2011-09-02 09:00:01
ГлавнаяЭкономика и финансы — Научные основы финансового хозяйства государства



Научные основы финансового хозяйства государства


Двуединая природа регалий, по мнению автора, позволяла государству использовать регалии, расширяя круг их объектов в чрезвычайной обстановке, как мобильный и надежный источник государственных доходов. В дальнейшем налоговая природа регалий была учтена в бюджетной политике и они были трансформированы в акцизы.

Заслуга русской финансовой науки в вопросе о доменах и регалиях состояла, по мнению автора, в четких определениях, столь необходимых для исчисления Государственных росписей доходов и расходов. «Домены суть такие государственные имущества, которые имеют своим назначением приносить доход казне. К такого рода государственным имуществам должно отнести 1) всякую землю, назначаемую для культуры, 2) леса, 3) вещные права на пользование частным имуществом, 4) всякого рода капиталы, принадлежащие правительству. На практике имеют значение по своей доходности первые две категории». «Под регалиями (монополиями) принято теперь называть такие промысловые источники дохода, которыми государство пользуется преимущественно или исключительно для себя, совершенно не допуская частной конкуренции или значительно ограничивая последнюю. Виды регалий: казенные фабрики, железные дороги, почтовые регалии, телеграфная, горная, монетная, регалии фискальные: соляная, табачная».

Если сравнивать структуру государственных доходов, сложившуюся к началу XX века, и современную, то надо сказать, что и сегодня она включает доходы от государственного имущества, налоги, акцизы, пошлины, которые государство получает не только с доходов от производств, являющихся исключительно монополией государства. Ушли в историю как устаревшие термины «домены» и «регалии». Что изменилось, то это соотношение между различными видами обыкновенных государственных доходов в пользу налогов, которые превратились в их главный источник. Приведем сравнительные данные государственных доходов России за 1906 и 2000 финансовые годы и Италии - за 1925-26 гг., США - за 1984 г., чтобы убедиться в правильности вышесказанного. «Обыкновенные доходы России в 1906 году были исчислены в сумме 2.271,2 млн. руб. Главной статьей нашего бюджета является доход от винной операции - 697,5 млн. руб. Сборы с питей, то есть с пива, водочных изделий составили 39,1 млн. руб. Сборы со спиртных напитков дали 736 млн. руб., т. е. почти одну треть всего бюджета. Казенные железные дороги дали доход 491 млн. руб. Эта статья переходящего характера, так как железные дороги дают у нас убыток. Таможенные обложения дали 243 млн. руб. Обложение табака дало 60 млн. руб., обложение торговли и промышленности - 82 млн. руб. Почта, телеграф, телефон дали 74 млн. руб., обложение спичек - 15 млн. руб. Акциз на керосин дал 30 млн. руб. Обложение денежных капиталов дало около 20 млн. руб. Лесной доход фигурирует в размере 58 млн. руб. Налог поземельный, с недвижимых имуществ и подати дали 60,5 млн. руб. Капиталы, принадлежащие казне, и операции государственного банка дали почти 17,5 млн. руб. Гербовые, судебно-канцелярские пошлины - около 54 млн. руб. В 1906 г. налоги и пошлины составили 603,6 млн. руб., доход от казенной винной операции - 697,5 млн. руб. Таким образом, в государственных доходах России начала века доля чистых налогов и пошлин составляла 26,5%. С учетом дохода от казенной винной операции (фискальная регалия - авт.) эта доля составляла 57,2%. В бюджете Италии за 1925-26 финансовый год из общей суммы обыкновенных доходов бюджета 16,97 млрд. лир налоги вместе с фискальными монополиями (регалиями - авт.) (3,2 млрд. лир) дали 14,4 млрд., что составило 85% всей суммы доходов. В источниках государственных доходов в США в 1984 г. налоговые поступления составили 93,8% их общей суммы. В России доля налоговых доходов в федеральном бюджете составила 85,2% в 2000 г.

