2011-08-20 20:25:10
ГлавнаяЭкономика и финансы — Эволюция взглядов на экономическую роль государства в процессе воспроизводства



Эволюция взглядов на экономическую роль государства в процессе воспроизводства


На рубеже XIX-начала XX вв. финансовая наука определила свой предмет как науку о финансах государства. Финансы других публично-правовых союзов, хотя и были включены в предмет науки, но их содержательная разработка относится к более позднему периоду. Автор полагает, что эволюция взглядов на финансовое хозяйство государства, на его задачи и функции связана в своей основе с эволюцией взглядов на роль государства в экономике и с общей теорией государства.

Первые трактаты по государственному управлению появились в эпоху меркантилизма в Германии начала XVII в. Наука государственного управления получила название «наука о полиции». Наука о полиции включала все внутренние функции государства, в том числе и управление государственным хозяйством.

Идеи полицейской деятельности государства позднее развивались во Франции и в Германии (Ф. Юсти и И. Зонненфельс). Ими были поставлены вопросы благосостояния государства, вопросы о функциях государственного управления.

Развитие философии и политэкономии конца XVIII века позволило сделать шаг вперед в учении о государстве. От государства стали требовать, чтобы оно признало неприкосновенным личное достоинство гражданина, его права и свободы. В различных странах Европы, а позднее в России стала разрабатываться концепция правового государства. Теоретической основой концепции правового государства послужили экономические теории физиократов, У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и др.

Учение меркантилистов, отводившее государству неограниченную власть и в сфере экономической, где оно, регламентируя жизнь и деятельность подданных, содействуя развитию промышленности и торговли, должно было сделать их богатыми и счастливыми, господствовало в условиях зарождающегося капитализма. Новые формы организации промышленности требовали поддержки, но, когда они выросли и окрепли, система регламентации и опеки стала для них обременительной и вызвала протест. Во Франции накануне 1680 года один из депутатов от купечества (Франсуа Лежандр) в разговоре с Ж.Б. Кольбером произнес знаменитую фразу: «laissez nous faire - дайте нам самим действовать», которая позднее становится лозунгом физиократов. Их доктрина была оценена современниками одним словом - «свобода». Ф. Кенэ и его ученики исходили из идеи универсальной гармонии, которой одинаково подчинена материя и человечество. Государство не должно мешать действию законов, создающих естественный порядок, наиболее выгодный человеческому роду, устанавливающий естественное право всех людей. Государство должно содействовать распространению понимания этих законов организацией просвещения, должно соблюдать и охранять их, но попытки его вмешиваться в сложный механизм общественной жизни лишь портят благой порядок, установленный Богом. Правительство должно убирать преграды на пути, предоставляя полную свободу конкуренции. Возможность осуществлять свои желания в условиях «свободной и безграничной конкуренции» создает гармонию, наилучший порядок, возможный на земле. Это применимо не только к внутренней жизни государства, но и к отношениям с другими странами. Естественная торговая политика - это свободная и безграничная конкуренция, доставляющая каждой нации наиболее возможное число покупателей и продавцов, чтобы им обеспечить самую выгодную цену в продажах и покупках. Таковы взгляды физиократов на роль государства, вводящие совершенно новое понимание его задач и целей. Автор считает, что физиократы были первыми последовательными представителями индивидуализма и либерализма в области экономики.

Одна из ведущих идей работы английского экономиста У. Петти «Политическая арифметика» - идея естественного порядка и вредности нарушения его государственной властью. Недостаток государственного управления, по У. Петти, заключается в том, что «слишком многое из того, что должно было бы управляться лишь природой, древними обычаями и всеобщим соглашением, подпадало под регулирование закона». У. Петти резко выступал против государственной регламентации, если она «противоречит законам природы». В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике У. Петти в «Трактате о налогах и сборах» определил целевые расходы государства и таким образом регламентировал и ограничивал его деятельность: «1) военные расходы, 2) содержание управления, 3) расходы на церковь, 4) расходы на школы и университеты, на образование, 5) содержание детей (сирот) и инвалидов, 6) расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты, другие предметы, нужные для блага пользования всех».

Экономическое учение А. Смита представляет, как полагает автор, собой вторую фазу развития теории свободной конкуренции, начало которой было положено физиократами. А. Смит был профессором нравственной философии, проникнутой тогда идеями естественного права, и подобно физиократам перенес идеи индивидуализма и свободы из области философии и права в область политической экономии. А. Смит был глубоко убежден, что Божество стремится создать всеобщую гармонию человеческой жизни: в области морали - путем присущего человеку чувства симпатии, в области материальных отношений - путем разумного эгоизма. «Эгоизм, говорит он, -колесо, которое ставит часы общества на экономическую гармонию и счастье». Цели и задачи государства А. Смит понимает так же, как физиократы. Государство должно как можно меньше вмешиваться в деятельность частных лиц, ибо оно не в состоянии изменить естественные законы, на которых основана эта деятельность. В противоположность меркантилистам А. Смит считал подлинными обязанностями государства охрану мира, защиту личности и собственности, делая исключения для тех случаев, когда государственная деятельность целесообразнее частной: государственные расходы на строительство железных дорог, народные школы, религиозные учреждения и публичные сооружения.

