2011-02-02 09:00:24
ГлавнаяЭкономика и финансы — Переориентация привлекаемых заимствований на цели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации



Переориентация привлекаемых заимствований на цели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации


Процесс привлечения дополнительных средств в виде заимствований тех или иных видов долговых обязательств органами государственной власти субъектов Федерации и властями муниципальных образований является, несомненно, крайне важным. Вместе с тем, как показывает практика, эти средства практически не идут на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, от реализации которых можно получить значительный социально-экономический эффект и получить средства для обслуживания и погашения долга, а расходуются в основном на выполнение текущих социальных обязательств, что приводит к дальнейшему увеличению нагрузки на бюджет. Поэтому крайне важно, чтобы привлекаемые средства направлялись преимущественно на инвестиционные цели.

Опыт экономически развитых западных стран (т.к. называемая «лучшая практика») выработал несколько основных правил, которыми нужно руководствоваться в данном вопросе:

- капитальные расходы бюджета необходимо покрывать за счет заемных средств, однако погашение основной суммы долга и выплата процентов должны осуществляться из бюджета текущих расходов (т.е. за счет текущих доходов за вычетом текущих расходов) и никогда не должны зависеть от рефинансирования и продажи активов в будущем (по ценам, которые в настоящее время не известны);

- совокупный объем новых заимствований должен быть меньше, чем инвестиционные расходы. В целом все заимствования должны направляться на инвестиции, а не на текущие расходы или погашение долгов;

- не допускается зависимость от рефинансирования или продажа основных активов как средства обслуживания или погашения долга. Если доступ к новым заимствованиям невозможен, необходимо сокращать инвестиционную программу (для которой было предусмотрено привлечение заемных средств), а не текущие расходы;

- правовые ограничения могут быть различны в зависимости от страны, но обычно политика, направленная против зависимости от рефинансирования или продажи активов, не запрещает этого абсолютно, а допускает в соответствующих обстоятельствах (например, если возникает возможность уменьшить стоимость или удлинить сроки погашения с помощью добровольного рефинансирования);

- финансовые инвестиции - использование государственных средств для вложения в финансовые инструменты, включая банковские депозиты, рассматриваются как недопустимые и не входящие в компетенцию региональных и местных органов власти и, поэтому, должны быть строго запрещены.

Все инвестиции по своим целям и результатам необходимо разделять на следующие категории, представленные в таблице 1:


Таблица 1

Схема инвестиционной структуры


Тип инвестиций*

Социальные

Экономические

Коммерческие* *

1. Основные характеристики

Инвестиции на гуманитарные, экологические или другие социальные цели, не дающие финансовой прибыли, но, тем не менее, необходимые

Инвестиции, позволяющие увеличить определенные экономические доходы, доступные только администрации региона или муниципалитета (налоговая база, рост арендной платы и т.д.)

Инвестиции, позволяющие получить прямые доходы, доступные как для администрации региона или муниципалитета, так и для частного инвестора

2. Способ определения объема средств на каждую категорию инвестиций для инвестиционного процесса

Баланс всех инвестиционных расходов за вычетом сумм на коммерческие и экономические цели. Объем определяется в соответствии с социальными выгодами при оценке проекта

Объем капитала, соответствующий чистой приведенной стоимости всех выделенных и поддающихся количественной оценке экономических доходов

Объем капитала, соответствующий чистой приведенной стоимости всех будущих прямых доходов. Необходимо определить, могут ли частные инвесторы вложить такие средства. Если да, то следует отдать проект частному капиталу, если нет - то вложить бюджетные средства

3. Формирование бюджета: определение объема возможного финансирования на основании заемной емкости; соотношение между категориями (социальные, экономические и коммерческие) определяется политически

Итоговый социальный компонент равен сумме социальных компонентов всех проектов. Необходимо учитывать последующие эксплуатационные расходы, будущие доходы отсутствуют по определению

Итоговый экономический компонент равен сумме экономических компонентов всех проектов. Необходимо учитывать будущие доходы и расходы, хотя обычно в первые годы доходы отсутствуют

Итоговый коммерческий компонент равен сумме коммерческих компонентов всех проектов. Необходимо учитывать будущие доходы и расходы, хотя обычно в первые годы доходы невелики

4. Критерии отбора в каждой категории

Решение на основе социальных преимуществ со стоимостью альтернативных проектов. Причем стоимость является остаточной, с учетом коммерческой и экономической выгоды, поэтому может быть довольно низкой. Но все инвестиции необходимо оценивать с точки зрения социальных преимуществ и финансовой стоимости

Решение базируется не только на экономических факторах, которые используются главным образом для определения того, какую часть стоимости проекта можно считать «экономической» с учетом дисконтирования по риску и т.п.

Решение не базируется на коммерческих факторах, которые используются только для определения того, какую часть стоимости проекта можно считать «коммерческой» с учетом риска и дисконтирования приведенной стоимости т.п.

*) - большинство инвестиций содержит в себе компоненты двух и более категорий. Поэтому нецелесообразно требовать самофинансирования или самоокупаемости проектов в целом. Но это является необходимым компонентом «коммерческих» инвестиций и существенным компонентом «экономических»;

**) - Постепенно коммерческий компонент должен быть сведен к нулю за счет привлечения частного капитала, улучшения управления и контроля рисков коммерческой деятельности. Правильно построенные экономические инвестиции должны быть самофинансируемыми в среднесрочной перспективе (для обслуживания долга достаточно экономических доходов).