Чрезвычайные потребности по своей непредвиденности или величине не могли быть покрыты обыкновенными доходами. К началу XX века сюда относились потребности в средствах на сооружение больших железных дорог и каналов, на нововведения в армии, на необходимые реформы в управлении и юстиции, на случай беспорядков в стране и особенно на случай войны; Для покрытия чрезвычайных потребностей государство использовало чрезвычайные источники, которые финансовая наука подразделила на четыре вида: 1) продажа доменов и фабричных предприятий, 2) использование резервного фонда или запасной казны, 3) повышение или введение новых налогов, 4) заключение займов. Первый вид чрезвычайных доходов - продажа государством доменов, отчуждение их в частную собственность. Продажа доменов имела большое значение в средние века, но утратила свое значение в условиях капитализма.

Различные системы управления государственным имуществом оказались такими громоздкими и не эффективными, что это побудило самые цивилизованные государства продать большую часть своего имущества. Финансовая наука обосновала причины приватизации государственной собственности: «Во-первых, государственная собственность по своему статусу имеет больше прав, чем частная, что чревато столкновением интересов государства и граждан. Во-вторых, управление казенными имуществами требует большого аппарата чиновников, усиливает влияние исполнительной власти. В-третьих, в случае войны казенное имущество прежде всего подвергается разграблению и это вызывает значительные материальные убытки. В-четвертых, с точки зрения экономической, изъятие значительного количества богатств из частной собственности составляет важное препятствие успеху промышленности и принуждает граждан к жертвам, намного превышающим те, которые доставили бы казне более крупные доходы при системе налогов». Доходы от продажи государственного имущества не потеряли своего значения и в настоящее время для всех стран, независимо от уровня экономического развития. Доходы от продажи государственного имущества получили название «доходы от приватизации», которые за 1989-1992 гг. составили в Великобритании 44,4 млрд. долл., в Германии - 27,3, в Японии - 22,8 млрд. долл. Разгосударствление экономики в постсоциалистических странах дало новый источник государственных доходов - доходы от приватизации. В Российской Федерации этот источник пополнения доходов государства стал использоваться с 1992 года.

В средние века, когда налоги только начинали развиваться и трудно собираться, обращались к запасной казне, собранной в благоприятное время для покрытия чрезвычайных потребностей. К началу XX века стали предпочитать запасной казне повышение налогов и займы, так как большая запасная казна, достаточная для всех или для большинства случаев нужды, отвлекала бы от отечественной промышленности значительный капитал, причиняла бы государству ощутимые потери на процентах и повышала бы размер процента для остальных капиталов.

Для получения чрезвычайных доходов государство использовало и канал уменьшения личных доходов своих подданных, то есть оно прибегало к временному увеличению существующих налогов или вводило новые. В начале XX века для восстановления бюджетного равновесия правительства Германии, Австрии, Франции и России систематически использовали повышение налогов, прежде всего косвенных, на предметы массового потребления. В средние века чрезвычайным источником доходов государя служила конфискация, которая в условиях капитализма превратилась скорее в политическое действие, чем в финансовое. В XIII-XVI веках во Франции и в XVII веке в Англии конфискация практиковалось исключительно в целях обогащения казны путем справедливых или ложных обвинений богатых людей в серьезных преступлениях. В России конфискация широко использовалась при Петре I. При его преемниках существовала даже особая канцелярия конфискаций, учрежденная в 1719 г. и ликвидированная только в 1783 г.

В средние века займы - это личный долг монарха, который занимал деньги на свой страх и на тех условиях, на каких находил это выгодным. Уплата по займам лежала на его ответственности. Проценты зависели от степени доверия к монарху. В условиях капитализма займы стали играть совершенно иной характер. Займы превратились в долг государства. Поэтому обязательство платить долг сохранялось и в случае смерти монарха, и с прекращением его династии. Уплата займов совершалась уже не в виде возвращения занятой суммы каждому отдельному кредитору, а путем постепенного погашения долга в течение ряда лет. Деньги занимались не у известных лиц, а у большого числа неизвестных. В этом виде займы существовали с конца XVII - начала XVIII, но это не помешало им развиваться с чрезвычайной быстротой. Автор полагает, что займы как чрезвычайный источник приобрели в XIX веке вес, равный регулярным источникам - налогам. Во второй половине XIX века английское правительство платило подданным процент с государственного долга, который был равен одной трети всего государственного дохода. Такая практика использовалась во Франции, Австрии и России. В настоящее время займы, внутренние и международные, превратились по сути дела в обычный источник покрытия хронически дефицитного бюджета государств и дефицита платежных балансов.