Последователи А. Смита развивали его индивидуалистические идеи, которые в разных странах - Германии, Франции, Англии - приняли различные оттенки. Ж.Б. Сэй писал, что «наилучший из всех финансовых планов - это расходовать возможно меньше, а наилучший из всех налогов - это наименьший». Поэтому он энергично выступал против вмешательства государства во всех случаях, когда оно идет во вред «естественному ходу вещей». П. Леруа-Болье, исследуя задачи и функции государства в книге «Современное государство и его функции» (1883), развивал эту идею и пришел к выводу, что государство непригодно для выполнения хозяйственных функций. Его аргументы: отсутствие инициативы и изобретательности в деятельности государственных предприятий, угроза экономической и политической свободе, а главное - подавление личной инициативы, ограничение частной деятельности.

Последующий этап в развитии политической экономии связан с постепенным отходом от взглядов А. Смита на роль государства в экономике. Последний из представителей английской классической политэкономии Д.С. Милль понимал, что система свободной конкуренции не может обеспечить решения целого ряда экономических проблем, которые не гарантируют индивиду достаточной прибыли. В пятой книге «Основ политической экономии» (1848) он возлагал на государство функции, без которых невозможен экономический и социальный прогресс. Государство должно взять на себя расходы по созданию инфраструктуры, развитию науки и т.д.

Швейцарский экономист Ж. Сисмонди из сторонника государственного невмешательства превратился в его оппонента. Проанализировав экономический строй капитализма, он пришел к выводу, что «мы не верим в благодетельность принципа «laissez faire». На наш взгляд, правительство должно быть защитником слабого против сильного, оно должно быть защитником того, кто не может защищаться собственными силами». В соответствии с провозглашенным принципом Ж. Сисмонди считал, что государство должно выполнять четыре функции:

1) наведение общественного порядка, правосудия, обеспечение прав личности и собственности;

2) общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой;

3) народное просвещение, благодаря чему дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство;

4) национальная защита, обеспечивающая участие в выгодах, доставляемых общественным порядком.

Автор полагает, что состояние экономической науки не позволило Ж. Сисмонди сформулировать и обосновать концепцию, альтернативную А. Смиту.

Со второй половины XIX века в Германии начинают развиваться новые идеи в финансовой науке под влиянием учения о государстве, философии, права и политэкономии. Был сделан поворот к историческому и органичному взгляду на государство. В последней трети XIX века начинает формироваться новая историческая школа. Концепция правового государства наиболее полно и систематизированно была разработана одним из видных представителей немецких экономистов, Л. Штейном, в рамках учения об управлении. Предметом учения об управлении в узком смысле является «внутреннее управление государства», которое «представляет собой совокупность тех сторон государственной деятельности, которые доставляют отдельному человеку условия для его индивидуального развития, не достижимые его собственной энергией и усилиями». Частью учения Л. Штейна о внутреннем управлении является «учение об управлении народным хозяйством», которое вменяло государству обеспечение условий для создания материальных благ личности.

В соответствии с концепцией правового государства Ф. Нитти определял государство как естественную форму социальной кооперации, и для человека невозможно никакое развитие без этой первоначальной и наиболее важной формы кооперации. Ф. Нитти считал, что, кроме государства, некому решать задачи общенационального характера - «задачи защиты, цивилизации, правосудия, благосостояния». Автор пришел к выводу, что к началу XX в. была сформулирована идея о своеобразном разделении труда между государством и частным хозяйством в сфере экономики. Ф. Нитти так оценивал характер этого взаимодействия: фундамент экономики - частное хозяйство, государство - своеобразная надстройка экономики. Он четко определил роль государства в экономике. Без государства экономика не получит дополнительных стимулов, но его деятельность регламентируется законами рыночного хозяйства.

Автор полагает, что традиции российской государственности, влияние новой исторической школы, необходимость ликвидации крепостнических форм хозяйствования и перехода к капитализму - факторы, под влиянием которых российская экономика и финансовая наука в последней трети XIX века преодолела общепринятые идеи экономического либерализма А. Смита и перешла к обоснованию особой роли государства в регулировании национального хозяйства. Российские финансисты, как было установлено автором, обосновали финансово-кредитный механизм госрегулирования.

