2011-02-02 09:00:24
ГлавнаяЭкономика и финансы — Переориентация привлекаемых заимствований на цели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации



Переориентация привлекаемых заимствований на цели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации


Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД > 1 и наоборот. Если ИД > 1, проект эффективен, если ИД < 1 - неэффективен. Использование ИД предпочтительно в ситуации, когда инвестор осуществляет ограниченные по масштабам капиталовложения.

По нашему мнению, в сложившихся в настоящее время экономических условиях, а также с учетом ограниченности финансовых ресурсов инвестиционные проекты должны реализовываться в следующих приоритетных направлениях:

1. Определение территориальных инвестиционных зон развития региона. При инициировании инвестиционных проектов, ориентированных на развитие городских территорий и городского хозяйства, необходимо увязать насущные потребности капиталовложений с возможностью окупить эти затраты, упорядочив их в рамках проектов развития отдельных территорий, увеличить отдачу на единицу бюджетных средств. Поэтому должны быть определены такие территории, бюджетные инвестиции в которые наиболее перспективны - зоны инвестиционного развития, с учетом следующих факторов:

- соответствие планам по капитальному ремонту и строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и развития объектов городского хозяйства;

- физическое состояние и эффективность функционирования промышленных объектов, объектов недвижимости и инфраструктуры;

- наличие у этих территорий нереализованного или реализованного в неполном объеме инвестиционного потенциала, т.е. способности привлечь частные инвестиции в расположенные там предприятия и объекты недвижимости.

С помощью анализа необходимо выявить реальный потенциал развития рассматриваемых территорий и участки, представляющие потенциальный интерес. Для извлечения максимальных коммерческих выгод от развития недвижимости и увеличения объемов инвестиций участки не должны рассматриваться изолированно.

Требуется сгруппировать их, разработать концепцию каждой из инвестиционных зон развития с учетом кластерного сочетания бюджетных инфраструктурных и быстро окупаемых частных доходных проектов, сформированных внутри отобранных приоритетных территорий. Поскольку реализация проектов развития предполагает тесное взаимодействие с частными инвесторами, то проставляется крайне важным еще на ранних стадиях разработки проектов производить анализ возможностей привлечения частного капитала.

В качестве примера инвестиционных зон можно привести инвестиционные зоны, рекомендуемые в рамках реализации инвестиционной стратегии реконструкции центра Санкт-Петербурга (таблица 4):


Таблица 4

Инвестиционные зоны, рекомендуемые в рамках реализации инвестиционной стратегии реконструкции центра Санкт-Петербурга


№ п/п

Городские узлы исторического центра

Инвестиционные зоны, формируемые на основе узлов

1.

Знаменская площадь (станции метро «Площадь Восстания, «Маяковская»)

«Квартал 130», «Гончарная Литовский»

2.

Невский проспект от канала Грибоедова до Садовой улицы, Гостиный двор (станции метро «Невский проспект, «Гостиный двор»)

«Конюшенная площадь»

3.

Угол Невского проспекта и Адмиралтейского проспекта -Адмиралтейский (станция метро «Адмиралтейская»)

«Морские улицы», «Адмиралтейство», «Дворцовая площадь»

4.

Сенная Площадь (станция метро «Сенная площадь»)

«Сенная площадь»

5.

Владимирская площадь (станции метро «Владимирская площадь», «Достоевская»)

«Владимирская площадь», «Кварталы Владимирский - Марата»

6.

Пересечение Каменноостровского и Кронверкского проспектов (стация метро «Горьковская»)

«Кронверк», «Атриум», «Петропавловская крепость»

7.

Пересечение Большого проспекта Петроградской Стороны с проспектом Добролюбова (станция метро «Спортивная»)

«ГИГГХ - Тучков Буян»

8.

Витебский вокзал (станция метро «Пушкинская»)

«Военно-Медицинская академия»

9.

Технологический институт (станция метро «Технологический институт»)

«Троицкий собор»

10.

Площадь Александра Невского (стация метро «Площадь «Александра Невского»)

«Синопская набережная»

11.

Чернышевская (станция метро «Чернышевская»)

«Главная водопроводная стация»

12.

Пересечение Среднего проспекта с 7 линией Васильевского Острова (станция метро «Василеостровская»)

«Андреевский рынок»

13.

Театральная площадь (станции метро «Сенная площадь», «Садовая»)

«Мариинская», «Никольский рынок»

14.

Благовещенская площадь (станции метро «Сенная площадь», «Садовая»)

«Новая Голландия»

Источник: Данные администрации Санкт-Петербурга


После того, как список инвестиционных зон активного развития сформирован осуществляется разработка программ их комплексного развития, включающая инициирование конкретных проектов в области инфраструктуры, осуществляемых за счет бюджетных средств в рамках РИП. В целях снижения риска субъекта Федерации, региональные инвестиционные проекты в зонах развития должны формироваться поэтапно:

- первый этап - инициирование развития территории, разработка концепции развития и осуществление маркетинговых мероприятий, преследующих цель сделать территорию привлекательной для частных инвесторов;

- второй этап - решение проблем, связанных с инженерными сетями, транспортной инфраструктурой, восстановление архитектурных памятников и т.д. (реализуется одновременно с инвестиционными проектами частных инвесторов);

- третий этап - решение проблем, которые территориально выходят за рамки локальных проектов, и реализуются после того, как привлечены частные инвесторы. Данный этап предусматривает работы по реконструкции и строительству магистральных инженерных сетей, крупных инфраструктурных объектов, улучшение работы транспорта и т.д.