Прежде чем анализировать категорию «государственные расходы», сделаем несколько предварительных замечаний. При возникновении финансовой науки внимание было занято преимущественно доходными финансовыми институтами. Расходные институты почти не привлекали внимания исследователей. Расходы на оборону, расходы на содержание верховной власти (цивильный лист), расходы на народное образование, пенсии по старости;

расходы на развитие народного хозяйства начали изучать только со 2-й половины XIX века. Учение о финансах было представлено учением о государственных доходах, что было отражено в соответствующих курсах финансовой науки. В 60-е годы «государственные расходы» получили право на свое место в финансовой науке, хотя и второстепенное. Автор установил, что к концу XIX - началу XX вв. положение кардинально меняется и вопрос о государственных расходах излагается в учебниках в качестве самостоятельного или в вопросе о госбюджете, что и находит свое отражение в определении предмета финансовой науки. С.Ю. Витте определяет ее «как науку о способах наилучшего добывания материальных средств государством и целесообразной организации их расходования для осуществления высших задач государственного союза».

Формируется точка зрения, что государственные расходы имеют большее значение, чем госдоходы: «Как и индивидуальное частное хозяйство, финансовое хозяйство имеет расходы и доходы. Но в финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение. Частное хозяйство не может истратить больше, чем у него будет доходов. Финансовое хозяйство в случаях необходимости может увеличить свои доходы путем изъятия необходимых средств у частных хозяйств». Двойственное отношение к госрасходам нашло свое отражение в учебной финансовой литературе. В учебниках российских авторов старшего поколения, И.И. Янжула, И.Х. Озерова, государственные расходы излагаются после госдоходов, а в зарубежных учебниках К.Т. Эеберга, Ф. Нитти, Л. Косса первыми рассматриваются государственные расходы. В учебнике русского и советского исследователя Д.П. Боголепова (1885-1941) «Краткий курс финансовой науки» (1929) рассмотрение госрасходов и бюджета предшествовало изложению проблем госдоходов. В учебнике С.И. Иловайского отсутствует глава о государственных доходах, а глава «Государственные расходы» предваряет изложение вопросов бюджетного устройства.

В советской финансовой науке вопрос о месте категории «государственные расходы» оставался дискуссионным. В.Г. Чантладзе был не согласен с мнением В.К. Сенчагова, что категория «государственные расходы» представляется явлением второстепенным, что она настолько проста, что не позволяет раскрыть сложность и многообразие финансовых отношений всего народного хозяйства. В.Г. Чантладзе считал, что, с точки зрения финансов, экономическая роль государства проявляется в государственных расходах, поэтому в сфере финансов категория «государственные расходы» с методологической стороны при восхождении от абстрактного к конкретному - сравнительно простая категория и ее изложение должно предшествовать категории государственные доходы».

Не разрешен этот вопрос и экономической наукой. В учебниках П. Самуэльсона и К.Р. Макконнелла - С. Брю на первом месте стоят государственные расходы, в учебнике С. Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи - налоги, то есть государственные доходы.

Российская финансовая литература на рубеже веков развивает традиции, принятые финансовой наукой конца ХIХ - начала XX в. «Учение о государственных доходах составляет главную часть финансовой науки, но последняя не может игнорировать и государственных расходов».

Автор полагает, что госрасходы - многоплановая категория и ее надо рассматривать с точки зрения права, политики и экономики. Финансовую науку интересовал прежде всего экономический аспект проблемы. По мнению автора, государственные расходы - это расходы, которые осуществляются Министерством финансов для удовлетворения потребностей государственного хозяйства в рамках исполнения федерального бюджета.