В настоящем параграфе в соответствии с его задачами автор проанализировал взгляды российских ученых на экономическую роль государства и пришел к выводу, что они в большинстве своем рассматривали ее с более широких позиций - позиций цивилизационного подхода, как требовали условия социально-экономического развития России. В.А. Лебедев главную задачу государства видел в обеспечении необходимых условий для всестороннего развития личности: «Общество в лице государства или под его покровом создает, обеспечивает и охраняет условия, способствующие наиболее полезному и наиболее производительному применению сил и способностей наших для целей как нашего личного, так и общего блага. Государственные законы и деятельность государственного управления оберегают человека со всеми его физическими и моральными потребностями, со всей его деятельностью, создают ту почву, на которой он вырастает из первобытного, почти животного состояния на степень действительно разумного, цивилизованного существа».

Автор полагает, что И.И. Янжул развивал позиции В.А. Лебедева, связывая усиление роли государства с потребностями исторического момента: «С ходом культуры человек все боле и боле нуждается в помощи других людей, в помощи общества и вмешательстве представителей общества - государственной власти для обеспечения себе удовлетворительного существования. Таков новый аргумент в пользу государственного вмешательства. Совокупность всего достаточна, чтобы оправдать широкое воздействие государства на промышленность».

А.А. Исаев, определяя сферы государственные вмешательства, по мнению автора, подчинял их решению проблем повышения благосостояния народа, имея в виду Россию с ее ужасающей беднотой. «Контроль над пользованием теми естественными богатствами, которые не могут быть воспроизведены», развитие «отраслей, которые имеют всеобщее значение и своими услугами все более входят в обиход всех граждан (монетное дело, страховое, почтовое, главные пути сообщения), меры в области распределения, которые, «уменьшая безработицу, поднимают уровень благосостояния беднейших граждан и тем благотворно влияют на распределение богатства».

Заслуга С.И. Иловайского, по мнению автора, состоит в том, что, определяя экономические цели государства, он четко разграничил экономическую и финансовую политику, подчеркивая таким образом значимость последней.

В обобщенном виде воззрения на роль государства с учетом российских особенностей изложил С.Ю. Витте в лекциях, прочитанных 100 лет назад брату царя Великому князю Михаилу Александровичу Романову и изданных отдельной книгой «Конспект лекций о Государственном хозяйстве» (1912).

В обоснование экономической роли государства С.Ю. Витте положены прежде всего огромные масштабы российского государственного хозяйства, не сравнимые со странами Западной Европы. Характерно, что интересы народного хозяйства (рыночного - авт.) С.Ю. Витте поставил выше интересов казны: «Хозяйство государственное, преследуя выгоды государственной казны, подчиняется в своих действиях высшим интересам охраны народного благосостояния, а потому должно отказаться от фискальных выгод, идущих вразрез с преуспеянием народного хозяйства».

При С.Ю. Витте стимулирующая налоговая политика вошла в систему мер по достижению экономического процветания, защиты национальных интересов России: поддержка предпринимательства, стимулирование технического прогресса, повышение уровня занятости и оплаты труда наемных работников, «суровый режим протекционизма».

Автор установил, что И.И. Янжул и П.П. Мигулин поставили вопрос о пределах государственного вмешательства. Резюме о роли государства в экономике страны подвел П.П. Мигулин: «Государство может и должно вмешиваться в частнохозяйственные отношения, - регламентировать строй общественной жизни своих граждан. Весь вопрос только в пределах этого вмешательства». Не только наука пришла к выводу о необходимости регулирующей роли государства в экономике, но и общественность: «Теория государственного невмешательства давно отжила свой век. Современные общественные классы борются между собой из-за стремлений заставить государство служить определенным целям и задачам. Немолчно раздается стоустая проповедь, в которой государство призывается к настойчивому вмешательству в народнохозяйственную жизнь».

Анализ и обобщение взглядов на возрастание экономической роли государства в процессе воспроизводства позволяют автору сделать вывод, что в конце XIX - нач. XX века были заложены научные основы теории совокупного спроса Д.М. Кейнса, получен определенный практический опыт в государственном регулировании экономики, что подтверждается разработками российской финансовой науки и практикой Государства Российского.


Пушкарева Валентина Максимовна







Интересное:


Научно-технический прогресс и экономическая эффективность научных исследований
Обеспечение финансовой устойчивости страхового портфеля
О причинах циклического развития рыночной экономики
Виды рисков на хозяйственных предприятиях и управление рисками как условие предотвращения кризиса
Между историей и наукой - к анализу проблемы причинности в экономике
Вернуться к списку публикаций