2015-04-01 21:29:46
ГлавнаяУголовное право и процесс — Понятие личности обвиняемого



Понятие личности обвиняемого


Структура личности обвиняемого. Ее значение для познания личностной сущности

Исходной позицией всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. В данном случае личность обвиняемого выступает как целое такой системы [1]. Расчленение системы предопределяется исключительно целью понять и осмыслить элемент, т.е. каждую составную единицу.

Система характеризуется наличием связей и отношений между образующими ее элементами, а также неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой проявляется ее целостность. Отсюда познание системы предполагает, с одной стороны, изучение всей совокупности составных элементов, с другой - совокупность связей и отношений объединяющих ее компонентов, а также структуры как единства связей элементов. Не случайно структура системы представляется как по горизонтали, так и по вертикали [2]. Элементы такой системы могут выступать как самостоятельные структурные единицы (подструктуры), что позволяет личность обвиняемого представить как достаточно сложную систему, обладающую не одной, а множественностью структур (подструктур), каждая из которых может быть рассмотрена в своем определенном ракурсе.

Потребность в целостном исследовании личности обвиняемого определяется тем, что сегодня человек активно включен в многообразие связей и отношений с действительностью.

И это необходимо иметь в виду, как и то, что хотя человеческая жизнь детерминируется объективными и социальными факторами, однако, не следует снимать со счета субъективные обстоятельства: социально-психологические, медико-биологические факторы, влияющие на поведение человека. Их воздействие проходит через сознание человека, а потому выбор линии поведения происходит под влиянием как внутренних (психологических), так и внешних (социальных), физических и других факторов. Меры социального контроля, нормы права, морали тоже подлежат при этом учету и анализу [3]. Такая множественность органически связывает между собой компоненты того или иного порядка явлений единством их связей и отношений. Системный подход не сводится к выявлению набора установленных социально-демографических, нравственно-психологических и других характеристик. Он заключается в изучении структуры личности, исследовании взаимосвязи между ее подструктурами и элементами системы, в характеристике личности обвиняемого как определенной целостности с выявлением свойств этой целостности и системного качества. Верно сказала Б.И. Каминская: «Система появляется там и тогда, где и когда представляется возможным образовать множество компонентов, отобранных по определенным основаниям [4].

Понимание личности на таком уровне выдвигает важную процессуальную задачу: исследование связей в «деятельности» индивида, т.е. преступлении, которое раскрывает сущность и содержание личности обвиняемого.

Как система, личность обвиняемого характеризуется: а) целостностью комплекса взаимосвязанных внутри нее элементов; б) образует единство со средой; в) является элементом системы более высокого уровня; г) внутренней формой системы является ее структура; д) сущность личности раскрывается через структурные связи и отношения; ж) содержание ее свойств распределяются по структурным уровням.

Поскольку структурные составные элементы динамичны, то это позволяет видеть, что одни и те же свойства личности могут рассматриваться под углом зрения различных элементов структуры и тем самым иметь значение для решения всевозможных практических задач.

Структура личности обвиняемого может быть представлена в виде трех ее составных элементов, самостоятельных подструктур: социальной, психологической и органической (биологической). Каждая подструктура личности - это самостоятельный элемент в структуре либо выражение нескольких ее составных элементов, блоков (подструктур). Так, например, психологические свойства и медико-биологические свойства выступают в структуре личности в виде отдельных ее элементов. Что же касается социальной подструктуры, то она в структуре личности представлена в виде уголовно-правовых признаков и социально-обусловленных свойств (свойства, раскрывающие отношения лица, которые складываются в различных сферах общественной жизни, в том числе факторы той среды, под влиянием которых формировалась личность). Все подструктуры в такой системе взаимосвязаны, изъятие любой из них разрушит целостность этой структуры. Являясь элементами структуры личности обвиняемого, подструктуры представлены по вертикали [5]. В структуру личности обвиняемого включены следующие элементы: 1) установочные (персонографические) признаки; 2) уголовно-правовые признаки; 3) социально-обусловленные свойства (свойства, раскрывающие отношения лица в различных сферах общественной жизни; 4) психологические свойства; 5) медико-биологические свойства [6].

