2009-07-09 19:50:18
ГлавнаяУголовное право и процесс — Теория виктимологии



Теория виктимологии


Правовое регулирование защиты потерпевших: история и действительность

Ещё ученик Ломброзо, Энрико Ферри (1866-1929), подробно осветил проблему возмещения вреда жертве преступления. Он развивает идею о том, что «возмещение ущерба, причинённого жертве преступлением, должно быть выплачено государством, ибо именно оно виновато в том, что не сумело предупредить деликт и лучше защитить от него граждан. Ведь, 60 % раскрытых преступлений остаются ненаказанными, а в оставшихся 40% случаев государство не оказывает помощи пострадавшим, предоставляя заботу об их частных интересах гражданскому суду». Один из прародителей криминологии, позитивист права Раффаэль Гарофало (1852-1934), воспринимал введение компенсации жертвам преступлений как средство ресоциализации и усиления социальной защиты населения от преступников.

История международно-правового регулирования защиты потерпевших выглядит следующим образом:

В 1973 году в Иерусалиме состоялся первый международный симпозиум по проблемам виктимологии. На нём обсуждался понятийный аппарат виктимологии и поднимался вопрос о позиции общества в отношении жертвы. Было учреждено Всемирное общество виктимологии. Во многих странах возникли объединения в поддержку жертв преступлений, в частности в ФРГ - это «Белое кольцо».

29 ноября 1985 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией № 40/34 принимает Декларацию «основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью». Основанием для её принятия послужило «осознание того, что миллионам людей во всём мире в результате преступлений или злоупотребления властью наносится ущерб; права жертв этих преступлений не признаются должным образом... жертвам несправедливо наносятся телесные повреждения или ущерб их собственности... они подвергаются лишениям при оказании содействия судебному преследованию правонарушителей (рецидивная виктимизация)...».

Раздел 1 «Доступ к правосудию и справедливое обращение» предусматривает право жертв преступлений на... скорейшую компенсацию. «Государствам-участникам следует содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям жертвы путём:

а) предоставления информации о её роли, объёме и сроках проведения и ходе судебного разбирательства...;

в) предоставлению надлежащей помощи жертвам на протяжении судебного разбирательства;

г) принятия мер для сведения к минимуму неудобств для жертв, охраны их личной жизни..., обеспечения безопасности их семей и свидетелей со стороны их защиты от запугивания и мести;

д) предотвращения неоправданных задержек при рассмотрении дел и выполнении постановлений или решений о предоставлении компенсации жертвам.

Декларация рекомендует использовать неофициальные механизмы урегулирования споров, включая посредничество, арбитраж и суды обычного права или местную практику с тем, чтобы содействовать примирению и предоставлению жертвам возмещения. При соответствующих обстоятельствах правонарушители или третьи лица, несущие ответственность за их поведение, должны предоставлять справедливую реституцию жертвам, их семьям, иждивенцам. Такая реституция должна включать возврат собственности, или выплаты сумм причинённого ущерба, возмещение расходов, понесённых в результате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах. В случаях, когда жертве невозможно получить компенсацию в полном объёме от правонарушителя или из других источников государствам предлагается принимать меры к предоставлению финансовой компенсации жертве, которая в результате тяжкого преступления получила значительные телесные повреждения, существенно подорвала своё здоровье, или её семье (в том числе иждивенцам).

Кроме того, Декларация призывает государства к созданию, укреплению и расширению национальных и иных фондов, имеющих целью предоставление жертве компенсации, в частности, когда государство гражданства потерпевшего не в состоянии возместить ущерб. За действие государственных должностных лиц, нарушающих национальные законы, государство несёт ответственность, предоставляя жертве реституцию за причинённый ущерб.

Пункт 8.1 Токийских «Правил нормативного минимума по мерам воздействия, не связанным с лишением свободы» ООН предлагает всем государствам - участникам принимать во внимание интересы жертвы при вынесении приговора и консультироваться с жертвами преступлений.

Что касается документов Совета Европы, то можно выделить следующие правовые акты.

28 июня 1985 года Совет Европы в Страсбурге принимает Рекомендации № R/85/11 «О положении потерпевшего в системе уголовного и уголовно-процессуального законодательства». В документе государствам предлагается защита потерпевшего на уровне милиции, органов предварительного расследования, на стадии допроса потерпевшего, в судебном разбирательстве, на стадии исполнения решения. Отдельные разделы посвящены защите неприкосновенности частной жизни и особой защите потерпевшего в случае угрозы со стороны посягателя.

17 сентября 1987 года Совет Европы в Страсбурге принимает Рекомендации № R/87/21 «Об оказании помощи жертвам преступлений и предотвращению виктимизации».

