количество дел, переданных в суд; процент осуждённых. Министерство внутренних дел должно внедрить систему сбора информации как на основе заявлений, поданных в милицию, так и на основе обращений на независимые телефоны доверия. Такая информация должна открыто публиковаться;

- Назначить в каждом отделении милиции ответственного за прием всех заявлений о сексуальном и домашнем насилии. Этот сотрудник должен нести ответственность за то, чтобы процесс приема заявления проходил эффективно, т.е. проследить, чтобы дежурный офицер зарегистрировал заявление и без промедления направил потерпевшую на медицинское освидетельствование; осуществлять надзор за проведением расследования; беседовать с потерпевшим, а также расследовать жалобы потерпевшей на случаи запугивания со стороны обвиняемого;

- Подвергать дисциплинарным взысканиям тех сотрудников милиции, которые необоснованно отказываются принимать заявления о сексуальном и домашнем насилии, либо за взятку закрывают дело;

- Принимать превентивные меры по защите потерпевших и свидетелей от преследования со стороны обвиняемых и их семей;

- Сообщать детям, подвергшимся насилию, о том, какие организации помогают пострадавшим от насилия и как обратиться в эти организации. Такая информация должна иметься на всех языках, на которых говорят в местности, где расположено данное отделение милиции.

ГИБДД относится к системе МВД. Статистикой установлено, что среди 14 - 18-летних 90,3 % ежедневно нарушают правила дорожного движения. Поэтому ГАИ необходимо пропагандировать в среде подростков соблюдение правил дорожного движения.

Воспитательно-трудовые учреждения, существующие под эгидой Министерства Юстиции - проводят профилактику в отношении несовершеннолетних жертв преступлений в местах лишения свободы. Агрессивность, озлобленность, жестокость и обида на общество, лишившее подростка свободы, часто отражаются в отношении к более слабым собратьям. Для недопущения данной ситуации начальникам ВТК необходимо выявлять и пресекать подобные действия. Несовершеннолетние преступники должны содержаться с учётом индивидуальных и возрастных психологических особенностей, для чего в ВТК должен работать психолог;



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Уголовно-правовая характеристика мошенничества и способов его совершения
Понятие и особенности уголовной ответственности пособника
Личность обвиняемого как субъект уголовно-процессуальных отношений
Закрепление и развитие института смертной казни в дореволюционном российском законодательстве
Виды и основания ответственности за нарушения лесного законодательства России 19 века
Вернуться к списку публикаций