Так, установочные (персонографические) признаки. Данные об обвиняемом: фамилия, имя, отчество, год рождения, семейное положение и т.д., целесообразно называть персонографическими, но не демографическими, как часто употребляют в литературе. На это обращал внимание П.П. Цветков [7], поскольку персона - личность, лицо, а потому такое словосочетание конкретизирует смысл названных данных.

Установление таких данных необходимо для того, чтобы иметь представление о личности обвиняемого. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, как указано в ст. 144 УПК, следователь должен отразить фамилию, имя и отчество, а в протоколе допроса, наряду с этим, время и место рождения, гражданство, национальность, образование, семейное положение, место работы, род занятий или должность, место жительства, прежнюю судимость, а также другие сведения, которые окажутся необходимыми по обстоятельствам дела.

Такая ориентация позволяет в каждом конкретном случае отражать такие сведения о личности, которые индивидуализируют ее в связи с предъявленным обвинением.

В ст. 271 УПК указывается, что суд устанавливает фамилию, имя, отчество подсудимого, год, месяц, день и место рождения, место жительства, занятие, образование, семейное положение. В ст. 313 УПК, которая определяет, что должно быть отражено при изложении вводной части приговора, уточняется, что, кроме вышеназванных данных, могут быть указаны и иные сведения о личности подсудимого, которые имеют значение для дела.

Безусловно, перечень сведений о личности обвиняемого не может быть унифицирован и правильно законодатель указывает на «иные» и «другие» сведения о личности, которые «имеют значение для дела», либо «окажутся необходимыми по обстоятельствам дела». Конечно, редакция вышеназванных статей УПК не безупречна, она нуждается в редакционном уточнении, однако то, что может устанавливаться и, соответственно, отражаться в отдельных процессуальных актах, иные данные, характеризующие индивидуальные свойства личности, ориентируют на своеобразный подход с учетом индивидуальности каждой личности.

Отдельные сведения о личности персонографического характера могут иметь правовой характер и выступать в составе элементов других подструктур. Например, сведения о возрасте. Возраст - это биологическое свойство личности, раскрывающее показатель уровня развития человека. Вместе с тем это свойство позволяет судить о возможности быть или не быть субъектом преступления. Повторность и систематичность совершения преступления являются квалифицирующими признаками в ряде составов преступления, могут выступать правовыми признаками, а также характеризовать личность в социальном, психологическом, морально-нравственном аспектах.

Многие признаки персонографической характеристики личности обвиняемого могут быть применимы и к другим элементам структуры личности. Например, сведения об инвалидности могут относиться к психологической, органической (биологической) и социально-правовой подструктурам. Такой анализ можно продолжить и дальше, если взять другие признаки личности, относящиеся к данной подструктуре.

Преступление, как было отмечено, это не просто социальное явление, но и правовое. Поэтому такой системообразующий признак, как уголовно-правовые признаки личности, названные в структуре, безусловно, относятся к сущностному признаку личности обвиняемого.

Субъект преступления - понятие уголовно-правовое. Оно предполагает совокупность строго определенных законом признаков, при наличии которых лицо может нести уголовную ответственность за действия, которые ей вменены. С субъектом преступления тесно связаны и такие уголовно-правовые понятия, как объект, объективная и субъективная сторона преступления. Совокупность всех этих элементов представляет собой состав преступления, выступающий основанием уголовной ответственности.

Но не только наличием этих признаков охватывается рассматриваемый элемент структуры личности обвиняемого. Этих признаков явно недостаточно, чтобы решить и другие правовые вопросы, в частности, о виде и мере наказания, применяемых к виновному, либо об освобождении от наказания и другие. Здесь данные о личности на уровне других свойств, признаков и состояний, выступающие в структуре других ее составных элементов, также могут иметь важное практическое значение.

