2009-07-09 19:53:18
ГлавнаяУголовное право и процесс — Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних



Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних


Понятие и этапы виктимологической профилактики

Предупредительные меры нацелены на устранение причин и условий, способствующих совершению преступления. Как они используются, от кого следует исходить при их применении от преступника или от потерпевшего - вот главный вопрос? Криминалистическая практика в основном ориентирована на преступника.

Хотя пункт 25 Венской декларации о преступности и правосудии сказано: «Мы, государства - члены ООН, признаем, что всеобъемлющие стратегии предупреждения преступности на международном, национальном, региональном и местном уровнях должны затрагивать коренные причины и факторы риска, связанные с виктимизацией... Мы настоятельно призываем к разработке таких стратегий».

Предлагается повернуть точку применения на 180 градусов - от преступника к жертве. Ибо профилактика поведения преступника ничто без профилактики поведения жертвы. Сами предупредительные меры придумывать не надо - они уже давно используются в отношении преступника. Обращение к жертве позволит обогатить палитру профилактических возможностей.

Профилактика виктимизации (виктимологическая профилактика) - это предупреждение становления жертвой преступления путём принятия мер по недопущению, устранению и нейтрализации причин виктимизации путём повышения охранно-защитных возможностей потенциальных жертв преступлений.

Поскольку сегодняшние дети - это граждане завтрашнего мира, их выживание, защита и развитие являются непременным условием развития человечества в будущем. Поэтому особенно актуальна профилактика в среде несовершеннолетних потерпевших.

Многие годы основные усилия государства и общества были направлены на устройство детей, оставшихся без родительского попечения, а не на устранение причин этого явления - предупреждение жестокого обращения с детьми и пренебрежения их основными потребностями, что значительно снижало эффективность этих усилий.

Принимались и принимаются программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для безнадзорных детей строятся новые приюты. Однако число «социальных сирот» увеличивается из года в год. Для их устройства нужны все новые и новые социальные учреждения. Это может продолжаться бесконечно, пока государство и общество от борьбы со следствием - безнадзорностью не перейдут к устранению причин социального сиротства - внутрисемейной виктимизации несовершеннолетних.

По закону можно лишить родителей их прав или ограничить родителей в этих правах, но нельзя обязать пройти лечение от алкоголизма (наркомании), либо курс социально-психологической реабилитации. То есть закон позволяет отобрать ребенка у родителей, но не дает правовых механизмов для вмешательства органов государства в дела семьи для защиты нарушенных прав и законных интересов детей на начальном этапе развития кризиса семьи, когда ей еще легко помочь.

Таким образом, защитить детей от насилия в семье, используя традиционные меры гражданско-правового и уголовно-правового характера вряд ли можно. Ориентация только на эти меры приводит к тому, что помощь жертвам оказывается лишь тогда, когда насилие уже повлекло тяжелые последствия и сохранить семью невозможно. Получается, что органы государства вынуждены ждать распада семьи, чтобы затем потратить огромные средства для неэффективного воспитания уже осиротевших детей.

Таким образом, государству необходимо создать правовой механизм защиты нарушенных прав и законных интересов детей внутри семьи на начальном этапе кризиса семейных отношений.

Семья-это мир, замкнутый для посторонних глаз. Учитывая это и положение ст. 51 Конституции России, согласно которому никто не должен свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, встаёт вопрос о возможности решения проблемы выявления детей - жертв внутрисемейного насилия. Большую эффективность, на мой взгляд, представляют коррекционно-реабилитационные меры, проводящиеся на начальных этапах кризиса семьи.

Однако в действующем законодательстве отсутствуют основания для осуществления их в недобровольном (обязательном) порядке. Их надо предусмотреть путём внесения изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Существуют следующие этапы виктимологической профилактики:

1) помощь в восстановлении прав потерпевшим;

2) выявление потенциальных жертв для выдачи им рекомендаций, предупреждающих реализацию их виктимных качеств.

На первом этапе реализуется провозглашённая уголовным законом России цель восстановления социальной справедливости на практике не работает.

Люди, образовав государство для личной защиты, платят за это налоги. Государство, не защитившее каждого конкретного человека от преступления (не раскрыв преступление и не изобличив виновного), не исполняет взятую на себя обязанность и должно в соответствии со ст. 52 Конституции РФ компенсировать потерпевшему причинённый ущерб. Но этого не происходит. Государственные органы перегружены уголовными делами небольшой и средней тяжести. Психология правоприменительных органов базируется на старых целях кары преступника.

Российский же человек лучше забудет про незначительную кражу, избиение, оскорбление, нежели пойдёт за защитой своих прав в милицию и суд.

Правовое регулирование реабилитации несовершеннолетних жертв преступлений в России предусматривается несколькими нормативно-правовыми актами.

Статья 1 закона России «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» гласит «ребёнок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)». К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, Закон относит детей - жертв насилия. Для таких детей, в соответствии со ст. 13 закона, должны создаваться специализированные социальные учреждения. Подобную меру предусматривает и Указ Президента от 14 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».

Пункт 9 примерного положения «О социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» предусматривает, что в соответствии со своими задачами центр: а) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; б) принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; в) оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; г) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации; д) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; е) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; ж) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; з) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; к) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; л) на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Использование данных о личности подсудимого в судебном приговоре
Понятие и особенности уголовной ответственности пособника
Понятие соучастия в преступлении и общие положения об уголовной ответственности соучастников
Понятие рецидива преступлений и основания применения за него более строгих мер уголовной ответственности
Некоторые вопросы правового регулирования борьбы с организационной преступностью
Вернуться к списку публикаций