2011-02-02 09:00:24
ГлавнаяЭкономика и финансы — Переориентация привлекаемых заимствований на цели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации



Переориентация привлекаемых заимствований на цели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации


Инициирование отдельных инвестиционных проектов и их последующий отбор должны основываться на официально сформулированных приоритетах развития региона и оценке социальной, бюджетной и экономической эффективности. Тем самым обеспечивается ориентация инвестиционной программы в целом на достижение приоритетных целей развития субъекта Федерации и ее более полное соответствие требованиям эффективности.

Так, например, приоритетами при формировании инвестиционной программы Санкт-Петербурга на 2000-2003 годы были выбраны:

- завершение ранее начатых инвестиционных проектов;

- реализация (завершение) инвестиционных проектов, признанных в качестве первоочередных Программой стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997-2000 годы, Стратегическим планом Санкт-Петербурга;

реализация проектов, обеспечивающих нормальное функционирование городской инфраструктуры и объектов городского хозяйства, социальной сферы в целях наиболее полного обеспечения жителей города соответствующими видами социальных (общественных) услуг надлежащего качества;

- реализация проектов, способствующих росту экономической активности в регионе и развитию перспективных городских территорий, создающих необходимые условия для дальнейшего экономического роста;

- реализация проектов, предусмотренных федеральной целевой программой «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга», кредитной программой Всемирного банка на реконструкцию исторического центра;

- реализация проектов, направленных на подготовку Санкт-Петербурга к празднованию 300-летнего юбилея.

Кроме того, в процессе инициирования проектов, предлагаемых для включения в региональную инвестиционную программу, необходимо ориентироваться на следующие принципы ее формирования:

- подчиненность программы приоритетам социально-экономического развития региона;

- содействие частным инвесторам и поддержка инвестиционной активности;

- эффективное использование заемных средств на инвестиционные нужды региона;

- финансовая концентрация инвестиционных ресурсов субъекта Федерации и приоритетность финансирования переходящих (ранее начатых) инвестиционных проектов;

- рационализация пространственного размещения проектов;

- прозрачность и гласность процедуры отбора проектов;

- ориентация на кумулятивный эффект бюджетных инвестиций в экономике региона.

Практическая реализация указанных принципов позволит повысить общий интегральный эффект от осуществления регионом бюджетных инвестиций, а также послужит более эффективному вовлечению (информированию) общественности в процесс управления развития субъекта Федерации, дальнейшему совершенствованию системы планирования и управления инвестиционной деятельностью.

Взаимодействие структурных подразделений администрации субъекта Российской Федерации при формировании региональной инвестиционной программы (далее РИП) представлено на рис. 2.

В процессе формирования РИП Главное управление экономики (далее ГУЭ) собирает исходную информацию о существующих в регионе инвестиционных проектах, претендующих на получение прямых бюджетных инвестиций и/или косвенных форм поддержки в случае, если последние предоставляются на селективной (конкурсной) основе.

Взаимодействие подразделений администрации субъекта Российской Федерации при формировании региональной инвестиционной программы

Рис. 2. Взаимодействие подразделений администрации субъекта Российской Федерации при формировании региональной инвестиционной программы


Информация поступает от Управления капитального строительства (далее УКС), иных уполномоченных заказчиков в части переходящих проектов, включенных в РИП за предыдущий период, финансирование которых полностью или частично предполагается в предстоящем финансовом году. По новым (вновь начинаемым) проектам информация поступает в форме заявок на соискание бюджетного финансирования со стороны отраслевых комитетов администрации, частных инвесторов и иных заявителей.

На основе полученной информации ГУЭ осуществляет экспертизу и оценку инвестиционных проектов, привлекая к этому процессу по мере необходимости отраслевые комитеты администрации в пределах их компетенции и иные организации. На этом этапе осуществляется проверка достоверности заявленных характеристик, оценка проектов в соответствии с предлагаемыми критериями. На основании результатов экспертизы и оценки инвестиционных проектов ГУЭ дает согласие на включение проекта в предварительный список РИП, либо дает мотивированный отказ с рекомендациями по доработке проекта и (или) объяснение невозможности реализации проекта при существующей рыночной конъюнктуре. По результатам конкурсного отбора и с учетом возможностей регионального бюджета и дополнительных фондов для финансирования РИП ГУЭ формирует рекомендации по приоритетности проектов, передает список инвестиционных проектов на рассмотрение в Межведомственную Комиссию.

В Комиссии конкурсный отбор проектов строится на сравнении проектов между собой. Важнейшими характеристиками сравнения являются финансовые показатели и эффект, не выражаемый стоимостными показателями. В качестве такого эффекта выступает степень влияния проекта на достижение целей и задач развития региона. Каждый проект оценивается экспертами Межведомственной комиссии по степени влияния на достижение определенных целей в количественной, бальной или порядковой форме, так, чтобы по каждой из указанных целей любые два проекта были бы сравнимы, т.е. было бы ясно, какой из проектов оказывает большее влияние на достижение цели, а какой меньшее или равное влияние. Наряду с этим в итоговой оценке участвуют основные финансовые показатели, а также степень завершенности проекта (для продолжаемых проектов).

Все проекты, претендующие на бюджетное финансирование и прошедшие этап предварительного отбора, участвуют в конкурсе по фиксированному списку оценочных показателей. Из этих проектов сначала формируется общий список, который в последующем преобразуется в упорядоченный список, определяющий очередность включения проектов в ГИП. Процесс упорядочивания списков проектов представлен на рис. 3.