Особое место в структуре личности обвиняемого занимают психологические свойства. Чтобы разобраться в мотивах, целях преступления, как и решить в целом вопрос о вине лица, необходимо исследовать психологические свойства. Вина, как и преступление, это не только юридическое (правовое), но и социальное явление.

Поскольку «поведение человека регулируется не только осознанной целью, но и подсознательными, установочными механизмами» личности [8], то в конкретном преступлении, при умысле субъекта, присутствует антисоциальная установка личности, при неосторожности - пренебрежительно-асоциальная, либо недостаточно выраженная социальная установка. Познание, таким образом, «направленности» личности обеспечивает установление содержания умысла, мотивов преступления. Немалую роль при установлении мотива преступления имеют не только юридические, но и другие отрасли знаний, особенно знание психологии.

Психологическая наука, например, предлагает учитывать, что между свойствами личности, ее мотивами, целями и конкретными действиями субъекта существует прямое взаимодействие.

Психологические свойства в структуре личности, как все другие, имеют свою подструктуру. Обратившись к структуре личности, которая была разработана учеными общей психологии [9], пришлось ее заимствовать и представить по горизонтали в развернутом виде.

Сюда вошли следующие компоненты: а) направленность личности (ее избирательное отношение к действительности), которая включает различные психические свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, мотивы, чувства, интересы, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; б) способность личности, обеспечивающая успех деятельности (психические возможности личности); в) динамика психического процесса - темперамент, характер, стиль поведения, в котором проявляется содержание и форма духовной жизни человека, т.е. система интеллектуальных и эмоциональных качеств; г) система управления, обычно обозначаемая понятием «я». «Я» - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию (этот компонент структуры является надстраивающим над всеми остальными элементами); д) психические процессы и состояния.

Раскладка по горизонтали психологического компонента структуры личности позволяет увидеть, как сложна и многогранна психологическая структура личности [10]. Взаимообусловленность и взаимосвязи ее позволяют каждую личность представить как индивидуальность.

Социальная подструктура также состоит из трех составных элементов: места человека в системе общественных отношений, социальных ролей, ее направленности [11]. Она охватывает такие свойства личности, которые раскрывают ее отношения в различных сферах общественной жизни: конкретно в сложившихся правоотношениях по случаю предъявленного обвинения, факторы социальной среды, в которых формировалась личность, ее мировоззрение, исполнение ею социальных ролей в общественной жизни до совершения преступления.

Из сказанного следует: используя теорию системных исследований, личность обвиняемого можно представить, как самостоятельную автономную социально-правовую систему. Все ее элементы образуют неразрывное единство с окружающей средой. По сути она есть элемент общественной системы, которую следует считать на порядок выше, т.е. системы более высокого уровня.

Познание данной автономной системы предполагает изучение всех ее составных элементов, совокупности связей, отношений, объединяющих ее компонентов. В целом структура личности обвиняемого выражает сущность личности. Е.А. Железов, пытаясь продемонстрировать понятие сущности личности, обращается к логике, «под сущностью понимающей единство, которое должно быть различено в себе» [12]. Сущность иначе есть многообразное, расчлененное на отдельные элементы целое, находящееся в отношении единства и взаимосвязи. Другими словами, сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [13]. К.Маркс показал, что она не абстракт, присущий отдельному индивиду [14], и, вместе с тем, «не абстрактно всеобщая сила, противостоящая отдельному» [15]. Сущность раскрывается в явлении. Чтобы понять явление, необходимо познать сущность. Поэтому прав Е.А. Железов, когда утверждает, что «сущность тождественна опосредованию, она - это внутрисубстанциональная связь, определяющая единство и целостность объекта» [16]. Сущность личности, представленная нами в структурном образовании, выражает такую совокупность связей, которая позволяет определить ее существование, а значит, возможность ее познания.

