2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяУголовное право и процесс — Незаконный ввоз похищенных автотранспортных средств



Незаконный ввоз похищенных автотранспортных средств


Анализ практики борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота автотранспортных средств позволяет сделать вывод о том, что темпы незаконного ввоза на территорию Республики Беларусь похищенных в других странах автомашин имеют тенденцию к росту.

Хищения автотранспортных средств в зарубежных странах, имеющих большой парк автотранспортных средств, превратились в острейшую проблему как для их владельцев, так и правоохранительных органов и иных организаций, вынужденных тратить огромные средства для борьбы с ними. Организованным преступным группировкам, специализирующимся на данном виде криминальной деятельности, реализация (сбыт) похищенных автомобилей, например, в США, приносит ежегодно около 7 млрд. долларов дохода [1].

Масштабы международных операций организованных преступных структур значительны. Так, по данным Интерпола, из 110 тыс. автомобилей, похищенных в Западной Европе во второй половине 1995 года и в первой половине 1996, почти 40% были реализованы в странах СНГ. Похищаемые в России легковые автомобили сбываются в целях сокрытия во всех странах СНГ, бе исключения. В то же время наблюдается обратный процесс транспортировки похищенных автомобилей из этих стран в Россию.

По данным МВД Российской Федерации беспрецедентных масштабов достигли нарушения таможенного законодательства в процессе ввоза в Россию и реализации на ее территории автомобилей иностранного производства после введения таможенных пошлин в размере 5 ЭКЮ за 1 см3 объема двигателя, что по существу составляло 100 % их стоимости. Всего было выявлено более 10 тысяч иномарок, ввезенных незаконно. Ущерб от не поступления казну государства таможенных платежей и налогов исчислялся сотнями миллиардами рублей. Было возбуждено и расследовалось 200 уголовных дел.

Исследования показывают, что деятельность преступных структур, специализирующихся на хищениях автотранспортных средств с последующей их реализацией за границей носит ярко выраженный организованный характер. В указанной разновидности организованная преступность являет собой классический пример того, как при достижении определенного уровня развития она выходит за рамки национальной юрисдикции и приобретает международные формы.

На территории Республики Беларусь оформились устойчивые преступные группы и организации, занимающиеся незаконными переправкой и сбытом похищенных автомашин как в республике, так и в России, других странах СНГ. Среди их членов четко распределены функции по скупке и перевозке автомашин, обеспечению растамаживания и уклонению от выполнения установленных требований по уплате таможенных и иных платежей, хранения и сбыта, изготовления фальшивых документов, печатей и штампов, установления преступных связей с милицией, работниками таможен, через которых за взятки получают фиктивные подтверждения о прохождении груза через границу и т.п. В данную деятельность вовлечено значительное количество белорусских и зарубежных предпринимателей, простых граждан, которые зачастую даже не догадываются о масштабах противоправных сделок.

По оценкам экспертов ведущее место по организации преступной деятельности в сфере незаконного оборота автотранспортных средств принадлежит польским преступным сообществам. Конкуренцию им составляют граждане России и Румынии. В преступном мире существуют «учебные» центры по подготовке угонщиков автомобилей. Лица, проходящие в них обучение, после сдачи «экзаменов» по вскрытию современных замков и отключению сигнальных противоугонных средств направляются для занятия преступной деятельностью в исследуемой сфере в страны Европы и в США.

В настоящее время созданы и функционируют различные акционерные общества, коммерческие фирмы, осуществляющие неконтролируемые поставки похищенного автотранспорта из-за границы, имеющие нелегальные связи с преступными структурами как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Так, по данным МВД Российской Федерации, в ленинградской области раскрыта организованная группа из числа работников коммерческой фирмы «Линд-Авто», имеющая связи в таможенных структурах, которая незаконно ввезла в Россию и реализовала более 8000 автомобилей иностранного производства без уплаты пошлин и налогов. Аналогичные преступления выявлены в Ставропольском крае, Омской области, где у преступников изъято более 200 автомашин. Практически в каждом регионе Российской Федерации зарегистрированы подобные фирмы.

В последнее время стали складываться международные маршруты переправки похищенных автотранспортных средств, которые, главным образом, проходят с запада на восток. Автомашины перегоняются из западноевропейских стран по балканскому маршруту (в балканские страны или через них далее на Ближний Восток); по итальянскому маршруту (через Словению в Италию и далее в Восточную Европу или на балканский маршрут, либо из Италии в Албанию или Грецию и далее на балканский маршрут); по центрально-европейскому маршруту (через Польшу, Чешскую Республику или Венгрию в страны СНГ); по морскому пути (по Средиземному морю на Ближний Восток, либо по Атлантическому океану в Африку, а также на Дальний Восток и в Австралию); по испанскому маршруту (через Испанию в Африку); по северному маршруту (главным образом из скандинавских стран и Германии напрямую или через Финляндию, в прибалтийские страны и Российскую Федерацию).

