2013-08-09 12:13:25
ГлавнаяУголовное право и процесс — Уголовно-правовая характеристика злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей



Уголовно-правовая характеристика злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей


Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие нормальные условия содержания и воспитания несовершеннолетних

Одной из основных задач государства является повышение гарантий материального обеспечения детей при принудительном исполнении требований о взыскании алиментов, задолженности по алиментным платежам, а также своевременности и полноты данных выплат обязанными лицами. Доминирующими сегодня являются проблемы розыска плательщика алиментов и розыска имущества, на которое могло бы быть обращено взыскание. Это связано с тем, что ответчик скрывает свое истинное материальное положение и те источники дохода, с которых должно было бы производиться удержание в пользу несовершеннолетних детей. По существу отсутствует реальный правовой механизм выявления истинных доходов должника, а также практики ареста, описи имущества должника и обращения на него взыскания. Фактически получается, что розыск места работы должника и его имущества ложится на плечи взыскателя, что, естественно, не дает результата в силу его ограниченных возможностей, в то время как это является прямой обязанностью службы судебных приставов. Так, каждый третий обратившийся в аппарат Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве сообщал, что должники уклоняются от работы, а в 80 % случаев - скрывают место работы или реальный доход, представляя фиктивные справки о заработной плате [1]. Так, гражданин И. на протяжении многих лет уклонялся от уплаты алиментов на несовершеннолетнего ребенка и имел задолженность более 40000 рублей за 114 месяцев. Установлено, что И. являлся предпринимателем и имел доход за 1999-2001 гг. более 17 млн. рублей. Судебным приставом-исполнителем Отдела службы судебных приставов по ЮЗАО г. Москвы в 2000 г. было направлено представление о возбуждении в отношении должника уголовного дела по ст. 157 УК РФ. Однако дело было прекращено, так как должник выплатил сумму в размере 1100 рублей в счет погашения задолженности. Как было разъяснено заявительнице сотрудниками ОВД, в связи с этой выплатой «теряется злостность», обязательная для данного преступления, и уголовное дело должно быть прекращено. То есть, как только отпадала угроза привлечения к уголовной ответственности, И. сразу же переставал выплачивать даже минимальные средства на содержание ребенка. Впоследствии судебные приставы-исполнители ОССП по ЮЗАО г. Москвы трижды обращались в ОВД с просьбой возбудить в отношении должника уголовное дело, и каждый раз оно прекращалось по той же причине. В настоящее время И. продолжает уклоняться от уплаты алиментов на содержание ребенка [2].

Проблемы возникают, прежде всего, социально-экономического характера. В их числе:

- аморальный образ жизни должников (злоупотребление наркотиками, алкоголем, бродяжничество и т.д.);

- отсутствие места работы, иных источников доходов либо собственное нежелание некоторых аморальных личностей трудоустраиваться;

- выплата основной части заработной платы неучтенными в финансовых документах денежными средствами, «в конвертах»;

- отсутствие у должников имущества, на которое может быть обращено взыскание;

- длительность сроков, в течение которых осуществляется розыск должника.

Учитывая специфику алиментных выплат, основным способом исполнения требований по алиментным обязательствам является установление места работы должника, направление копии исполнительного документа в бухгалтерию этой организации для удержаний из заработной платы.

Имущественное положение лица, обязанного выплачивать алименты, проверяется судебным приставом-исполнителем при наличии задолженности.

Однако следует понимать, что в соответствии с установленными нормами права впоследствии не на каждое имущество возможно обратить взыскание.

Здесь в первую очередь речь идет о соразмерности суммы задолженности и цены арестованного имущества, а также об установленных гражданским законодательством случаях, при которых правоприменитель не вправе обращать взыскание на отдельные виды имущества.

Все это говорит о том, что не только существует важная проблема в реализации права детей на получение алиментов. Очевидно, необходима доработка ч. 1 ст. 157 УК РФ во избежание кризиса как уголовного, так и исполнительного производства по делам о рассматриваемых преступлениях. Представляется наиболее целесообразным взыскивать алименты на содержание несовершеннолетних детей, определяя их в твердой денежной сумме, как это предусмотрено в ст. 83 Семейного кодекса. Кроме того, одним из способов решения проблемы принудительного взыскания алиментов могло бы стать участие государства в лице определенного его органа в контроле за реальным их взысканием в пользу несовершеннолетних и нетрудоспособных детей. Так, например, можно было бы оказывать адресную материальную помощь семьям, оказавшимся в трудной ситуации.