О необходимости выработать структуру личности обвиняемого для нужд уголовного процесса высказывали свои предложения отдельные ученые еще раньше. Так, А.Н. Ларьков в 1969 г. предложил структурное строение личности расхитителя [17]. Затем, в 1973 г. опубликовал свою работу П.П. Цветков, в которой представил свое видение структурного образования личности обвиняемого, понимая ее как целостную организацию отдельных составных компонентов, находящихся во взаимосвязи между собой [18].

Н.Т. Ведерников идею о создании структуры личности выразил в своей интерпретации, отметив, что прежний порыв ученых, стремящихся определить объем исследования личности обвиняемого, оказался пока что безуспешным, ибо все они шли от сведений к личности, а надо идти «от личности к сведениям», т.е. в обратном направлении [19].

Что касается структуры личности обвиняемого, предложенной П.П. Цветковым, то она действительно оказалась весьма громоздкой и неприемлемой в практике для исследования личности. Он предложил ее в виде классификации (перечня) сведений, где наряду с общей классификацией названа субклассификация личности обвиняемых, привлекаемых к уголовной ответственности за отдельные виды и составы преступления. Причем строить структуру личности он предложил по предметам тех наук, которые занимаются в той или иной мере исследованием личности, исходя из «комплекса и системы общественных и наук естественно-технического цикла» [20].

Структура личности обвиняемого, предложенная Н.Т. Ведерниковым, не охватывает всех сторон личности. Так, в частности, он представил ее в виде следующих составных: 1) социально-демографические сведения; 2) сведения об отношении к труду (учебе); об общественно-политической деятельности, поведении в быту, проведении культурного досуга; 3) сведения о наличии (или отсутствии) прошлой антиобщественной и преступной деятельности; 4) сведения о темпераменте, эмоционально-волевых и других психологических качествах [21].

Как можно видеть, в ней отсутствует такой важный компонент, как биологические свойства личности обвиняемого или данные медико-биологического характера. Отсутствие этого элемента в структуре личности обвиняемого есть по сути существенный пробел. Опираясь на структуру личности, можно видеть, что это один из основных ее компонентов, обеспечивающих жизнеспособность человека. Что касается личности обвиняемого, то в преступном поведении многие отдельные интеллектуальные, волевые, эмоциональные свойства и тем более нравственные, могут иметь биологическую основу (в том числе и генетическую). Например, Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев особо подчеркивали значение таких свойств. Вот что они пишут: «Постепенно складывающееся в человеке социальное мобилизует биологические особенности личности, необходимые для осуществления дифференцированного поведения» [22].

В процессе формирования личности, как отмечалось, в качестве основного фактора выступает социальное, в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий; с другой стороны, при этом действуют биологические (а не только генетические) факторы, как, например, особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и другое.

Поэтому в ходе расследования или судебного разбирательства нередко возникает вопрос об исследовании состояния здоровья обвиняемого или возникает необходимость выяснить: нет ли у лица тех или иных анатомических нарушений [23]. Кроме того, иногда появляется потребность анализировать чувственное восприятие лица, т.е. зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, которые относятся к сенсорной, чувственной сфере. Все они подвержены также биологическим вариациям. Поэтому биологическое накладывает отпечаток на ощущения, восприятия и представления.

В структуре личности, предложенной Н.Т. Ведерниковым, отражены сведения о темпераменте, эмоционально-волевых и других психологических качествах. Действительно, они существенны для решения вопроса о причинах механизма антиобщественного поведения, поскольку связаны с поведенческим актом, хотя и не в полной мере. В совокупности с нравственными свойствами, которые отражены в п. 2, 3 названной структуры, они могут быть значимы при доказывании обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого. Однако, подход к психологическому компоненту структуры личности обвиняемого через интерпретацию вышеотмеченных свойств личности принижает значение психологических свойств и не позволяет раскрыть ее полноту и значение. Темперамент - это врожденный тип нервной деятельности, и он проявляется в психике человека. Эмоционально-волевые качества относятся к психическим состояниям. Вместе они раскрывают психическое состояние, что для характеристики психологической стороны личности явно недостаточно. Следовательно, было бы правильным обозначить этот элемент структуры личности как психологические свойства.