Виды и способы перемещения похищенных автомашин весьма разнообразны. Основным способом транспортировки является перегон автомобилей. В некоторых случаях для перевозки используются грузовые автомашины, а также железнодорожный и морской транспорт (например, в контейнерах, на кораблях из портов Северного моря Гамбург и Бремерхафен в направлении на Гданьск и Ригу).

Имели место фрахтовые переброски автотранспортных средств по воздуху. Так была разоблачена организованная преступная группа , перегонявших похищенные автомашины в Закавказье на военно-транспортных самолетах. Переброска осуществлялась беспосадочными рейсами «Ермолино-Ереван» на самолетах, зафрахтованных московскими коммерческими фирмами.

Перед транспортировкой автотранспорт, как правило, не разукомплектовывается.

Для организованных преступных групп бывшие социалистические страны Восточной Европы, и, в первую очередь, страны СНГ, не имеющие в настоящее время обширного парка высококачественных автомобилей престижных марок и моделей, представляют наибольшее значение как рынки сбыта похищенного автотранспорта. Можно предположить, что по мере качественного улучшения и количественного роста парка автомобилей в этом регионе преступная деятельность, связанная с незаконным оборотом автотранспортных средств, частично переместится в страны Восточной Европы.

Исследования практики борьбы правоохранительных органов с незаконным оборотом автотранспортных средств позволяют выделить следующие типичные методы переправки (перегона) похищенного автотранспорта для последующей реализации (сбыта):

1. Переправка автотранспортного средства за границу с изменением номера его шасси. Возможны следующие два варианта легального прикрытия похищенного автомобиля.

1.1 Покупается на законном основании автомобиль в аварийном состоянии (либо утильный). Похищенная автомашина такого же типа подделывается под документы приобретенной.

1.2. Настоящие документы на ранее приобретенный преступником автомобиль, оформленные на его фамилию, используются для перебивки номеров на похищенной автомашине такого же типа.

В подобных случаях при проверке автомашин, пересекающих границу на погранично-контрольных пунктах, сотрудникам милиции, таможенной службе особое внимание необходимо уделять тщательной проверке мест возможной перебивки идентификационных номеров.

2. Переправка автотранспортного средства за границу с использованием фальшивых документов. Для легального прикрытия похищенный автомобиль обеспечивается подделанными на него документами, в которых преступник представляется владельцем. Этот метод организованными преступными группами используется очень часто. На погранично-контрольных пунктах сотрудникам милиции, таможенной службе особое внимание необходимо уделять тщательной проверке документов на автотранспортное средство.

3. Переправка автотранспортного средства за границу с использованием транзитных номеров. В местах выдачи водительских прав преступник оформляет на себя международные водительские права и по предъявлении этих прав получает транзитные номера Автомашина маскируется соответствующим образом. Документы в данном случае используются подлинные. При проверке автомашин, пересекающих границу на погранично-контрольных пунктах, сотрудникам милиции, таможенной службе особое внимание необходимо уделять тщательной проверке документов на автотранспортное средство и факту получения транзитных номеров.

4. Немедленная переправка автомобиля за границу без легального прикрытия. Преступник рассчитывает на то, что к моменту пересечения границы на контрольно-пропускном пункте факт хищения автотранспортного средства еще не известен сотрудникам милиции и таможенной службе, на их ослабленную бдительность при несении службы и на выборочную проверку документов. В таких случаях необходимо тщательно проверять саму автомашину, их водителя, а также иных водителей, которые, заявляют, что взяли автотранспортное средство во временное пользование или на прокат. Такой метод применяется чаще, чем принято считать.

Анализ практики борьбы с преступления в сфере незаконного оборота автотранспортных средств позволяет выделить типичные внешние признаки, которые указывают на то, что автомашина похищена. К ним относятся::

- повреждение ветрового стекла кузова автомобиля, оно разбито. Например, наличие на заднем ветровом стекле двери кузова повреждения могут свидетельствовать о том, что оно открывалось с применением силы;

- повреждение бокового стекла кузова, наличие внутри кузова автомобиля остатков разбитого стекла;

- установленные на автомобиле заводские обозначения его типа (например, «BMW; 300») заменены либо сняты, либо установлены дополнительные;

- номерные-знаки значительно более грязные, чем весь кузов автомобиля

- в автомобиле отсутствует замок зажигания, т.е. система зажигания замкнута накоротко;

- используется запасной ключ зажигания;

- имеются следы сверления на дверях кузова автомобиля;

- имеются следы подделки отдельных цифр или букв в документах на автотранспортное средство и некоторые другие.

