2011-02-03 09:00:41
ГлавнаяЭкономика и финансы — Улучшение качества работы региональных администраций и их структурных подразделений в процессе управления государственным долгом



Улучшение качества работы региональных администраций и их структурных подразделений в процессе управления государственным долгом


Качественное управление государственным долгом подразумевает привлечение заемных средств на выгодных для бюджета условиях и их использование на реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов. Этому, в первую очередь, должна способствовать четкая и слаженная работа всех структурных подразделений региональной администрации.

Улучшение качества работы администрации субъекта Федерации, по мнению автора, должно осуществляться в следующих основных направлениях:

1. Принятие специальных нормативно правовых актов. Это может быть как принятие закона о государственном долге субъекта Федерации, так и издание специальных постановлений (распоряжений), регламентирующих работу с теми или иными видами долговых обязательств.

Такие законы уже приняты в ряде субъектов Российской Федерации, например, Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24 февраля 1999 г. № 6-РЗ «О государственном долге Кабардино-Балкарской Республики» и Закон г.Москвы от 18 апреля 2001 г. № 15 «О государственном долге г.Москвы». При этом в законе о региональном государственном долге в качестве обязательной правовой нормы, следует закрепить положение о том, что общий объем привлекаемых заемных средств не может превышать объема средств регионального бюджета, направляемых на инвестиционные цели.

Кроме того, в целях исключения неконтролируемого роста объема консолидированного субфедерального долга, законом необходимо обязать муниципальные образования субъекта Федерации, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия согласовывать и регистрировать свои заимствования в региональном управлении (Министерстве) финансов.

В законе в обязательном порядке должен быть заложен принцип преемственности обязательств при смене органов власти, как один из главных факторов, обеспечивающих доверие инвесторов к долговым инструментам, предлагаемым регионом и, соответственно, повышение его кредитного рейтинга. Данный принцип предполагает безусловное, полное и своевременное выполнение субъектом Российской Федерации своих обязательств по всем долговым обязательствам, включая обязательства предыдущих администраций.

К специальным нормативно-правовым актам можно отнести издание постановлений (распоряжений) о порядке ведения долговой книги; о порядке предоставления информации об операциях, связанных с привлечением, погашением и обслуживанием государственного долга; положения о реестре задолженности государственных и муниципальных унитарных предприятий и другие.

К одному из наиболее важных подобных документов можно отнести порядок предоставления государственных гарантий субъекта Федерации, что, как уже указывалось в I главе исследования, связано с их низкой эффективностью. Данный нормативно правовой акт должен быть направлен на снижение рисков администрации региона, связанных с предоставлением этого долгового инструмента, разрабатываться с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и включать в себя следующие разделы:

- общие положения, включающие само понятие гарантийного обязательства субъекта Российской Федерации;

- право предоставления и форма государственной гарантии;

- порядок и условия предоставления государственной гарантии;

- порядок учета государственной гарантии;

- обязательные условия договора о предоставлении государственной гарантии относительно исполнения обязательств по государственной гарантии.

Примером подобного нормативно правового документа может являться Порядок предоставления государственных гарантий Калининградской области, утвержденный постановлением Главы администрации Калининградской области 6 июля 2001 года № 249.

К заявке на получение гарантии, подаваемой в финансовый орган субъекта Федерации, должны прилагаться соответствующие документы, примерный перечень которых представлен в таблице 1:


Таблица 1

Перечень документов, прилагаемых к заявке на получение государственной гарантии субъекта Российской Федерации


При предоставлении гарантии юридическому лицу

При предоставлении гарантии органу местного самоуправления

1. Заявление на получение государственной гарантии с указанием ее предполагаемого объема и целей получения (целей привлечения заемных средств).

2. Справка - обоснование возможности самостоятельного исполнения принимаемых обязательств.

3. Нотариально заверенная копия устава, а также всех изменений и дополнений к нему.

4. Нотариально заверенная копия о государственной регистрации.

5. Копии документов, подтверждающих полномочия руководителя и главного бухгалтера.