1 февраля 1988 года Совет Европы принимает Конвенцию о компенсации жертвам насильственных преступлений. Государственной компенсации подлежит вред, причинённый в результате умышленных насильственных преступлений, повлекших тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего. В преамбуле говорится, что необходимо разработать и внедрить систему возмещения пострадавшим ущерба государством, на территории которого совершены преступления, особенно в тех случаях, когда преступник не известен или не имеет средств. В соответствии со ст. 2.1 Конвенции, если компенсация не может быть получена из других источников, государство должно выплатить её: а) получившим серьёзные телесные повреждения или вред здоровью при наличии признаков умышленного насильственного преступления; б) иждивенцам лиц, умерших в результате такого деяния. В соответствии со ст. 4 Конвенции, компенсация должна покрывать в зависимости от случая по крайней мере следующие части ущерба: потерю заработка, затраты на лекарства и госпитализацию, затраты на похороны и в случаях, касающихся иждивенцев, - содержания. Согласно данным международных исследований далеко не все страны-участницы Совета Европы ратифицировали Конвенцию, причём недостаток средств является наиболее значимой причиной отказа от ратификации. Это касается и России.

Что касается правового регулирования защиты потерпевших от преступления в зарубежных странах, то можно выделить следующие законы.

В 1963 году в Новой Зеландии был принят первый в мире закон о возмещении ущерба жертвам преступлений. За ней последовали Великобритания, некоторые штаты США (12) и Австралии (5), провинции Канады (8).

В 1972 году в Австрии, а в 76 и в ФРГ принимаются законы соответственно «Об оказании помощи жертвам преступлений» и «О возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений».

С 1 января 1981 в Японии вступает в силу закон «О денежных выплатах жертвам преступлений». В соответствии с ним потерпевшие от преступных посягательств на жизнь или здоровье человека или семьи погибших в результате такого посягательства, могут получать денежные выплаты от государства, если они не получат компенсацию от причинителей вреда или не имеют какого-либо иного вида государственной помощи. Действие закона не распространяется на случаи родственных отношений между причинителем и потерпевшим, или если он сам спровоцировал преступление. Решение вопроса о выплате отнесено к компетенции комиссии общественной безопасности, осуществляющей общий контроль над полицией. В 81 году 97 из 152 обратившихся получили компенсацию в среднем по 3400 тысяч йен каждый.

В 1984 году в США (в поддержку начатых во многих штатах программ, обеспечивающих помощь и компенсации жертвам преступлений) вступает в силу федеральный закон «Об уголовно - правовой защите жертв и свидетелей преступления», по которому выступающему в качестве свидетеля в уголовном процессе потерпевшему обеспечивается судебная защита. Программы позволяют в строго определённых случаях жертвам тяжких преступлений против личности подавать прошение о возмещении понесённых расходов. Программы обеспечивают консультации у психоаналитика и некоторые другие виды поддержки.

Возмещение преступником ущерба потерпевшему становится самостоятельным видом уголовно - правовых санкций. Средства, полученные от штрафных санкций и конфискаций можно расходовать на штатные программы помощи потерпевшим от преступлений.

В США насчитывается более 2000 программ защиты жертв преступлений, 1422 из которых поддерживается министерством юстиции. В соответствии с законом на осуществление этих программ выделен федеральный фонд в 35 млн. долларов, который финансирует более 70 % агентств, оказывающих помощь жертвам насильственных преступлений. Не федеральное финансирование этой деятельности ещё более значительно. Организации создали в этих целях фонд в 200 млн. долларов. Эти деньги идут в основном на реабилитацию женщин, подвергшихся изнасилованию, и детей -жертв преступлений.

22 февраля 1990 года парламент Великобритании принимает «Хартию жертв преступления». Этот день объявляется днём жертвы преступления.

Законодательной базой российской виктимологии является статья 52 Конституции России, в соответствии с которой «Государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба». Эта статья воспроизводит п.3 ст. 30 ныне отменённого из-за невозможности выполнения закона «О собственности», возлагающего на государство обязанность возместить собственнику ущерб, причинённый преступлением.

Положение Конституции несёт явно декларативный характер, ибо государство не возмещает ущерб, причинённый даже особо тяжким преступлением, куда уж говорить об остальных.

Хотя в независимом докладе «Нарушения прав человека в системе уголовного правосудия России», представленном на 54-ю сессию Комитета ООН по правам человека отмечалось, что «...правовые нормы, регулирующие положение личности в судопроизводстве приблизились к международным стандартам..., но в повседневной практике не применяются постоянно», это не касается личности потерпевшего от преступления. Ни один из вышеперечисленных международных документов Россией не ратифицирован.

Как отмечает А.Парий, жертва преступления осталась «за бортом» проводимой правовой реформы, хотя стоящие перед ней проблемы носят весьма и весьма острый характер, а их разрешение не менее важно, чем разрешение проблем лиц, подвергшихся уголовному преследованию.

Для улучшения положения жертвы и реализации положений Конституции и Деклараций ООН необходимо ратифицировать Конвенцию Совета Европы и выделить в бюджете статью, покрывающую ущерб жертвам тяжких и особо тяжких насильственных преступлений.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Состязательность и равноправие сторон в уголовном суде
Вопросы совершенствования правомочий защитника на стадии расследования уголовных дел
О субъективных признаках вымогательства
Вина в зарубежном уголовном праве и законодательстве
Российская наука уголовного права о вине
Вернуться к списку публикаций