При анализе этого элемента структуры личности предложенного мною варианта можно видеть, что в этот элемент, как его составная часть, входят психические процессы и состояния. Представления указанных свойств в виде только лишь психологических свойств личности явно недостаточно.

Системный подход к познанию личности обвиняемого в уголовном процессе выдвигает процессуально значимую задачу; познание личности во взаимосвязи с «деятельностью» - преступлением, по поводу которого ведется расследование, рассматривается и разрешается судом уголовное дело на основе структуры личности обвиняемого.

Этим, собственно, и определена цель познания как самой личности, так и того деяния, по поводу которого познается такая личность.

Следовательно, личность обвиняемого как система может найти свое адекватное выражение исключительно при том условии, если эта личность будет рассматриваться в совокупности с фактом привлечения лица в качестве обвиняемого.

В структуре личности обвиняемого по схеме Н.Т. Ведерникова отсутствуют уголовно-правовые признаки. А между тем, вопрос об установлении оснований уголовной ответственности субъекта - это основной, центральный вопрос в уголовном процессе. Само собой разумеется, что познание личности обвиняемого, как деятельности по собиранию данных о ней, проверке и оценке их, должно проходить не изолированно от основного вопроса о виновности, а в непосредственной связи с ним, т.е. на основе процесса доказывания.

Сказанное позволяет заключить, что назначение структуры личности обвиняемого, предложенной Н.Т. Ведерниковым, предопределено иными, криминологическими целями, но отнюдь не целью судопроизводства. Прежде всего Н.Т. Ведерников представляет такую структуру для того, чтобы «личность обвиняемого изучалась как член общества, социальной группы, и то, что характеризует ее как отдельного индивида» [24]. Поэтому за основу составных частей структуры он предлагает взять сведения о деятельности обвиняемого как члена общества (основные сферы деятельности: производственная, общественно-политическая, культурно-бытовая). Он предлагает изучать личность обвиняемого также в процессе ведения расследования и рассмотрения дела судом. Считает, что необходимо изучать, как проявляет себя личность в отношениях, которые складываются в такой специфической деятельности, какой является уголовно-процессуальная. Первое в личности он определяет как общее изучение, второе - как особенное [25].

Считая, что непосредственно установлению обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, посвящен п. 3 ст. 68 УПК, и что формулировка п. 3 указанной статьи «призвана исчерпывающим образом раскрыть то, из чего складывается изучение личности обвиняемого во всяком уголовном деле, т.е. определяет предмет и пределы изучения личности обвиняемого» [26], Н.Т. Ведерников предлагает выделить (по сути криминологический) предмет изучения личности в самостоятельную статью закона - 681 УПК [27]. Эта статья, по его мнению, будет призвана раскрыть содержание понятия «личность обвиняемого», определит предмет и пределы ее изучения как часть общего предмета доказывания по делу [28].

Однако, нельзя не заметить, что п. 3 ст. 68 УПК указывает, что в предмет доказывания входят обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, указанные в ст. 38, 39 УК РСФСР [29]. Названные обстоятельства выделены законодателем в отдельный пункт статьи закона, поскольку они уточняют ответственность обвиняемого и не зависят от обстоятельств, устанавливающих событие преступления, виновность субъекта.

Что касается «иных обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого» (п. 3 ст. 68 УПК), то здесь имеется в виду самостоятельная группа, которая предназначена для индивидуализации ответственности обвиняемого. Позиция Н.Т. Ведерникова, что предмет изучения личности, подобно предмету доказывания, должен иметь родовое понятие, содержащее требование по установлению обстоятельств, являющихся типичными, общими для личности всякого обвиняемого и выраженных в обобщенных понятиях сторон личности, явно является ошибочной. Он считает, что изучение личности по конкретному уголовному делу в объеме предложенного предмета изучения позволит углубляться и индивидуализироваться, детализироваться в зависимости от данных, характеризующих проявления той или иной стороны личности [30]. Такой подход к познанию личности обвиняемого, как видно, находится за пределами предмета доказывания и поэтому нет надобности определять предмет изучения личности обвиняемого в криминологических целях на уровне предмета доказывания процессуальным путем. Структура предмета доказывания выступает средством познания обстоятельств уголовного дела и только с ним связана деятельность по установлению обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого.