6. Годовые отчеты за последние два финансовых года, включающих бухгалтерские балансы с приложениями, в том числе о прибылях и убытках и пояснительные записки, составленные в соответствии с правилами Минфина России, с отметкой Министерства Российской Федерации по налогам и сборам об их принятии.

7. Подтверждение территориального органа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам об отсутствии просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

8. Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности по представленным бухгалтерским балансам, сгрупированные по срокам задолженности (до 30 дней, 30-90 дней, 90-180 дней, более 360 дней) с указанием наиболее крупных дебиторов и кредиторов (более 5 процентов от общего объема задолженности) и дат возникновения задолженности.

9. Суммы остатков по внебалансовым счетам по полученному и выданному обеспечению (поручительствам и имуществу, переданному в залог) к предоставленным балансам на дату подачи заявления.

10. Аудиторские заключения по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности за последние два финансовых года с приложением копии лицензии, заверенной нотариально, на осуществление аудиторской деятельности аудиторских фирм, проводивших проверку.

11. Письменное подтверждение кредитора о согласии предоставления заявителю кредитных ресурсов.

12. Справки банков, обслуживающих счета заявителя об оборотах за последние 12 месяцев и остатках на расчетных (текущих) и валютных счетах.

1. Заявление на получение государственной гарантии с указанием ее предполагаемого объема и целей получения (целей привлечения заемных средств).

2. Копия устава муниципального образования, а также всех изменений и дополнений к нему.

3. Решение представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год с программой муниципальных заимствований.

4. Реестр долговых обязательств муниципального образования на дату подачи заявки.

5. Отчет об исполнении бюджета муниципального образования на последнюю отчетную дату.

6. Письменное подтверждение кредитора о согласии предоставления претенденту кредитных ресурсов.

Таблица составлена автором с учетом положений Порядка предоставления государственных гарантий Калининградской области, утвержденного постановлением Главы администрации Калининградской области б июля 2001 года № 249


Предоставление гарантий должно осуществляться преимущественно на конкурсной основе (порядок проведения конкурса, определяется специальным постановлением администрации субъекта Федерации) и на основании обязательной проверки (анализа) финансового состояния получателя государственной гарантии уполномоченными органами государственной власти. Кроме того, в отдельных случаях за предоставление государственной гарантии может взиматься вознаграждение, перечисляемое в доход регионального бюджета.

2. Установление персональной ответственности должностных лиц за все решения, связанные с привлечением и использованием заемных средств, а также предоставлением государственных гарантий субъекта Российской Федерации. Реализация данного направления должна осуществляться следующим образом:

Во-первых, во все нормативно-правовые акты, издаваемые администрацией субъекта Федерации, должно быть включено отдельное положение об ответственности структурного подразделения администрации за исполнение данных актов, включая персональную ответственность руководителей данных структурных подразделений. Так, например, в п. 6 Положения о ведении Государственной долговой книги г.Москвы «Ответственность Органа Правительства и Департамента за выполнение настоящего положения» указано:

- «Департамент несет ответственность за сохранность, своевременность, полноту и правильность ведения Долговой книги и Книги регистрации.

Руководители Органа Правительства и Департамента, а также пользователи несут персональную ответственность за исполнение настоящего положения».

Во-вторых, в случае реализации инвестиционных проектов за счет привлекаемых заемных средств необходимо обеспечить участие должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Федерации на всех стадиях их подготовки и реализации. При подготовке проектов руководители отраслевых комитетов администрации должны возглавлять специальные рабочие группы, осуществляющие предварительный отбор проектов. После стадии предварительного отбора они должны участвовать в работе Межведомственной рабочей группы, формирующей региональную инвестиционную программу. В случае включения проекта в данную программу эти же должностные лица должны находиться в составе органов, осуществляющих общее наблюдение и контроль за реализацией проекта, а на соответствующий отраслевой комитет должно быть возложено проведение постоянного мониторинга хода реализации проекта.

