2009-07-09 19:52:18
ГлавнаяУголовное право и процесс — Криминологическая характеристика виктимизации несовершеннолетних



Криминологическая характеристика виктимизации несовершеннолетних


Е.Г.Дозорцева (1993) пишет о двух типах характера потерпевших: первого - тормозимого, характеризующегося внушаемостью, подчиняемостью, нерешительностью, доверчивостью, эмоциональной неустойчивостью, трудностью прогнозирования последствий своих действий, легкостью развития дезорганизации мыслительной деятельности с реакцией растерянности в стрессовых условиях, и второго - характеризующегося педагогической запущенностью, несформированностью морально-этических установок, возбудимостью, расторможенностью, слабостью волевого контроля.

В результате проведённого исследования установлено, что у 19% несовершеннолетних потерпевших отношения с преступником были хорошие, у 18% - неприязненные, у 14% отношений с преступником не было, у 11% - глубокие, у 3% - враждебные и у 26% жертв качество отношений с преступником не удалось установить. Таким образом, качество отношений до преступления влияют на совершение самого преступления.

Результаты моего исследования подтверждают классификацию жертв преступлений, предложенную Д.И. Ривманом. В зависимости от проявления личностных качеств в ситуации преступления выделяются следующие виды жертв преступлений:

1) агрессивная - её поведение связано с нападением на причинившего вред или других лиц или иными действиями того же плана (оскорблением, клеветой, издевательство...). Для неё характерно намеренное создание конфликта (поведение может быть преступным, административно - наказуемым или только аморальным). Так, 10% исследованных жертв провоцировали будущего посягателя своими действиями.

2) активная - её поведение хотя и не связано с нападением или созданием конфликта, но активно способствует причинению ей вреда (обращение с просьбой о причинении вреда, совершение действий, приводящих к причинению вреда - малолетняя А. желает половых отношений с взрослым X.). Так, 2% несовершеннолетних желали посягательства (половое сношение с малолетними).

Так, В городе Йошкар-Ола 7-летнюю Лидочку заприметил юный насильник. Увидев, что девочка настороженно относится к посторонним, отрекомендовался соседом и бывшим учеником ее мамы. Зная, что девочка любит делать покупки только ради того, чтобы что-то купить, он дает ей деньги, поначалу 100200 рублей, находит для нее красивую курточку, которую Лидочка надевает в тайне от родителей на прогулки. А в один из дней после очередного свидания с малолеткой и развратных действий с ней, вымогаемый большей суммой денег убивает ее, боясь наказания.

3) инициативная - её поведение хотя и носит положительный характер (активное сопротивление посягавшему), но приводит к причинению ей вреда. Так, 9% жертв оказывали сопротивление посягавшему.

4) пассивная - не оказывает сопротивления посягавшему по объективным (малолетство) или субъективным (страх) причинам. В момент совершения преступления 56% исследованных пострадавших находились в беззащитном состоянии. Чаще всего это были малолетние, неспособные понимать значения и характера действий преступника.

Так, одна московская семья попросила своего соседа, одинокого 37-летнего мужчину оказать им помощь забрать ребенка из сада, тем более что он известен был девочке. Мужчина с радостью выполнил просьбу, и с того момента повелось, что если родители не могли забрать ребенка из сада, просили соседа. А когда летом садик выехал за город, сосед предложил навещать малышку, с которой он успел подружиться, и довольные родители, собирали передачи и отправляли их дочери через соседа. Мужчина забирал девочку на час или два, потом привозил обратно. И сколько бы это продолжалось, если бы воспитатели не заметили, что девочка неохотно идет к мужчине. Приехав в город, они рассказали о своих наблюдениях родителям, но те сослались на застенчивость ребенка, но с девочкой стали происходить странные вещи: как только она видела соседа, тут же старалась спрятаться за родителей, а если он пытался ее поднять на руки, начинала плакать. На вопросы родителей ребенок отвечал, что дядя плохой, что он делает ей больно. И опять родители не придали значения словам ребенка, они забеспокоились лишь тогда, когда их ребенка отправили на обследование в КВД и к гинекологу. Оказалось, что мужчина, который поначалу довольствовался развратными действиями в отношении девочки, перешел к насилию, заразив ее венерическим заболеванием.

5) некритичная - неосмотрительная и не умеющая правильно оценить ситуацию жертва (малолетняя С. соглашается поехать с незнакомым Н., чтобы указать, где живёт доктор для больной собаки). Другой пример. Это произошло в военном городке вблизи Сергиева Посада. Девочка 7 лет приняла предложение 62-летнего соседа пойти к нему домой и посмотреть бабочку. Приведя её домой, старик запер дверь и заставил девочку выпить полстакана водки, угрожая ей убить ее мать, дал на закуску огурец, а потом, раздев ее, совершил развратные действия. Одев ребенка и вытолкнув ее из квартиры, предупредил: «Скажешь кому, убью мать». Заплаканный ребенок пришел домой, и мать вечером в ванной замечает покраснения на теле дочери, на вопросы матери девочка боялась отвечать, а потом, заплакав, рассказала, что мужчина, который живет в их доме позвал ее смотреть бабочку, которая висит у него на стене. Он раздел ребенка, кусал и трогал ее половые органы. Но, как зовут мужчину и где именно он живет, девочка сказать не могла. Все выяснилось после похожего случая, когда старик заманил к себе мальчика того же возраста. И опять преступления могло и не быть, если бы ребенок либо отказался от предложения, либо подошел к родителям и предупредил, что хочет пойти посмотреть бабочку. Конечно, родители могли бы они проводить ребенка или отпустить его одного, и вряд ли бы сосед пошел на преступление.

