2009-07-09 19:53:18
ГлавнаяУголовное право и процесс — Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних



Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних


Общие меры профилактики

В общих мерах виктимологической профилактики несовершеннолетних жертв преступлений выделяются следующие субъекты:

1) Семья.

Она играет главенствующую роль в воспитании детей. Семья несет основную ответственность за обеспечение питания и защиту детей. Здесь начинается приобщение детей к культуре, ценностям и нормам общества. Для всестороннего и гармоничного развития личности дети должны расти в семейных условиях, в атмосфере счастья, любви и понимания. Соответственно, все учреждения общества должны уважать и поддерживать усилия родителей и других опекунов в том, что касается обеспечения детей питанием и проявления заботы к ним в условиях семьи

Семья - это целый мир, разрушить который легко, а восстановить не просто. Так как атмосфера семьи неформальна, процент обратившихся за защитой в органы ничтожно мал. Поэтому прежде чем вмешиваться органам государства надо дать шанс родственникам.

Механизм виктимологической профилактики заложен в структуре семьи. Девиантное поведение одного из родственников может быть предупреждено другим.

Виктимизация несовершеннолетнего может быть предупреждена его родственником с помощью:

- наблюдения за правильным развитием и здоровьем ребёнка и его коррекцией в случае физических или психических отклонений;

- правильное половое и культурное воспитание ребёнка, формирование культуры межличностного общения;

- обучение его навыкам поведения на улице, осторожности в общении (в том числе интерактивном) с незнакомыми людьми, навыками обращения за помощью, поведению в замкнутых помещениях в виктимогенной ситуации;

- первоначальное правовое воспитание ребёнка, разъяснение ему его прав, свобод и обязанностей;

- повышение виктимологической грамотности самих родителей (не оставление малолетних одних, не дарение дорогих украшений, отсутствие разговоров о имеющихся в семье крупных сумм денег);

- ограничения доступа детей к СМИ, пропагандирующим насилие и секс. На домашнем компьютере в программе Internet Explorer в меню свойства обозревателя разделе содержание взрослым необходимо включить ограничение доступа к информации, получаемой из Интернета и в подразделе оценки поставить нулевой уровень для просмотра насилия, ненормативной лексики, секса и обнажения тела.

Особенно велика роль родителей в отношении малолетних и физически или психически отсталых детей. Такие дети без помощи родителей практически не способны защищаться самостоятельно.

Родитель может помочь восстановлению прав ребёнка не только как представитель на судебном разбирательстве, но как сторона, решающая конфликт. Так, например, в новой системе ювенальной юстиции, принятой в Новой Зеландии Законом 1989 года, все дела по несовершеннолетним, за исключением тяжких насильственных преступлений, изымаются из полиции и суда и передаются для решения семейных конференций. В результате судьи отметили значительное, доходящее до 80% число отказов от уголовного преследования.

Выходом для России может быть урегулирование конфликта на совместной встрече семей потерпевшего и нарушителя с участием координатора от имени государства, (это может быть специально подготовленный для работы с детьми судья) и, если того требуют стороны, - представителя правоохранительного органа, а также адвоката.

Часто случается так, что родственники не в силах помочь. Особенно это касается внутрисемейных конфликтов, (случаев алкоголизма, агрессии, психопаталогии родителей). Здесь ребёнок оказывается крайним. Он - наиболее незащищённый член семьи. Морально - так как причинивший насилие - его родной. Физически - так как он слабее. Фактически - так как за защитой он обращается в основном к родственнику.

Другой родственник гораздо чаще думает о своем личном положении, о том какое влияние это окажет на ребёнка, на виновника насилия (и семью), если он потеряет работу, боится рассказать о своей частной жизни в суде и о том, что случится, когда система закончит это дело. Он иногда может позвонить в милицию, но делают это не для того, чтобы государство вмешалось настолько, чтобы посадить обидчика в тюрьму. Скорее, чтобы получить передышку и решить, как быть дальше.