2. Вложение средств в объекты инфраструктуры (дороги, тепловые сети, котельные), позволяющие получить значительные косвенные доходы (увеличение арендной платы, рост налоговых поступлений, снижение размера дотаций на жилищно-коммунальное хозяйство).

В качестве одного из примеров можно провести реконструкцию Невского проспекта в Санкт-Петербурге в рамках проекта МБРР «Пилотный проект реконструкции центра Санкт-Петербурга». Общая стоимость работ составила 11294 тыс.долл.США, в т.ч. средства займа МБРР - 9041 тыс.долл.США и средства городского бюджета - 2253 тыс.долл.США. Проведение работ по благоустройству Невского проспекта - основной магистрали города предусматривало ее комплексную реконструкцию с целью повышения пропускной способности и обеспечения большей безопасности транспортного и пешеходного движения.

Реконструкция включала выполнение таких работ как замена газовых вводов в дома, укладка дополнительных каналов для телефонной связи, устройство наружного освещения (замена всех светильников), а также мощение тротуаров гранитными плитами.

Оценка эффективности данного проекта производилась на основании показателей динамики изменения арендной платы, вносимой нанимателями в бюджет Санкт-Петербурга за помещения, находящиеся в собственности города, представленной в таблице 5:


Таблица 5

Расчеты по предварительной оценке эффективности проекта «Реконструкция Невского проспекта»


Ставка арендной платы в долл.США за 1 кв.м в год

1 квартал 1999 года

1 квартал 2000 года

1 квартал 2001 года

Торговля

87,0

95,5

125,7

Офис

77,4

85,0

110,0


За период реализации проекта площадь, сдаваемых городом в аренду помещений, находящихся на фасадной стороне Невского проспекта, практически не изменилась и ориентировочно составляет:

- под торговые цели - 30 700 кв.м;

- под офисы - 11 200 кв.м.

Всего за два года расчетный доход города от сдачи в аренду помещений, находящихся на фасадной стороне Невского проспекта, увеличился на 1550,0 тыс.долл.США, в т.ч. за первый год реализации проекта ориентировочно на 350,0 тыс.долл.США и за второй год - на 1200,0 тыс.долл.США.

Существенно снизить затраты бюджета позволяет также использование новых передовых ресурсосберегающих технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства (строительство котельных, замена инженерных сетей, установка счетчиков). Так, например, в 1997 году в г.Правдинске Калининградской области была построена котельная на биотопливе (щепа, опилки). Кредит для строительства биокотельной в размере 8,4 млн.шведских крон (под 6% годовых) был предоставлен Шведской национальной энергетической администрацией заказчику - Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Правдинска под гарантии администрации Правдинского района Калининградской области.

На средства кредита была произведена реконструкция системы теплоснабжения, установлено оборудование: котел для сжигания древесных отходов мощностью 1,8 Мвт и резервный котел на жидком топливе мощностью 1,5 Мвт. Более 30 зданий (40,6 тыс.кв.м.) были подсоединены к котельной после прокладки 2,8 км тепловых сетей из предизолированных труб. В результате было закрыто 8 угольных котельных, что позволило экономить ежегодно 3200 тонн угля и снизить вдвое себестоимость Гкал тепловой энергии. Кроме того, были созданы дополнительные рабочие места, т.к. необходимое для работы котельной древесное топливо вырабатывается в районе. Работа биокотельной только за один отопительный сезон 2002-2003 годов привела к сокращению расходов районного бюджета на 4164 тыс.руб. (для сравнения в 2002 году собственные доходы всего Муниципального образования «Правдинский район» составили 26596 тыс.руб.).

3. Создания объектов региональной и муниципальной собственности с короткими сроками окупаемости: экономических гостиниц, коммерческого жиля, кафе, торгово-офисных центров, станций техобслуживания и т.д. После постройки указанные объекты должны обязательно оставаться в собственности региона (муниципалитета), но могут при этом или сдаваться в аренду или быть переданы на определенных условиях в доверительное управление специально отобранным на конкурсной основе организациям.

Полученный экономический эффект (доход) от этих объектов следует направлять как на погашение существующих долгов, так и на улучшение качества жизни населения региона. Кроме того, это способствует формированию дополнительных рабочих мест и, соответственно, снижению социальной напряженности. Необходимо также отметить, что в результате проведения непродуманной массовой приватизации в первой половине 90-х годов XX века в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований практически не осталось объектов собственности, которые могли бы вызывать интерес потенциальных инвесторов.

Так, например, администрацией Калининградской области для покрытия дефицита областного бюджета в 1994-1995 годах готовились варианты проспектов эмиссии по выпуску областных займов в размере 100,0 млн.руб. и 50,0 млн.рублей. Управляющим компаниями по размещению и управлению средствами займов предлагалось назначить ФПК «Кора» и (или) Калининградский филиал АКБ «Империал».

Однако окончательного решения по выпуску займов так и не было принято из-за возникших проблем по гарантийному залогу, поскольку в областной собственности на тот момент практически не осталось имущества и других высоко ликвидных активов.

Таким образом, вновь создаваемая за счет привлечения заемных средств региональная (муниципальная) собственность должна являться высоко ликвидной и может в этом случае выступать в качестве залогового (гарантийного) обеспечения для новых заимствований.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


О теоретических основах экономической науки
Экономические и исторические особенности малого бизнеса в России
Институциональная структура сельского хозяйства
Анализ аудиторских рисков
О трансфертном ценообразовании
Вернуться к списку публикаций