Инвестиционные проекты и привлекаемые заимствования должны быть тесно увязаны между собой в рамках заемного и инвестиционного цикла. Данный цикл начинается с определения имеющихся возможностей бюджета с учетом текущих расходов и обязательств по обслуживанию долга, но без учета новых инвестиционных проектов и новых заимствований. В случае наличия профицита доходов имеется база для инвестиций: либо непосредственно, через возможность вкладывать эти фонды без потребности в новых заимствованиях; либо через потенциал заимствований с определением разумного объема заемной емкости, которую удастся обслуживать текущими потоками в предстоящие годы.

Выбор между прямым вложением имеющегося профицита бюджета или использования его для подкрепления дополнительных заимствований надлежит сделать на основании наиболее вероятного прогноза параметров этого профицита в будущем, а также стоимости и сроков погашения долга.

Таким образом, величина текущего профицита определяет объем доступного финансирования, который в свою очередь, определяет максимально возможный объем инвестиций. Решения о том, куда эти инвестиционные фонды следует направить для достижения максимальной эффективности должны приниматься на рациональной основе с учетом политических обстоятельств, в которых действуют органы исполнительной власти региона.

При принятии решений о реализации инвестиционных проектов за счет привлекаемых заемных средств наиболее целесообразно использовать портфельный или так называемый «пуловый» подход, что обусловлено следующим причинами:

- если бюджет субъекта Федерации несет ответственность за погашение заимствований, привлеченных для финансирования какого-либо инвестиционного проекта, то инвесторы будут рассматривать бюджет в целом, а не только данный инвестиционный проект;

- денежные средства являются «взаимозаменяемыми» - практически невозможно отследить движение конкретного рубля от источника до сферы применения без смешения с другими денежными потоками;

- интересы администрации региона (муниципалитета) состоят в том, чтобы оптимизировать как инвестиционные, так и долговые решения. Такое редко возможно, если конкретные заимствования привязаны к конкретным инвестиционным проектам (являются связанными);

- если инвестиции являются связанными, то те проекты, в которых имеется доступ к самому дешевому финансированию (или бюджетным средствам), могут иметь более низкие критерии доходности, чем проекты с более дорогим долгом, что искажает реальные характеристики привлекательности инвестиций;

- если имеется непосредственная связь между определенными инвестициями и определенными заимствованиями, возникает желание ввести требование самоокупаемости инвестиций. Это может сфокусировать принятие инвестиционных решений только на проектах с очень высокой доходностью, и, поэтому, с очень высоким уровнем риска. Портфельный подход позволяет одну и ту же стоимость фондов применять ко всем инвестициям, что гарантирует их конкуренцию в равных условиях;

- «пуловый» подход является необходимым компонентом метода отбора инвестиционных проектов, который последовательно применяется к их коммерческой, экономической и социальной составляющим в условиях неопределенности доступа к финансированию. При утверждении проекта безотносительно конкретного источника финансирования его эффективность обеспечивается «пуловым» подходом;

- управление рисками осуществляется не конкретно по каждому инвестиционному проекту, а для всего портфеля проектов в целом.

В целях социально-экономического развития региона все привлекаемые заемные средства должны направляться на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в рамках разработанной инвестиционной программы субъекта Федерации. Данное положение должно быть закреплено путем издания соответствующих нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации.

Схема заемного и инвестиционного цикла

Рис. 1. Схема заемного и инвестиционного цикла


Так, например, в Санкт-Петербурге подобными документами являлись постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15 ноября 1996 г. № 15 «Об инвестиционной и финансовой стратегии и политике заимствований Санкт-Петербурга», распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 6 августа 1997 г. «О формировании среднесрочной инвестиционной программы Санкт-Петербурга», Программа стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997-2000 годах, Стратегический план Санкт-Петербурга, Инвестиционная стратегия реконструкции центра Санкт-Петербурга.

При этом под региональной инвестиционной программой понимается совокупность инвестиционных проектов, в реализации которых участвует субъект Федерации. Это участие может быть выражено в следующих формах:

- выделение прямых бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционного проекта, в том числе за счет:

а) собственных доходов бюджета субъекта Федерации;

б) заемных средств, привлеченных напрямую или под гарантии субъекта Российской Федерации;

в) средств федерального бюджета, выделяемых через администрацию субъекта Федерации, выступающую в роли заказчика.

- косвенные формы поддержки инвестиционных проектов со стороны бюджета, в том числе в форме предоставления:

а) гарантий (поручительств) администрации субъекта Федерации;

б) налоговых и иных видов льгот.

Формирование региональной инвестиционной программы должно проходить в рамках определенной процедуры, представляющей определенную последовательность действий и решений, подготавливаемых органами государственной власти субъекта Федерации, а именно:

1. Формирование системы целей и приоритетов регионального развития (осуществляется совместно органами исполнительной и законодательной власти, с привлечением общественности).

2. Разработка и выдвижение инвестиционных проектов для последующего конкурсного отбора (осуществляется отраслевыми органами администрации, по инициативе частных инвесторов, других заинтересованных сторон).

3. Сбор заявок на финансирование за счет средств бюджета, оценка возможностей бюджета, экспертиза проектов и конкурсный отбор (осуществляются структурными подразделениями администрации субъекта Федерации).

4. Утверждение инвестиционной программы (осуществляется главой администрации субъекта Российской Федерации).



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Влияние инфляции на финансовую устойчивость предприятий
Становление бюджетного процесса в Российской Империи
Научно-технический прогресс и экономическая эффективность научных исследований
Виды рисков на хозяйственных предприятиях и управление рисками как условие предотвращения кризиса
Мировое и отечественное кооперативное движение и современная ситуация в России
Вернуться к списку публикаций