Мы поддерживаем позицию тех авторов, которые утверждают, ратуют за необходимость введения в ст. 157 УК РФ квалифицирующих признаков, которые устанавливали бы ответственность за сокрытие доходов или имущества от обращения взыскания по исполнительному производству, а также несообщение должником судебному приставу-исполнителю о перемене своего места жительства, совершение иных умышленных действий, влекущих невозможность взыскания алиментов или задержку их взыскания. Соответственно, для данного состава должны быть предусмотрены более жесткие и альтернативные виды уголовного наказания.

Учитывая вышеизложенное, мы предлагаем дополнить ст. 157 УК РФ частью третьей следующего содержания:

Злостное уклонение родителей или совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда, судебному приказу или нотариально удостоверенному соглашению об уплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, сопряженные с сокрытием доходов или имущества от обращения взыскания по исполнительному производству, а также совершения иных умышленных действий, влекущих невозможность взыскания данных средств.


Наказание является составной частью комплекса предупредительных мер, направленных на борьбу с антиобщественными проявлениями и, в частности, с преступлением, предусмотренным ст. 156 УК РФ, позволяет более эффективно корректировать меры, направляемые на совершенствование уголовного закона. В этом отношении цели наказания едины для всякого преступного проявления, независимо от его конкретного содержания и характера.

Основным условием, обеспечивающим эффективность применения мер наказания, является не их суровость, а их неотвратимость. Эффективность наказания определяется в первую очередь его неотвратимостью, только это обеспечивает общее предупреждение. Никакие наказания, какими бы жестокими или, иначе говоря, жесткими они ни были, сами по себе преступности уничтожить не могут [3].

Санкция ст. 156 УК РФ предусматривает наказание в виде: штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательных работ на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничения свободы на срок до трех лет (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ).

Ранее санкция данной статьи содержала такой вид наказания, как лишение свободы на срок до двух лет. Сегодня законодатель, отказавшись от применения лишения свободы к лицам, виновным в совершении рассматриваемого преступления [4], сократил возможности дифференцированного назначения наказания за это преступление.

В науке высказывались предложения об изменении санкции нормы, изложенной в ст. 156 УК РФ [5]. Например, В. Боровиков [6] считает, что «необходимо установить за преступления, предусмотренные ст. 150-152, 156, 157 УК РФ, такой вид дополнительного наказания, как лишение родительских прав (при соответствующих изменениях ст. 44 и 45 УК РФ)». По нашему мнению, такое предложение на сегодняшний день не имеет под собой необходимой почвы, а вот вернуться к ранее существующему наказанию в виде лишения свободы на срок до двух лет следует. Наше предложение объясняется тем, что дифференциация уголовной ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетним не соответствует характеру и степени общественной опасности данного деяния.

Как указывается некоторыми учеными, применяемые на сегодняшний день наказания за совершение преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, применены к родителям, поэтому можно сказать, что семья, а значит, и сам несовершеннолетний поставлены в тяжелое материальное положение, то есть наказание как мера государственного принуждения затрагивает и самого потерпевшего. В таком случае вряд ли изменения, внесенные в санкцию ст. 156 УК РФ, в том числе исключение такого вида наказания, как лишение свободы, можно признать оправданными.

Такой вид наказания, как штраф, уместен в определенных ситуациях лишь в отношении педагогов или других работников образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними. Применение же штрафа к родителям, как правило, ставит семью, а, следовательно, и самого несовершеннолетнего в тяжелое материальное положение (получается, что карательный элемент этого наказания затрагивает и потерпевшего). Сфера назначения исправительных работ также ограничена в свете изменений, внесенных в ст. 50 УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. (не говоря уже о том, что и этот род занятия, как и штраф, негативно отражается на материальном положении семьи и самого несовершеннолетнего). Фактически у мирового судьи, рассматривающего уголовное дело по ст. 156 УК РФ, из числа наказаний за рассматриваемое преступление в настоящее время остается в арсенале лишь условное осуждение (кстати, трудно понять логику законодателя, отказавшегося от применения лишения свободы за данное деяние, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним).

