2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяУголовное право и процесс — Коррупция и тоталитарные секты



Коррупция и тоталитарные секты


На современном этапе своего развития российское общество испытывает разнообразные проблемы в различных сферах социальной жизни: экономике, политике, идеологии, культуре, праве. Одной из сложных проблем является коррупция (от лат. corruptio - подкуп). Этим понятием обычно обозначают использование представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных прав и полномочий для незаконного обогащения, получения различных благ и преимуществ. В уголовном кодексе РФ есть ряд статей, предусматривающих ответственность за действия, охватываемые понятием коррупции. К ним относятся: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), получение и дача взятки (ст. 290, 291 УК РФ) и некоторые другие.

Коррупция может иметь место в самых различных областях социальной жизни и общественного воспроизводства. Интересным объектом для исследования коррупции является сфера религиозных отношений, свободы совести и вероисповеданий. Причины этого: всплеск религиозной и мистической активности, религиозная пропаганда на радио и телевидении, проникновение нетрадиционных для России религиозных направлений: протестантских конфессий, «восточных» культов, использование религии международным терроризмом (например - исламским экстремизмом).

Среди проникающих в Россию вероучений значительную долю составляют так называемые «новые культы». Их общими признаками являются: наличие харизматического лидера, жесткая регламентация религиозной жизни верующих, эклектичность вероучения, попытки синтеза существующих религий. У нас в стране в последнее время также стали возникать подобные религиозные образования. К ним относятся Богородичный центр, Белое братство (ЮСМАЛОС), Учение Порфирия Иванова, Церковь Виссариона. Число последователей новых культов в России составляет по разным оценкам 3-5 миллионов человек [1]. Активизировалась деятельность вневероисповедных форм мистики (колдунов, «ясновидящих», целителей, магов и т.п.)

Особенностью современного положения является ориентация религиозных лидеров на молодежь, формирование и развитие, так называемых, «молодежных культов». Если среди последователей агрессивных, эсхатологических течений (иеговисты, АУМ СИНРИКЕ, церковь объединения, церковь сайентологии) молодежь и несовершеннолетние составляют не менее 20 %, то в некоторых организациях (кришнаиты, Белое братство, Богородичный центр) эта доля гораздо выше. В ноябре 1998 года общественная организация «Комитет по спасению молодежи» возбудила в суде иск о запрещении деятельности «Свидетелей Иеговы», число которых в Москве превышает 10 тысяч, а по всей России их не менее 250 тысяч. Им вменяется в вину негативное влияние на психику людей, особенно подростков, разрушение семей (похищения детей или уход их из семьи в общину без ведома родителей), доведение членов общины до самоубийства и т.п. Для других тоталитарных религиозных организаций также характерны подобные тенденции.

Для утверждения демократических традиций в обществе, укрепления политического и социального единства огромное значение имеет обеспечение четкого исполнения российского законодательства, в частности - законодательства о свободе совести. Под маской заботы о духовных потребностях людей могут совершаться религиозные преступления. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказания за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (ст. 148), за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239), за возбуждение религиозной вражды (ст. 282). В последние годы общественности стали известны благодаря средствам массовой информации случаи тяжелых преступлений, совершенных по религиозным мотивам, например, нашумевшее убийство священника Александра Меня. Однако, официальная статистика не дает возможности подсчитать общее количество таких преступлений. Широкомасштабная деятельность тоталитарных сект в России позволяет предположить высокую латентность преступлений по религиозным мотивам. В 1996 году в России было возбуждено всего 11 уголовных дел по статье 239 УК РФ (организация объединения, посягающего на личность и права граждан), в 1997 году - 2 дела, в 1998 году - 5 дел [2].

Юридические проблемы функционирования традиционных и не традиционных религиозных образований связаны не только с преступлениями по религиозным мотивам. Социально-психологическая и нравственная атмосфера в тоталитарных сектах способствует росту наркомании, проституции и сопутствующих им преступлений. Лидеры этих сект используют практически бесплатный труд рядовых членов, толкают их на попрошайничество, воровство, проституцию, извлекая для себя материальные и иные блага и преимущества. Члены сект представляют собой своеобразный социальный резерв для организованной преступности.

В реализации законодательных норм о свободе совести имеются определенные трудности. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ (ст. 25 п. 1 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). В СССР отношениями с религиозными организациями занимался Совет по делам религий при Совете министров СССР, имевший уполномоченных в областях и краях. Несмотря на недостатки в его деятельности, к работе были привлечены ученые, специалисты в области религиоведения. Сегодня таких людей в правоохранительных органах практически нет. Возможно, есть необходимость создания специальных структур, способных осуществлять систематический контроль, давать объективную оценку религиозным объединениям с точки зрения правовой опасности (безопасности), а также осуществлять профилактические действия, принимать действенные правозащитные меры по отношению к запрещенным религиозным объединениям, консультировать государственных служащих по вопросам вероучения и культовой практики, проводить экспертизу документов, подаваемых в соответствующий орган юстиции для государственной регистрации религиозной организации. Такая структура может быть создана либо в составе правоохранительных органов, либо в виде экспертного совета при органе юстиции.

Реальное функционирование свободы совести включает в себя не только плюрализм и свободу выбора соответствующего мировоззрения (религиозного, безрелигиозного или атеистического), но и ответственность религиозных институтов за социальные последствия своей проповеди. Необходим поиск компромиссов, снижение конфронтации, обеспечение приоритета прав личности во всех важнейших сферах государственной и общественной жизни. Злободневной задачей является разработка и принятие специального закона о коррупции.



1 Хвыля-Олинтер А.И. Деструктивные религиозные секты России // Профессионал. 1999. № 2-3. С. 55.

2 См. Хвыля-Олинтер А.И. Специфика религиозных культов зла как источников преступности. // Профессионал.1999. № 4. С. 33.







Интересное:


Исполнительное производство как способ принудительного взыскания денежных средств
Понятие и особенности уголовной ответственности организатора
Групповая преступная деятельность несовершеннолетних - проблемы правовой регламентации и официального толкования
Некоторые методологические аспекты осуществления экспертной профилактики финансовых злоупотреблений
Виновное вменение в уголовном праве России
Вернуться к списку публикаций