2009-07-09 19:53:18
ГлавнаяУголовное право и процесс — Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних



Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних


Мероприятия московской городской целевой программы «Развитие социального обслуживания семьи и детей» на 1998-2000 гг. предусматривают создание сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Пункт 2.17. мероприятий городской целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», предусматривает развитие в Москве сети социальных учреждений (социальные, психолого-педагогические, медицинские центры, центры экстренной психологической помощи по телефону, профилактории, приюты, комплексы и т.д.) для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Хотя исполнение этих программ возложено на комитеты правительства Москвы по делам семьи и молодежи; образования; здравоохранения; социальной защиты населения, а также на префектуры АО подобных центров в России ещё не создано.

Государственное финансирование данной проблемы ничтожно мало. Так, на разработку и создание социальных технологий, индивидуальных и групповых программ по реабилитации лиц, пострадавших от насилия в семье в России в 2001- 2002 годах отводится всего 300 тысяч рублей из федерального бюджета. Исполнитель - Минтруд России. В Москве на сегодняшнее время существует лишь одно подобное учреждение - центр - психолого-медико-социальный центр для детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию «ОЗОН». Да и тот находится лишь на частичном бюджетном финансировании, иначе не выжить. Поэтому на законодательном уровне необходимо помогать созданию негосударственных фондов компенсации ущерба жертвам насильственных преступлений (льготы по налогообложению, правовому положению).

Есть ли выход в данной ситуации? Пункт 27 Венской декларации о преступности и правосудии гласит: «Мы решаем принять, где это уместно, национальные, региональные и международные планы действий в поддержку жертв преступлений, такие как: механизмы посредничества и реституционного правосудия, строящихся на уважении прав, потребностей и интересов потерпевших, правонарушителей, общин и всех других сторон. Мы определяем 2002 год как срок для проведения государствами обзора их соответствующей практики, укрепления служб по оказанию помощи потерпевшим и проведения кампаний по ознакомлению с правами потерпевших...».

Специальной рабочей группой разработан текст Декларации «основных принципов использования программ восстановительного правосудия в уголовных делах», который принят в качестве проекта Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в апреле 2000 г., а в июле 2000 г. - резолюцией № 2000/14 Экономического и социального совета ООН.

Таким образом, одной из форм реализации цели восстановления справедливости является программа посредничества между жертвой и правонарушителем. Программа реализует вышеуказанную цель через примирение сторон и возмещение ущерба преступником потерпевшему. Программы посредничества рассматриваются как движение к справедливости, дополняющее сложившуюся систему правосудия и сокращающее применение уголовной репрессии.

Принципы программы просты: добровольность участия и безопасность сторон, независимость ведущего программы, признание посягателем факта нарушения. В ходе проводимой с участием ведущего-посредника встречи посягателя и потерпевшего достигается взаимопонимание по поводу произошедшего, вызвавших его причин, сопутствующих ему условий и последствий для потерпевшего. Правонарушитель видит плоды совершённого им и пострадавшего человека. Часто, испытывая стыд, он желает загладить причинённый жертве ущерб.

В результате программы принимается и исполняется соглашение о возмещении ущерба правонарушителем, а также план по изменению поведения участников преступления, исполнение которых контролируется посредником. Потерпевший преодолевает шок и кризис «алогичности мира», возвращается к жизни.

Программа посредничества уже воспринята уголовными системами США, Канады, Великобритании, Норвегии, Финляндии, Австрии, Германии, Франции, Бельгии, Польши, Чехии, Австралии и Новой Зеландии. По данным Лейвенского университета (проведшего в 2000 году европейский форум посредничества между жертвой и правонарушителем и восстановительного правосудия) в вышеперечисленных европейских странах в 1998 году на 880 программ посредничества было направлено 76 922 уголовных дела. По данным Барта Галавея (специалиста в области возмещения ущерба, проведшего исследования программ примирения с 1974 по1988 года), процент возмещения причинённого вреда высок.