При том, что на практике не применяется такой вид наказания, как обязательные работы, не работает и такой вид наказания, как ограничение свободы, можно сказать, что несовершеннолетние, подвергшиеся жестокому обращению со стороны родителей или лиц, их заменяющих, остаются у нас незащищенными.

И это на фоне того, что число выявленных родителей, злостно не выполняющих свои обязанности, за последние годы существенно увеличивается. Численность детей, отобранных у родителей по решению суда о лишении родительских прав, по сравнению с 2001 г. увеличилась на 5,6 % и составила 59,6 тыс. детей. Количество детей, отобранных у родителей без лишения их родительских прав, увеличилось на 6,2 % и составило 3,6 тыс. детей.

Рост числа детей, оставшихся без попечения родителей по причине лишения родителей родительских прав, обусловлен не только масштабами семейного неблагополучия, но и усилением внимания органов власти к данной проблеме и активизацией мер по изъятию детей из семей, где для них складывалась опасная для жизни и здоровья ситуация вследствие невыполнения родителями своих обязанностей [7].

Конечно же, предложения авторов о введении новых видов наказаний, таких как лишение родительских прав и иных видов наказаний, которые смягчают его, представляют определенный интерес для развития науки уголовное право, но при этом следует помнить, что любые изменения видов наказаний, особенно в альтернативных санкциях, таких как в ст. 156 УК РФ, 157 УК РФ можно проводить и без исключения из санкции более тяжких наказаний, таких как лишение свободы на определенный срок.

Изложенные соображения позволяют утверждать, что любое увеличение новым законом числа основных видов наказаний в санкции, при условии, что они являются более мягкими, чем наиболее строгий из предусматривавшихся ранее, расширяет возможность назначения судом более мягкого вида наказания, а потому закон, предусматривающий такое увеличение основных видов наказаний в санкции статьи Особенной части, во всех случаях является законом, смягчающим наказание. Конечно, это может быть только при сохранении в санкции наиболее мягкого вида наказания и неизменности (в том числе в части пределов) более строгого наказания из предусматривавшихся прежним законом. Именно такой вывод соответствует логике законодателя, вводящего в санкцию более мягкие (пусть и имеющие «промежуточный» характер) виды наказания. На наш взгляд, он согласуется и должен следовать из цитированного выше общего правила, принятого нами за основу.

Подводя итог, мы предлагаем законодателю вернуться к ранее существовавшей конструкции санкции статьи 156 УК РФ, путем включения такого вида наказания, как лишение свободы на срок до двух лет.


Существует немало проблем, связанных с теорией и практикой применения статей 156-157 УК РФ. В частности, уже упоминавшееся нами несовершенство формулировки ст. 156 УК РФ, не всегда позволяющей привлекать к уголовной ответственности лиц, на которых возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетних, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Не секрет, что к большинству родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, на практике обычно применяются меры административного характера, основная из которых - лишение родительских прав. Поэтому понятно желание некоторых ученых перенести момент окончания данного деяния на более раннюю стадию. Как утверждает В.Ф. Белов, для того чтобы в деянии был состав преступления, необходимы доказательства того, что имело место и жестокое обращение с несовершеннолетним, только в этом случае будут основания для привлечения к уголовной ответственности. Между тем, неисполнение обязанности по воспитанию само по себе уже значительно нарушает права и интересы несовершеннолетнего и может составлять самостоятельный состав преступления, в то время как жестокое обращение с несовершеннолетним или применение по отношению к нему насилия следует рассматривать как квалифицирующие признаки [8].

Предложение автора заслуживает внимание, но требует серьезной доработки. Это объясняется тем, что в подобном случае раскрываемость навряд ли увеличится. Появятся серьезные проблемы с разграничением подобного рода действий с административно наказуемыми деяниями. Ученому следовало предложить толкование действий будущих подпадать под признаки ч. 1 ст. 156 УК РФ. Поэтому, на сегодняшний день, такое предложение преждевременное, требующее существенной доработки и дополнительного изучения.

Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Право на защиту интересов несовершеннолетнего реализуется через процесс воспитания в семье и проведение государственной политики в отношении несовершеннолетних. Нормативное воплощение это право получило в целом ряде документов. Статья 38 Конституции РФ определяет, что забота о детях, их воспитание есть равное право и обязанность родителей. Данные положения закреплены и на международном уровне (например, в ст. 18 и 19 Конвенции о правах ребенка).

Обязанности по должному воспитанию в семье закрепляются в ряде других статей Семейного кодекса. Так, ст. 54 СК РФ провозгласила, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на заботу со стороны родителей, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В ст. 63 Семейного кодекса РФ раскрыты права и обязанности родителей по воспитанию детей: родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества.

Неисполнение указанных обязанностей может привести к ухудшению здоровья, нарушению нормального психического развития ребенка и формирования его личности.

При этом в ст. 65 Кодекса закреплен принцип, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. В этой же статье провозглашен принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Некоторые нормы, например, посвященные взысканию алиментов, содержатся в ряде статей Федерального закона «Об исполнительном производстве». В частности, статья 7 указанного Закона устанавливает перечень исполнительных документов, среди которых мы можем выделить исполнительные листы, судебные приказы и нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; статья 66 определяет размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника при взыскании алиментов.

Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 утверждает перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей [9].

При оценке данных норм заметно влияние на них международно-правовых актов. В соответствии с частью 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, семья имеет право на защиту со стороны общества и государства [10]. Аналогичный тезис содержит п. 1 статьи 10 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Пакт ратифицирован Российской Федерацией [11].

Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, в принципе 6 утверждает: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные и иные пособия на содержание детей» [12].

Однако стоит отметить, что в настоящее время широкая правовая база не решает многие проблемы семьи, так как она не учитывает кардинальные изменения экономической жизни семьи, правовой культуры и правового сознания населения, значения места и роли семьи в сфере антикриминального воспитания детей [13]. Наблюдается низкая рождаемость в большинстве регионов России, растет количество семей с одним ребенком, увеличивается число разводов [14]. Ежегодно рождается детей на 750 тысяч меньше, чем необходимо для воспроизводства населения. С обострением социально-экономических условий жизни общества перечисленные негативные явления в последние десятилетия стремительно обостряются. Наблюдается демографический спад. Растет смертность. В России число умерших почти вдвое превысило число родившихся [15]. Все больше семей планируют только одного ребенка. Большинство супружеских пар отказываются от рождения детей по экономическим причинам. Одновременно растет число гражданских браков. Исследователь И.Н. Туктарова отметила, что «изменение условий жизни привело к изменению в брачно-семейных отношениях: семья - главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка - оказалась в крайне сложной ситуации, на сегодняшний день отмечается процесс снижения потребности в детях, их ценности в понимании современной женщины» [16]. В настоящее время растет число самоубийств среди подростков [17]. Обострилась проблема нравственного климата в семье. Не случайно многие исследователи предлагают дополнить статьи 63, 69 СК РФ положением о том, что родители должны заботиться о половом воспитании детей [18]. Кризис образования привел к тому, что проблема воспитания подрастающего поколения целиком переложена на плечи семьи, а она в современных условиях находится в тяжелом материальном положении и без государственной поддержки не в силах решить эту задачу. Наблюдается крайне негативный процесс, когда семья в целях выживания фактически идет на продажу детей, воспитывает детей в духе криминальных ценностей. Дети вовлекаются в кражи и другие преступления, наркоманию и проституцию [19]. Одновременно растет смертность детей, много детей с отклонениями в психике и другими серьезными заболеваниями. В целом, несмотря на отдельные предпринятые государством шаги, все еще слаба правовая защита семьи. Специалисты также отмечают, что значительная часть проявления насилия в семье связана с нерешенностью ее проблем [20]. В перспективе, если охране семьи и созданию нормальных условий ее не будет уделено должного внимания, населению России грозит резкое вымирание и такая тенденция сохранится надолго.