Схема упорядочивания списка проектов

Рис. 3. Схема упорядочивания списка проектов


По результатам первичного и конкурсного отбора формируется четыре группы проектов:

- проекты, принятые к реализации в первую очередь и получающие гарантированное финансовое участие субъекта Федерации;

- проекты, принятые к реализации во вторую очередь и получающие финансирование при достаточном наполнении бюджета (свыше 90%) от запланированного) или при дополнительных источниках;

- проекты, проходящие дополнительную экспертизу и уточнение показателей;

- проекты, в реализации которых участие региона на данный момент времени нецелесообразно. Эти проекты в дальнейшем могут быть рассмотрены снова при изменении условий реализации или характеристик проекта.

По итогам заседания Комиссии формируется список инвестиционных проектов первой и второй очереди, который утверждается Главой администрации субъекта Федерации.

Главное управление финансов (ГУФ) совместно с ГУЭ на основе имеющегося прогноза развития социально-экономического положения региона в процессе составления перспективного финансового плана-прогноза и бюджета на предстоящий финансовый год определяет инвестиционный бюджет региона - совокупность инвестиционных ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта Федерации, включая собственные средства бюджета, средства внебюджетных фондов, целевые средства, поступающие из федерального бюджета, а также заемные средства, привлекаемые регионом.

ГУФ определяет лимиты заимствований - инвестиционный ресурс, ежегодно утверждаемый Законодательным Собранием в рамках бюджетного процесса. Ежегодно ГУФ определяет средневзвешенную стоимость привлечения заемных ресурсов, которая служит базовой ставкой дисконтирования при оценке инвестиционных проектов. Норма внутренней доходности по проектам, реализуемым с привлечением заемных средств, не может быть ниже стоимости такого ресурса и/или ниже базовой ставки дисконтирования. Требуемая норма доходности определяется на основе базовой ставки дисконтирования и рисковых характеристик проекта.

В соответствии с наихудшим сценарием развития бюджетно-финансовой ситуации в регионе (наполняемости доходной части бюджета, возможности привлечь и обслужить заемные средства) ГУФ определяет объем гарантированных и дополнительных фондов для финансирования РИП.

Конечной целью бюджетных инвестиций должно являться повышение качества жизни и благосостояния жителей региона, что может быть реализовано через стимулирование экономического роста, увеличение занятости и благосостояния населения, обеспечение социальными услугами, инженерно-транспортной инфраструктурой и повышением их качества.

Бюджетные инвестиции характеризуются следующими видами эффективности и факторов, используемыми при их оценке, представленными в таблице 2:


Таблица 2

Виды эффективности, получаемые в результате использования бюджетных инвестиций субъекта Федерации


№ п/п

Вид

эффективности

Факторы, характеризующие тот или иной вид эффективности при использовании бюджетных инвестиций

1.

Социальная (включая экологическую)

1. Рост занятости.

2. Улучшение жилищных и культурно-бытовых условий населения.

3. Улучшение медицинского обслуживания населения.

4. Повышение надежности и качества снабжения населения и предприятий, расположенных на территории региона топливом и энергией, коммунальными услугами.

5. Улучшение окружающей среды.

6. Улучшение транспортной инфраструктуры.

7. Восстановление, реконструкция архитектурных ансамблей и отдельных памятников, благоустройство территорий.

8. Иные социальные показатели.

2.

Бюджетный

Данный эффект характеризует доходность инвестиционных вложений региона (сокращение расходов и увеличение доходов бюджета, окупаемость бюджетных расходов). Различают прямые и косвенные доходы бюджета от реализации проекта.

1. Прямые - доходы от сдачи в аренду, передачи в доверительное управление активов, от реализации товаров и услуг, процентные доходы, обусловленные реализацией проекта.

2. Косвенные - связанные с реализацией проекта поступления в региональный бюджет: налоговые поступления, лицензионные сборы, плата за пользование природными ресурсами, а также сокращение бюджетных расходов субсидий и иные доходы.

3.

Экономический

Характеризуется такими показателями как мультипликатор привлечения частных инвестиций (соотношение объема привлеченных частных капиталовложений на единицу вложений региона), удельный вес средств, выделяемых на реализацию проекта, которые расходуются на приобретение технологий, материалов, сырья, производимых предприятиями, расположенными в регионе.


Информация по инвестиционному проекту должна предоставляться в форме инвестиционного предложения, которое является основой для всей дальнейшей процедуры оценки и принятия решения о финансировании проектов. Обеспечение достоверной и качественной информации по инвестиционным проектам в полном объеме позволит осуществить квалифицированный отбор тех проектов, которые наиболее полно соответствуют заявленным целям и принципам формирования РИП. Подготовка проектов в соответствии с установленными требованиями позволяет повысить их качество уже на уровне разработки. При этом инвестиционное предложение не заменяет собой технико-экономическое обоснование (бизнес-план) проекта и включает минимум необходимой информации для проведения оценки и отбора проектов. Структура инвестиционного предложения, представляемого для конкурсного отбора в администрацию субъекта Российской Федерации, и предъявляемые при этом требования представлены в таблице 3:



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Между историей и наукой - к анализу проблемы причинности в экономике
Институциональные факторы бюджетного кризиса
Научные основы финансового хозяйства государства
Научно-теоретические основы управления финансовым состоянием предприятия
Влияние денежно-кредитной политики центрального банка на деятельность коммерческих банков России
Вернуться к списку публикаций