Первые попытки применения восстановительного подхода к уголовному правосудию наблюдаются и в России. Причём инициатива идёт не сверху - от государственных органов, а снизу. Общественным центром «С. П. Р.» с 1998 года в Москве проводятся программы посредничества между потерпевшим и правонарушителем. Центром заключены и действуют договоры, регулирующие взаимодействие с Таганской межрайонной прокуратурой и Черёмушкинским межмуниципальным судом города Москвы. С 1998 по январь 2001 года центр «С. П. Р.» проводил программы примирения по 71 делу (конфликту или криминальной ситуации). Примирительные программы по 43 делам дали положительные результаты. 12 из них были уголовными делами. Два уголовных дела были прекращены за примирением посягателя с потерпевшим. Остальные дела были переданы на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, ПДН и школ. В основном центр имеет дело с правонарушениями против собственности, включая причинение ущерба собственности официальных организаций (магазинные кражи, повреждение общественных телефонов и муниципальной собственности). И в других городах России (Тюмени, Иркутске, Дзержинске, Урае, Арзамасе, Великом Новгороде, Новороссийске и Перми) есть организации, проводящие восстановительные программы.

Восстановительный подход к правонарушениям несовершеннолетних нашёл поддержку в Генеральной прокуратуре РФ. Так, в п. 2 приказа № 38 Генерального прокурора России от 22.06.2001 говорится о том, что в организации надзора за соблюдением законодательства в отношении несовершеннолетних необходимо соблюдать приоритет интересов ребенка. Российская судебная практика по делам несовершеннолетних также ориентирует судей на ограничение применения репрессивных санкций.

Взятое уголовной политикой России направление от карательного подхода к восстановительному должно отражаться в уголовном и процессуальном законодательстве и практике правоохранительных органов и суда. Это касается в первую очередь несовершеннолетних, так как примерно 85% несовершеннолетних преступников являются сверстниками потерпевших. Тем более что статья 76 уголовного кодекса России применяется не эффективно. Так, по данным Д.А. Жукова за период с 1996 до 2001 года в России зарегистрировано всего 1216 случаев освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением сторон.

Для изменения сложившейся ситуации необходимо совершенствовать ведомственное законодательство, в частности создать службу примирения и приказами ген. прокурора, МВД и министерства юстиции установить обязанность соответствующих органов при желании сторон направлять их дела в данную службу.

На втором этапе виктимологической профилактики на основе изучения личностных качеств реальных потерпевших, внешних обстоятельств преступлений, взаимоотношений с преступником осуществляется выявление потенциальных жертв преступлений и выдача им рекомендаций, предупреждающих реализацию их виктимных качеств.

Эффективность данного этапа зависит, прежде всего, от полноты и качества информации, источником которой могут быть материалы уголовной статистики, судебно-следственной практики и оперативно-розыскной деятельности, сообщения государственных органов, должностных лиц и представителей общественности, учёных-криминологов, сообщения, письма и жалобы граждан, материалы средств массовой информации, результаты судебно-медицинской, судебно-психиатрической, криминалистической и других экспертиз.

К сожалению ни в одном из видов статистических учётов информации о несовершеннолетних потерпевших практически нет, что усложняет изучение личности несовершеннолетнего потерпевшего и проведение с ним профилактической работы.

Что касается разработки профилактических рекомендаций, то здесь выделяются следующие направления:

а) разъяснение несовершеннолетним, выделенным по признакам пола, района проживания, давности проживания и другим характеристикам правил, обеспечивающих максимальную личную безопасность в процессе жизнедеятельности;

б) разъяснение несовершеннолетним оптимального образа действий при столкновении с преступником, включая точное описание адресатов и порядка обращения в правоохранительные органы;

в) разъяснение родственникам и учителям несовершеннолетних мер, необходимых для их контроля за несовершеннолетними с виктимно-провоцирующим поведением,

г) разработка рекомендаций, касающихся мер охраны общественного порядка, ограничивающих возможности виктимного поведения;

д) разработка рекомендаций, касающихся снижения количества латентных жертв.

В виктимологической профилактике выделяются общие меры -правовые, педагогические, психологические, медицинские, информационные и специальные меры по нейтрализации причин, влияющих на виктимизацию несовершеннолетних. Приоритет виктимологической профилактики несовершеннолетних, потерпевших от преступлений, отдаётся сочетанию правовых и социально -психологических мер предупреждения преступлений.

Эти меры можно классифицировать по различным критериям. Я остановлюсь на разграничении их по субъектам, посредством которых они реализовываются в жизнь.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору и организационной группой
Формы вины как правового явления
Групповые корыстные преступления несовершеннолетних - квалификации и наказание
Ограниченная вменяемость
Проблемы и тенденции развития института смертной казни в российском законодательстве в постсоветский период
Вернуться к списку публикаций