Все эти факторы не могут не сказаться на росте преступлений, связанных со злостным уклонением от уплаты алиментов. Однако, несмотря на действительность, современное человечество не может отказаться от таких институтов, как семья и брак, иначе неизбежна его гибель и вырождение [21].

При совершенствовании нормативной базы нормального функционирования семьи как ячейки общества следует учитывать, что на семью оказывают влияние нормы семейного, трудового, гражданского, административного законодательства. На защиту семьи направлены нормы права социального обеспечения, законодательства о здравоохранении и образовании. Наиболее полно права семьи урегулированы нормами семейного законодательства. В нем зафиксированы права и обязанности родителей, детей, супругов и других лиц, права нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи на получение содержания (алиментов). На взрослых членов семьи возложена обязанность заботиться о физическом и нравственном развитии ребенка. Также СК РФ решены вопросы усыновления, опеки и попечительства, других форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Определенные меры ответственности за невыполнение обязанностей членов семьи содержат статьи семейного законодательства, например лишение родительских прав. Однако в ситуациях, когда уклонение или злоупотребление обязанностями грозит причинением серьезного ущерба либо данный ущерб причиняется фактически, для охраны интересов членов семьи подключаются статьи уголовного закона.


Гутиева Ирина Генриховна



[1] Кошаева Т., Гуль Н. Проблемы ответственности за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и применения ч. 1 ст. 157 УК РФ // Уголовное право. 2006. № 1. С. 23.

[2] См.: Архив аппарата Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве за 2002-2003 гг.

[3] См.: Шаргородский М.Д. Избранные работы по уголовному праву. СПб., 2003. С. 305.

[4] См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» № 162-ФЗ (Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4848) изменил редакцию ст. 156 УК РФ, в частности исключил наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в виде лишения свободы на срок до двух лет.

[5] См.: Степанова И.Б. Уголовно-правовые гарантии реализации конституционного принципа приоритетной защиты детства. Конституционные основы уголовного права. М., 2006.

[6] См.: Боровиков В. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) // Российский судья. 2005. № 2.

[7] См.: Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». 2003 г. Подготовлен Министерством труда и социального развития РФ.

[8] См.: Белов В.Ф. Преступления против семьи и несовершеннолетних. М., 2002. С. 36.

[9] См.: Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3743.

[10] См.: Всеобщая декларация прав человека 1948 года реально стала применяться с 1967 года // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова и Г.М. Мелков. М., 1997. С. 86.

[11] См.: Собрание законодательства РФ. 2001. №7. Ст. 659.

[12] Декларация прав ребенка. 20 ноября 1959 г. // Права человека. Основные международные документы: Сборник документов. М., 1990.

[13] См.: Фотеева Е.В. Семья в современном буржуазном мире. М., 2001. С. 128.

[14] См.: Ветров Н.И. Охрана интересов семьи уголовно-правовыми средствами. М., 1990. С. 7.

[15] См.: Козлов В.В. Демографический кризис: четыре ответа // Коммерсантъ. 2001. 16 февраля.

[16] Туктарова И.Н. Уголовно-правовая охрана несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 39.

[17] См.: Ветров Н.И. Охрана интересов семьи уголовно-правовыми средствами. М., 1990. С. 5.

[18] См.: Трунцевский Ю.В., Сумачев А.В. Права ребенка и секс-индустрия // Государство и право. 1999. №2. С. 103.

[19] См.: Серебрякова В.А., Зырянов В.Н. Корыстные преступления, совершаемые женщинами. М., 1990. С. 26.

[20] См.: Антонян Ю.М., Горшков И.В., Зулкарнеев P.M., Сапрунов А.Г. Насилие в семье. М., 2000. С. 163.

[21] См.: Фетюхин Ю.М. Институт брака по новому семейному законодательству Российской Федерации: Автореф.дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 7.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Вина в зарубежном уголовном праве и законодательстве
Исследование судом данных, характеризующих личность подсудимого
Виды и способы измерения причиненного вреда в уголовном праве
Исполнитель преступления как особый вид соучастника по уголовному праву России
Коррупция в органах государственной власти и обстоятельства, способствующие криминальности правящей элиты
Вернуться к списку публикаций