Исследования показывают, что наибольшее количество задержаний похищенных автотранспортных средств приходится на воскресные дни. В период с 12.00 до 18.00 часов задерживается основное число лиц, совершивших хищения автомашин либо переправляющих их через границу, а наименьшее - с 00.00 до 06.00 часов. Вероятно, в период с 12.00 до 18.00 часов через границу проходит значительная часть похищенных автомобилей, а так, как в это время возрастает и плотность потока транспорта, то они менее тщательно проверяются.

Поскольку нелегальной продажей (сбытом) похищенных автомашин занимаются, как правило, организованные преступные группы, следует проверять тщательным образом не только автомобиль и документы водителя, но и всех пассажиров, находящихся в салоне автомобиля.

Принимаемые правоохранительными органам европейских стран, в том числе и в Беларуси, меры по борьбе с незаконным оборотом автотранспортных средств явно неадекватны складывающейся криминогенной ситуации. Масштабы нелегального ввоза в республику похищенного автотранспорта таковы, что позволяют сделать вывод о существовании теневой импортной экономики, ущерб от которой для государства огромен.

Эффективность борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота автотранспортных средств зависит от многих факторов. Прогностический научный анализ действующей практики правоохранительных органов европейских стран позволяет выделить пути совершенствования международного сотрудничества по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота автотранспортных средств, от степени решения которых будет во многом зависеть состояние правопорядка в республике. Таковыми, на наш взгляд, являются:

1. Укрепление национальной и международной правовой базы борьбы с данным криминальным явлением.

2. Целенаправленный розыск лиц по линии Интерпола, специализирующихся на хищениях автотранспортных средств, их переправкой и сбытом, установления каналов ввоза и транзита и т.д., основанного на анализе собранной информации.

3. Техническое совершенствование противоугонных средств.

4. Установление жесткого контроля над коммерческой деятельностью различных структур, связанной с автотранспортными средствами (продажа, аренда, прокат). По имеющимся данным в европейских странах только около 30% ее контролируется соответствующими государственными органами с различными характером и степенью применения мер контроля. В странах ввоза и транзита автомашин, например, в Финляндии, Венгрии, Литве и Латвии продажа автотранспортных средств практически не контролируется. Это способствует расширению нелегальной торговли похищенными автомобилями и приводит к расширению сферы их незаконного оборота

5. Создание единой международной базы данных по автотранспортным средствам, находящимся в розыске, внедрение системы автоматизированного поиска (ASF) Интерпола в странах Восточной Европы и СНГ.

6. Разработка и внедрение международного регистрационного документа на автотранспортные средства, унификация иных документов.

7. Обеспечение надежности процесса регистрации автотранспортных средств.

8. Разработка и принятие международных соглашений по борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота автотранспортных средств.

9. Совершенствование подготовки кадров (сотрудников правоохранительных органов, пограничной и таможенных служб, иных органов государственной власти, ведущих борьбу с незаконным оборотом автотранспортных средств), проведение международных семинаров.

10. Унификация национальных законодательств в целях упрощения и ускорения обмена информацией между правоохранительными органами стран о похищенных автомобилях и процедур их возврата;

11. Обмен информацией с частным сектором (изготовителями и импортерами, фирмами, осуществляющими продажу, прокат автотранспортных средств и сдающими их в аренду, страховыми компаниями) и некоторые другие. [4].



[1] Состояние и меры борьбы с кражами автотранспортных средств за рубежом: Аналитический обзор.; М.: НИИ МВД РФ, 1993.; 12 с.

[2] См.: Некоторые аспекты борьбы с незаконным оборотом автотранспортных средств// Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Сборник научных статей преподавателей, адъюнктов и соискателей / Под общ. ред. Л.М.Рябцева.; Мн.: Академия министерство внутренних дел Республики Беларусь Республики Беларусь, 1999. С. 46-48.







Интересное:


Состав налоговых преступлений
Квалификация посредничества и соучастия во взяточничестве
Реализация принципа состязательности и равноправия сторон в досудебных производствах уголовного процесса.
Гласность и рассекречивание тайн
История российского уголовного законодательства об ответственности за мошенничество
Вернуться к списку публикаций