Финансовая наука использовала различные критерии для определения структуры государственных расходов. С точки зрения экономических результатов, государственные расходы были разделены на производительные и непроизводительные. «Производительные - те расходы, которые увеличивают или имущественное достояние государства, или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными. Существуют нравственные блага, которые рано или поздно превращаются в блага хозяйственные, и некоторые войны укрепляют энергию народа лучше, чем любой промышленный прогресс». Финансовая наука конца XIX века уточнила структуру государственных расходов, подразделив их на: 1) расходы действительные, которые связны с государственными услугами по удовлетворению общественных потребностей; 2) расходы по взиманию - затраты, обусловленные взысканием налогов и эксплуатацией промышленных предприятий государств. Чем меньше расходов по взиманию, тем более совершенно финансовое хозяйство. Это выводы финансовой науки. Автор согласен, что соотношение производительных и непроизводительных расходов государства следует считать одним из критериев эффективности функционирования финансового хозяйства государства. Для новейшей России необходима методика расчета показателя, ее реальный расчет и опубликование в печати, чтобы судить о рациональном ведении хозяйства Минфином РФ.

С точки зрения времени, расходы наука разделила на обыкновенные, которые отвечали постоянным потребностям и возобновлялись с каждым финансовым годом, и чрезвычайные, обусловленные нерегулярными и непостоянными потребностями. В финансовой науке было признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и т. д.), а чрезвычайные - посредством чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или заключение займов).

М.М. Сперанский в «Плане финансов» указывал в связи с этим, что «никакие обыкновенные доходы не могут быть достаточны для расходов чрезвычайных».

Русская финансовая наука, определила территориальный принцип разделения государственных расходов, которого строго придерживаются в современных промышленно развитых странах и который так трудно приживается в современной России: «Третий источник разделения расходов есть их пространство. В этом отношении расходы разделяются на общие государственные, на губернские, окружные, волостные. Расходы государства должны быть удовлетворены из общих госдоходов; губернские - из губернских и так далее».

Русская финансовая наука рекомендовала для государственного хозяйства принципы рациональной расходной политики, столь необходимые в условиях постоянного напряжения российских финансов: «1) Осуществлять только производительные расходы, которые способствуют развитию и сохранению производительных сил народа; 2) размеры госрасходов не должны препятствовать образованию капиталов в частных хозяйствах; 3) устанавливать правильное соотношение между государственными расходами и народным доходом; 4) при оценке каждой статьи госрасходов учитывать значение других их статей в целях обеспечения сбалансированности статей госрасходов по их значимости; 5) равномерно распределять государственные расходы на территории государства». Автор считает, что сформулированные принципы государственной расходной политики не только утратили свою актуальность для современной России, наоборот - ими надо руководствоваться при разработке расходной части бюджетов всех уровней.

Иллюстрацией роста государственных расходов в последней четверти XIX- нач. XX вв. служат данные таблицы 1 о динамике государственных доходов на одного жителя в западноевропейских странах и в России.

Кратное увеличение государственных доходов было вызвано необходимостью покрытия прежде всего роста расходов на военные нужды и обслуживание государственного долга.


Таблица 1

Государственные доходы на одного жителя (в руб.)


Страны

В 1878 г. - по вычислению Gerstfelgt’а

В 1906 г. - по вычислению Zahn’а

Рост государственных доходов

1. Германия

14,72

54,28

368,8

2. Австро-Венгрия

11,96

30,36

253,8

3. Франция

26,22

34,50

131,6

4. Россия

11,04

20,24

183,3

5. Великобритания

21,62

45,08

208,5



Пушкарева Валентина Максимовна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Экономический конфликт в аспекте его нематерильных ресурсов
Особенности управления государственным долгом в российских регионах
О причинах циклического развития рыночной экономики
Глобализация экономики США
Агросервисное обслуживание сельхозтоваропроизводителей
Вернуться к списку публикаций