Так, например, реализация Пилотного проекта реконструкции центра Санкт-Петербурга, финансируемого за счет средств займа МБРР 4144-RU, была возложена на Некоммерческий фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга. При этом в Попечительский совет Фонда, основной задачей которого являлся контроль за расходованием средств займа и выполнение целей, определенных соглашением о займе, входили заместитель председателя Комитета по управлению городским имуществом, первый заместитель Председателя Комитета финансов, первый заместитель Председателя Комитета по управлению городским хозяйством и первый заместитель Председателя Комитета экономики и промышленной политики. Все указанные выше должностные лица участвовали также в работе, проводимой на всех стадиях подготовки данного проекта, предшествующих заключению Соглашения о займе с Всемирным банком. Мониторинг хода реализации Пилотного проекта реконструкции центра Санкт-Петербурга осуществлялся Комитетом по строительству администрации Санкт-Петербурга.

В-третьих, должен осуществляться постоянный контроль за всеми действиями органов государственной власти в сфере управления государственным долгом. Контроль должен быть как внутренним - производиться контрольными подразделениями самой администрации субъекта Федерации на предмет соблюдения положений нормативно-правовых актов федерального и регионального законодательства, так и внешним - осуществляться контрольно-счетной палатой представительного органа региона (в рамках ежегодного аудита регионального бюджета или путем проведения отдельных тематических проверок). В случае выявления нарушений в результате проведенных контрольных мероприятий должен ставиться вопрос о персональной ответственности конкретных должностных лиц.

Помимо этого, должны быть разработаны специальные формы отчетности, на основании которых можно было бы дать оценку хода реализации тех или иных инвестиционных проектов. По итогам очередного финансового года представитель администрации, отвечающий за выполнение региональной инвестиционной программы, должен отчитаться в целом за ее выполнение перед Законодательным Собранием. Если ход реализации программы или конкретных проектов признан неудовлетворительным, то может быть поднят вопрос о снятии или понижении в должности ответственных должностных лиц администрации субъекта Федерации с одновременным наложением на них дисциплинарного взыскания.

3. Повышение роли специализированных органов администраций субъектов Федерации, отвечающих за вопросы управления государственным долгом. Эти органы (отделы, управления и т.д.) должны быть сформированы в тех субъектах Российской Федерации, в которых они отсутствуют, и полностью укомплектованы сотрудниками в других регионах, где они имеются. Полномочия данного специализированного органа должны быть существенно расширены и закреплены в Положении об его деятельности, утвержденном руководителем финансового органа субъекта Федерации.

Общее руководство и ответственность за все действия, связанные с привлечением и использованием различных видов долговых обязательств, должны возлагаться на руководителя органа, осуществляющего управление государственным долгом, или на заместителя руководителя Управления (Министерства) финансов субъекта Федерации, курирующего данные вопросы.

Основные задачи региональных органов управления государственным долгом, а также функции, осуществляемые в соответствии с возложенными на них задачами, представлены в таблице 2.

При выполнении возложенных задач большое внимание должно уделяться четкому распределению должностных обязанностей между сотрудниками отдела (управления), их взаимозаменяемости.

Кроме того, должно быть налажено тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями региональной администрации (Управление экономики, Управление капитального строительства и др.), особенно на стадиях отбора и включения в региональную инвестиционную программу различных инвестиционных проектов, финансирование которых будет осуществляться за счет привлекаемых заемных средств, а также при их последующей реализации.

Орган, осуществляющий управление государственным долгом должен иметь постоянный контакт с администрациями муниципальных образований, заинтересованными финансово-кредитными организациями, предприятиями, некоммерческими фондами и общественными объединениями при привлечении и предоставлении различных видов долговых обязательств, включаемых в структуру государственного долга субъекта Российской Федерации.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Интеллектуальный капитал и определение истинной стоимости компании
Становление бюджетного процесса в Российской Империи
Между историей и наукой - к анализу проблемы причинности в экономике
Оборотные средства и всеобщая неплатежеспособность
О значении аккредитива в инвестиционном процессе
Вернуться к списку публикаций