От кого же тогда ждать помощи ребёнку?

2) Когда официальные способы разрешения конфликтов работают не эффективно на помощь могут прийти соседи и друзья.

Во многих случаях внутрисемейного насилия жертва не ставит себе цель, во что бы то ни стало наказать обидчика. Ей необходимо выговориться, услышать признание вины, получить уверенность, что его родной больше так не поступит. Выходом является применение восстановительного способа. Одной из возможных его форм является решение проблемы в местном сообществе с активным привлечением соседей и друзей как посредников. Выговоренные в присутствии родных и соседей чувства оказывают влияние на обидчика, вызывая стыд и желание исправиться

3) Педагогические учреждения (школа, ПТУ, техникум, ВУЗ).

Именно здесь продолжает формироваться основы поведения ребёнка. За безопасность ребёнка в школе отвечают учителя. И именно «школа» является главнейшим субъектом по выявлению и исправлению ошибок, допущенных на первой ступени. Здесь с помощью групповых дискуссий, ролевых игр, межличностного общения воспитывается характер ребёнка.

Задача учебно-воспитательных заведений состоит также в том, чтобы объяснить ребенку, что ни с кем без разрешения воспитателя или учителя он не должен ходить, даже если этот человек кажется ему знакомым.

Особенно настораживает то обстоятельство, что по результатам социологического опроса 283 учителей Москвы, проведенного в 1998 году сотрудниками центра «ОЗОН 11% учителей отметили, что их коллеги допускали физическое насилие над своими учениками. Ведь то, что закладывается в подсознание ребёнка образовательной системой, то и получается на выходе - в его взрослой жизни. Большая роль отводится предмету «граждановедение», который в большинстве школ не является обязательным или преподаётся учителями истории.

По данным Е.М. Юцковой только каждый пятый опрошенный школьник посчитал преступлением жестокое избиение человека из-за неприязненных личных отношений, каждый третий - затрудняется ответить, с какого возраста наступает уголовная ответственность. Более 17% ответили, что за преступления, совершённые несовершеннолетними несут ответственность их родители, 48% - несовершеннолетний и родитель.

Поэтому в целях улучшения правовой грамотности, необходимо, дабы «граждановедение» в школах, начиная с пятого класса, являлось обязательным предметом и преподавалось только педагогами, закончившими юридический факультет или отделение. В предмет изучения учебной дисциплины «граждановедение» должны входить основы государства и права.

Студентами юридических ВУЗов проблема жертвы практически не изучается. В отечественных учебниках до сих пор виктимология представлена недостаточно. До сих пор максимально уделяемый виктимологической проблематике объём - один параграф на учебник. А ведь какова теоретическая база наших будущих прокуроров, адвокатов, следователей, таковы и их практические шаги.

Как бы ни оценивались научный статус и перспективы развития виктимологии, виктимологическая теория уже достаточно разработана. Достигнуты положительные результаты в решении практических задач борьбы с преступностью. Это убедительно доказывает, необходимость в рамках изучения криминологии в юридических ВУЗах, включить в учебно-методические материалы к учебному курсу «Криминология», тему виктимология, содержащую вопрос ювенальной виктимологии. В дополнении к этому студентам дневных отделений уголовно-правовой специализации нужно посвятить изучению виктимологии отдельный двухчасовой семинар. Теоретической базой для изучения будет написанная в учебнике по криминологии соответствующую главу. Настоящее исследование может стать базой для вышеперечисленных шагов хотя бы в рамках Московской Государственной Юридической Академии.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Необходимость совершенствования института возвращения судом уголовных дел на дополнительное расследование
Феномен вины в свете основных законов диалектики
Становление института смертной казни в законодательстве Советского государства в период с 1917 по 1922 год
Российская наука уголовного права о вине
Квалифицированные виды нарушения правил дорожного движения и отграничение состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, от смежных и иных составов преступлений.
Вернуться к списку публикаций