2009-07-07 17:34:33
ГлавнаяУголовное право и процесс — Сущность вины как социально-правового явления



Сущность вины как социально-правового явления


Вина как общественное отношение в структуре девиантного поведения

Известно, что человеческое познание есть процесс отражения действительности, своеобразная форма ее духовного освоения. Во всех своих проявлениях оно подчиняется общим закономерностям, что подразумевает определенное единство познавательного отражения как природных, так и социальных явлений.

Ценность любых научных знаний определяется тем, в какой мере они отражают объективную реальность, являющуюся предметом исследования, а также тем, насколько развито их теоретическое содержание, которое, в свою очередь, выступает результатом обобщающей деятельности человеческого мышления, основанной на эмпирических данных и осуществляемой по законам логики.

Формой существования различных знаний являются понятия или категории, и в том, как они возникают и развиваются, отражается общий ход эволюции познания, процесс дифференциации и интеграции научных достижений.

Понятия, формулируемые в любой конкретной науке (в том числе и в уголовном праве), безусловно, отражают те свойства и признаки, которые, образно выражаясь, составляют лицо исследуемого объекта, выделяющее его из других явлений одного и того же рода или класса. Например, сформировавшееся в теории уголовного права понятие вины позволяет достаточно легко отграничить данное правовое явление от других признаков субъективной стороны состава преступления. Однако, благодаря таким философским категориям как сущность, содержание, форма, причина, возможность и др., можно постичь всеобщий характер предмета исследования, более глубоко постичь соотношение его сущностных сторон, объяснить его природу и закономерности существования.

Особенность философских категорий, по мнению М.И. Конкина, состоит в том, что они отражают не отдельные стороны явления, не отдельные наиболее характерные свойства или признаки, а закономерные связи между ними, их взаимообусловленность, их взаимозависимость и противоположность.

Само формирование категорий диалектики неразрывно связано не только с развитием абстрагирующей деятельности человека, но и с историей развития познания мира. Категории диалектики являются узловыми пунктами познания: в каждой из них зафиксированы, запечатлены результаты многовековой познавательной деятельности человека; образование каждой категории представляет собой решающий скачок в развитии познания; знание категорий диалектики помогает человеку глубже познать окружающий мир и закономерности его развития.

Категории образуют опорные пункты современного научного мышления о мире как об окружающей человека объективной реальности и создают «логический остов языка, на котором должны формулироваться задачи, цели, итоги и критерии научного познания мира».

Отражая наиболее общие законы движения явлений объективного мира, философские категории, с одной стороны, помогают полнее познать сущность вещей, закономерности их развития, с другой - способствуют получению и накоплению новой информации о предметах и явлениях материального мира. Они не только помогают понять объект исследования таким, каким он является в данный момент, но и указывают тенденции его движения и изменения в будущем.

Диалектическая логика рассматривает категории как логические формы, в которых отражаются реальные противоречия самих вещей во всем их многообразии и существенных чертах. Познание противоречий вещей - сложный диалектический процесс отражения объективного мира в сознании человека. В ходе этого процесса человек создает через систему категорий картину изучаемого объекта, более или менее точно и полно воспроизводящую его сущностные свойства2.

Сознательное овладение искусством диалектического мышления позволяет избежать односторонности и окостенелости, заставляет рассуждать в строгом соответствии с внутренней логикой развития исследуемого предмета, способствует росту знания.

Одна из главных задач науки состоит в познании сущности изучаемых предметов, в том, чтобы видимое, выступающее на поверхность жизни природы и общества, свести к внутреннему, действительному качеству исследуемого объекта, к тем закономерностям, которые определяют его возникновение, развитие и функционирование. Сущность - самая абстрактная категория диалектики, в том смысле, что она представляет собой высшую степень абстрагирования от конкретного многообразия. Вместе с тем, являясь результатом восхождения от явления к закону, она способствует проникновению мышления в исследуемый объект, определению его важнейших сторон, глубокому и полному отражению его природы.

Еще в античной философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление - как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Так, согласно Демокриту сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувственному бытию, т.е. совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна и бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той «материи», из которой строится вещь.

Наиболее весомый вклад в определение категории сущности и познание диалектического содержания взаимоотношений сущности и явления внес Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Преодолевая метафизическое противопоставление сущности и явления, он утверждал: «Явление не показывает ничего такого, чего не было бы в сущности, и в сущности нет ничего такого, что не являлось бы».

Анализ различных исторических и современных подходов к определению соотношения сущности и явления позволяет заключить, что явление обычно понимается как внешняя сторона действительности, а сущность - как ее глубинная сторона, которая характерна и обязательна для любых разновидностей исследуемого явления. Сущность познаваема лишь через анализ внешних проявлений изучаемого объекта, так как выступает своеобразным связующим звеном, тем общим, что имеется в явлениях.

Прежде чем определить и подвергнуть анализу сущность вины, как обязательного признака любого преступного деяния, считаю необходимым обратить внимание на само преступление как явление не только правовое, но и социальное.

Важнейшим элементом нормального существования любой социальной системы является порядок, который, в свою очередь, складывается из установления и обеспечения исполнения одобряемых большинством членов общества правил поведения. Сегодня уже не вызывает сомнения утверждение, что «люди не могут быть совершенно одинаковыми хотя бы потому, что каждый из них обладает своим собственным организмом и эти организмы занимают различные зоны в пространстве». Следовательно, неизбежно на всех этапах развития и функционирования общества, интересы отдельных индивидуумов постоянно или временно находятся в противоречии с общепринятыми нормами поведения. В тот момент, когда столкновение коллективных и индивидуальных интересов приобретает открытый характер, противостояние отдельной личности и общества в целом перерастает в конфликт, так как конфликт (от лат. conflictus - столкновение) есть ни что иное, как предельный случай обострения противоречия.

Конфликт - явление универсальное в том смысле, что присущ всем без исключения общественным системам, всем социальным уровням.

Не вдаваясь в подробности детерминации конфликта, следует отметить, что основной посылкой здесь служит понятие неравенства. Известный западный социолог Р. Дарендорф сформулировал четыре ипостаси неравенства. Неравенство проистекает из естественного (биологического) разнообразия склонностей, характеров, интересов людей и социальных групп; из естественного (интеллектуального) различия талантов, способностей, дарований; из социальной дифференциации (по горизонтали) принципиально равноценных позиций; из социального расслоения (по вертикали в соответствии с престижем, богатством и социокультурным фоном), проявившегося в иерархии социального статуса. Порождаемые этими причинами противоречия неизбежно вызывают протест со стороны отдельных лиц1.

Разновидности подобного протеста весьма разнообразны, но наиболее опасной формой его внешнего проявления является преступление.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Некоторые методологические аспекты осуществления экспертной профилактики финансовых злоупотреблений
Понятие и особенности уголовной ответственности организатора
Сущность вины как социально-правового явления
Виды и способы измерения причиненного вреда в уголовном праве
Понятие преступных посягательств на отношения, обеспечивающие нормальные условия содержания и воспитания несовершеннолетних, и история регламентации ответственности за них
Вернуться к списку публикаций