6) нейтральная - никаким образом не способствующая совершению посягательства. Так, в 23% случаев проявление личностных качеств в момент совершения преступления установить не удалось.

На факт преступления влияют не только субъективные психологические качества потерпевшего. Необходимо принимать во внимание и субъективные свойства посягателя и его отношения с потерпевшим до и во время преступления.

Основываясь на результатах моего исследования, следует произвести классификацию жертв в зависимости от того, относится ли преступник к микросоциальному окружению потерпевшего на:

1) знакомых с преступником:

а) находящихся в семейно-соседских с преступником отношениях;

б) имеющих близкие отношения с преступником (приятельские, любовные, враждебные);

2) не знакомых, мало или случайно знакомых с преступником.

Так, в 65% изученных случаев потерпевший был знаком с преступником, 38% из которых были родственниками, а 27% - друзьями, соседями, приятелями или знакомыми потерпевшего. Таким образом, две трети жертв находились в длительных отношениях с преступником.

Данные результаты подтверждаются Л.М. Прозументовым (в 59% случаев жертва была знакома с преступником, 25% преступников приходилось на родственников). По результатам социологического опроса 283 учителей Москвы, проведенного в 1998 году сотрудниками центра «ОЗОН», половина опрошенных отметили, что за последний год они встречались с фактами жестокого обращения с детьми, общее число которых составило 448. Среди этих случаев 50% приходилось на психическое насилие, 30% - на физическое насилие, 13% - на сексуальное насилие и 6,9% - на пренебрежение основными потребностями детей. Насилие совершали в 38% случаев родители, в 34% - сверстники, в 11% - учителя или воспитатели, в 17% - другие лица. При содействии центра 13 уголовных дел, связанных с внутрисемейным сексуальным насилием было передано в суд.

Социологические опросы, проводимые средствами массовой информации, стабильно показывают, что насилие как «воспитательную» меру считают эффективной и регулярно используют 60% родителей.

Например, в г. Реутово один папаша, изнасиловавший всех своих и приемных детей, переключился на их подруг и друзей, внушая детям, будто изгоняет из них нечистую силу, и заставляя приходить к себе и терпеть невыносимые издевательства. И дети молчали, а их родителям не было времени поговорить с детьми, заглянуть им в глаза, узнать, что их беспокоит. И сколько бы так продолжалось, если бы не задержали 17-летнего сына насильника, изнасиловавшего 11-летнюю девочку в лифте и рассказавшего о деяниях своего папаши.

В городе Майкопе две девочки, 8 и 9 лет, часто играли во дворе у своего соседа, 67-летнего старика, и родители никогда ничего не видели в этом плохого. В один из октябрьских дней старик пригласил к себе девочек, и родители видели, как дети, сидя во дворе за столом едят виноград, прошло минут сорок, когда мать снова выглянула в окно, но девочек не было видно ни во дворе у соседа, ни около дома. Начались поиски, но ни у кого даже не было желания зайти к соседу, а девочек нашли лишь в конце марта следующего года в школьном туалете в 30 метрах от собственного дома. Они были изнасилованы и убиты, а убийцей оказался именно 67-летний старик-сосед, у которого в тот день помутилось в голове, и он набросился на девчушек, изнасиловав одну, пытается совершить половой акт с другой и разрывает ей половые органы, а потом убивает, дождавшись ночи, сбрасывает трупы в школьный туалет.

Дети бегут из дома, оказываясь на вокзалах и рынках, где их тут же прибирают к рукам кавказцы, заставляя работать и продолжая насиловать, и некуда больше бежать этим детям. Один мальчик, доставленный в больницу с разрывами анального отверстия и сильным внутренним кровотечением, наколотый обезболивающими (врачи уже не могли ему спасти жизнь и сделали все, чтобы он хотя бы перед смертью не мучился), отказался назвать своих насильников, сказав: «Они же меня кормили».

Таким образом, виктимизации несовершеннолетних в плане их возможности стать жертвой сексуального насилия в большей степени способствуют все же не личностные психологические особенности детей, связанные с их возрастом и развитием, или их поведение, а такие факторы, как неблагоприятное микросоциальное окружение, в котором они жили и воспитывались, отсутствие должного внимания и присмотра со стороны родственников (выражающееся в неумении или нежелании заниматься их воспитанием), сексуальная безграмотность последних, а также исключительный цинизм и аморальность преступников.

В зависимости от характера нанесённого ущерба - на потерпевших физический ущерб (здоровью), материальный ущерб имуществу и эмоциональные страдания.

В зависимости от степени тяжести нанесённого вреда жертвы делятся на потерпевших лёгкий, средней тяжести, тяжкий и особо тяжкий вред. Такого рода классификация, на мой взгляд, необходима для восстановления прав потерпевших и возмещения ущерба, причинённого преступлением.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Деятельность органов дознания в системе мер противодействия незаконному обороту наркотиков
История российского уголовного законодательства об ответственности за мошенничество
Проблемы назначения наказания за налоговые преступления
Понятие и особенности уголовной ответственности пособника
Проблемы соотношения налоговых и иных преступлений в сфере экономики
Вернуться к списку публикаций