2009-07-09 19:53:18
ГлавнаяУголовное право и процесс — Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних



Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних


4) Медицинские учреждения.

а) Приёмные отделения медицинских учреждений являются полезным источником информации о потерпевших, поступивших в оные, а медэкспертизы - источником доказательств по делу.

Случай, описанный на страницах настоящей работы, доказывает необходимость внесения в уголовно-процессуальный кодекс изменений, которые позволили бы больницам, поликлиникам и частно практикующим врачам получать разрешения на проведение судебно-медицинской экспертизы, данные которой будут приниматься в качестве доказательств по делам о преступлениях на сексуальной почве. Закрепить в законодательстве России обязанность Минздраву России обучить всех врачей учреждений скорой медицинской помощи и травм-пунктов сбору медицинских доказательств, подтверждающих факт сексуального насилия, и снабдить эти учреждения специальными наборами приспособлений и материалов для сбора таких доказательств.

б) Психолог, в том числе школьный, независимая служба психологической поддержки. Например в московских фондах «Сестры» и «АННА» имеются телефоны доверия для девочек и женщин, пострадавших от насилия, а в центре ОЗОН работает группа детских психологов.

На этой ступени проводится помощь детям, их семьям, педагогам в решении проблем, помощь органам расследования и суда в расследовании преступлений.

Так, именно по инициативе психологической службы было возбуждено уголовное дело в отношении М., К., и К-ва об изнасиловании несовершеннолетней Н. Последняя побоялась рассказать о случившемся родителям и обратилась за помощью по телефону доверия в службу психологической помощи. В результате оперативного обращения сотрудников службы в милицию преступники были пойманы.

Однако в действующем законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие специалистов, работающих с детьми, сообщать в правоохранительные органы обо всех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что ребенок пострадал или страдает от жестокого обращения. В условиях известной закрытости семьи это нередко приводит к тому, что дети оказываются лишенными какой-либо помощи, если насильником является один из родителей или близкий родственник.

Посягательства на детей и подростков вызывают глубокую психическую травму, нарушают не только психосексуальное развитие, но и искажают формирование их личности. Поэтому первичная помощь психолога здесь необходима.

Однако потерпевшие дети в случае возбуждения уголовного дела приобретают определенный правовой статус, а их рассказ о травматическом событии становится свидетельскими показаниями. В ряде случаев, например, при инцесте или целенаправленном вовлечении ребенка в сексуальные отношения, когда взрослый не прибегает к физическому насилию, именно показания потерпевшего являются основой для установления факта преступления и доказательства вины преступника.

В связи с этим возникает вопрос о допустимости какого-либо психотерапевтического воздействия на несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Российское законодательство фактически игнорирует указанное обстоятельство. Ч. 3 ст. 20 УПК РСФСР, в самой общей форме, запрещает применение к обвиняемому и другим участвующим в деле лицам угроз и других незаконных мер воздействия с целью получения показаний. Следует отметить неопределенность понятия «незаконные меры воздействия», однако принципиальный не достаток указанной нормы заключается в ином. Она призвана защитить обвиняемого от принуждения к даче показаний, но оставляет открытым вопрос о допустимости использования для оказания помощи потерпевшему таких психотерапевтических методик, которые искажают его показания или делают их менее информативными. Иными словами проблема может быть сформулирована следующим образом: правомерно ли, действуя в интересах потерпевшего, оказывать на него такое воздействие, которое будет противодействовать следствию?

5) Общественные организации.

Старые учреждения (народная дружина, ЖКК, товарищеские суды, советы по месту жительства, пионерия и комсомол) разрушены, а новые практически не созданы. Учитывая дефицит бюджета, проблема помощи детям может оказаться нереализованной.

Работа существующих на сегодняшний день в крупных городах России центров и фондов приносит плоды, но это, к сожалению, капля в море. Созданная в Москве при НИИ МВД Российская ассоциация поддержки жертв преступлений обусловлена, по мнению её президента В.Е. Квашиса, «политической конъюнктурой и стремлением как можно скорее предстать перед цивилизованным миром в облике правового государства».

Пункт 27 Венской декларации о преступности и правосудии гласит: «Мы определяем 2002 год как срок для рассмотрения вопроса о создании фондов для потерпевших, в дополнение к разработке и осуществлению политики защиты свидетелей». Для реализации положений декларации необходимо создавать общественные организации помощи детям-жертвам преступлений с переходом на коммерческую основу. Государство должно поддерживать становление таких организаций заказами по организации досуга детей и молодёжи.

С этой целою необходимо изменить абзац 2 части 2 ст. 19 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка», предоставив «социальным службам независимо от организационно-правовых форм и форм собственности при реализации государственного заказа на оказание услуг для детей право руководствоваться налоговыми нормативами и нормами, предусмотренными законодательством РФ для соответствующих государственных учреждений и организаций».

Также необходимо создавать специализированные организации помощи жертвам преступлений. Их дело - материально-техническая и морально-педагогическая защита потерпевших от преступлений.

6) Средства массовой информации (Радио и ТВ, кинематограф, печатные издания, интернет и т.д.).

Подавляющему большинству жертв преступлений (за исключением потерпевших от ДТП и особо тяжких преступлений) вовсе не уделяется внимания в СМИ. В большинстве СМИ пропагандируется культ насилия.

Для эффективной профилактики виктимизации детей СМИ необходимо:

а) подробный объективный анализ уголовных дел;

б) приглашение в передачи юристов для выдачи практических советов как уберечь себя от преступника;

в) информирование населения о действительной криминальной обстановке - точная статистика;

г) пропаганда психологических служб поддержки и обращения по телефонам доверия для жертв преступлений (чтобы знали их телефоны наизусть как «02»);

д) освещение проблемы неформальных молодёжных организаций;

е) издание и распространение брошюр и листовок, посвященных защите от попадания в ситуацию преступления;

ж) на законодательном уровне запретить показ «агрессивных» передач и фильмов и сайтов в детское время. Разработать критерий определения «уровня агрессии передачи»;



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Новые тенденции международной уголовной политики в законодательном регулировании защиты участников уголовного процесса
Правовое обеспечение оптимального функционирования государственного механизма как условие искоренения коррупции
Философские, психологические и юридические подходы к пониманию вины
Состязательность и равноправие сторон в уголовном суде
Развитие института смертной казни в законодательстве Советского государства в период с 1922 по 1991 год
Вернуться к списку публикаций