Поэтому предмет установления обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, нужен в первую очередь отнюдь не для криминологических целей, а для раскрытия преступления и решения вопроса о виновности (невиновности) и наказании. В этой связи возведение изучения личности обвиняемого в криминологическом аспекте в ранг первоочередной задачи уголовного судопроизводства не вызывается нуждами уголовно-процессуальной деятельности.



[1] Система (греческое systema) означает составленную из частей совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. (См.: Философский словарь. -М., 1987, с. 427). Основатель общей теории систем Л. Берталанфи характеризует систему как «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» См.: Бертланфи Л. Общая теория систем - обзор проблем и результатов. // Системные исследования. Ежегодник. 1969).

[2] Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1978, с. 134.

[3] См.: Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность, с. 191.

[4] Каминская В.И. Системно-структурный подход как средство исследования личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника. - М., 1979, с. 67.

[5] Как отмечают многие авторы, в настоящее время не сложилось общепризнанное понимание структуры личности. См.: Милюков С.Ф. Уголовно-правовое значение криминологической характеристики преступления. Автореф. канд. дисс. - М., 1980, с. 3.

[6] О структуре личности обвиняемого см.: Гуськова А.П. Выявление судом обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого. Учебное пособие. М.: ВЮЗИ, 1984, с. 11-14.

[7] См.: Цветков П.П. Указ. соч., с. 20.

[8] Еникеев М.И. Психолого-юридическая сущность вины и вменяемости // Сов. гос. и право. 1989, № 12, с. 77.

[9] Общая психология. - М., 1981, с. 65.

[10] См.: Гуськова А.П. Изучение судом психологических свойств личности подсудимого // Актуальные проблемы судоустройства, судопроизводства и прокурорского надзора. - М., 1986, с. 48-59.

[11] См.: Смирнов Г.Л., указ. соч., с. 60.

[12] Железов Е.А. Сущностные силы человека. Казань, 1989, с. 11.

[13] Философский энциклопедический словарь. С. 665.

[14] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е издание, т. 3, с. 3.

[15] Там же, с. 23.

[16] Железов Е.А. Указ. соч., с. 11.

[17] См.: Ларьков А.Н. Изучение личности расхитителя и предупреждение хищений на предварительном следствии и в суде. Автореф. канд. дис. - М., 1969, с. 12-13.

[18] См.: Цветков П.П., Указ. соч., с. 18.

[19] См.: Ведерников Н.Т. Личность обвиняемого и подсудимого (Понятие, предмет и методика изучения), с. 86.

[20] См.: Цветков П.П. Указ. соч., с. 18.

[21] См.: Ведерников Н.Т. Указ. соч., с. 92.

[22] Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Указ. соч., с. 191.

[23] Анатомия человека принадлежит к биологическим наукам (См.: Краев А.В. Анатомия человека, т. 1. - М., 1978, с. 3).

[24] Ведерников Н.Т. Указ. соч., с. 34.

[25] Там же.

[26] Там же, с. 80-81.

[27] Там же, с. 92.

[28] Предмет изучения личности обвиняемого им выражен в виде «основных сторон личности, соответствующих сферам ее деятельности» (там же, с. 90-91).

[29] В новом УК это статьи 61, 63.

[30] См.: Ведерников Н.Т. Указ. соч., с. 88.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Понятие, сущность и значение очной ставки
Развитие института уголовно-правовой давности в отечественной истории
Множественность преступлений
Некоторые методологические аспекты осуществления экспертной профилактики финансовых злоупотреблений
Реализация принципа состязательности и равноправия сторон в досудебных производствах уголовного процесса.
Вернуться к списку публикаций