2011-02-01 09:00:45
ГлавнаяЭкономика и финансы — Изменение существующей структуры государственного долга российских регионов



Изменение существующей структуры государственного долга российских регионов


В настоящее время кредитные рейтинги крупнейших международных агентств, обладающих наибольшим авторитетом, отсутствуют у большинства российских регионов. Так, например, рейтинговое агентство Moody's (по состоянию на март 2003 года) присвоило рейтинг только 13 субъектам Российской Федерации (таблица 2).


Таблица 2

Список кредитных рейтингов, присвоенных агентством Moody's субъектам Российской Федерации (по состоянию на 20 марта 2003 года)


№ п/п

Наименование субъекта Российской Федерации

Валютный/внутренний рейтинг

Прогноз

1.

Москва

Ва2/Ва2

Стабильный

2.

Санкт-Петербург

Ва2

Стабильный

3.

Самарская область

ВаЗ

Стабильный

4.

Пермская область

ВаЗ/ВаЗ

Стабильный

5.

Республика Башкортостан

ВаЗ/ВаЗ

Стабильный

6.

Республика Татарстан

ВаЗ

Стабильный

7.

Республика Коми

В1/В1

Стабильный

8.

Московская область

ВЗ

Стабильный

9.

Ямало-Ненецкий автономный округ

В1

Позитивный

10.

Красноярский край

Caal

Позитивный

11.

Свердловская область

Caal

Позитивный

12.

Нижегородская область

Caal

Стабильный

13.

Республика Саха

Caal

Стабильный

Источник: Прогноз кредитоспособности российских регионов. Специальный комментарий рейтингового агентства «Moody' s», 2003.


В России к основным факторам риска (понижающим кредитный рейтинг территории) в отношении облигаций общего покрытия (погашаемых за счет доходов бюджета) в настоящее время относятся:

- неустойчивость законодательной базы (прежде всего федерального уровня) по регулированию источников доходов бюджетов муниципальных образований и субъектов Федерации;

- высокая доля федеральных трансфертов и других безвозмездных перечислений в региональных бюджетах, наряду с высокой неустойчивостью этих источников доходов;

- узость налоговой базы субъектов Федерации и муниципалитетов; высокая доля (в отдельных случаях до 50% всех доходов бюджета) одного крупного налогоплательщика в доходах бюджета субъекта Федерации или города;

- значительная доля взаиморасчетов между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации, а также между бюджетами и бюджетами муниципальных образований, в результате чего снижается предсказуемость доходов бюджета;

- слабая учетная политика региональных и городских администраций; практически бесконтрольная выдача бюджетных гарантий коммерческим предприятиям; отсутствие прогнозов;

- отсутствие опыта долгосрочного заимствования, продолжительной кредитной истории;

- политический риск; раскол электората; конфликт между исполнительной и законодательной властями в регионе, отсутствие отработанного механизма преемственности.

Составления кредитного рейтинга требует наличия у рейтингового агентства значительного объема информации. Причем если одна часть такой информации является открытой, то другая часть касается работы региональной или муниципальной администрации, запрашиваемой непосредственно у эмитента. Поэтому представляется целесообразным, чтобы региональные и муниципальные власти систематически осуществляли сбор и предварительную обработку подобной информации в целях ее последующего предоставления рейтинговым агентствам. Основные финансовые и операционные характеристики, используемые при составлении кредитного рейтинга субъектов Федерации и муниципальных образований, представлены в таблице 3:


Таблица 3

Базовая информация, используемая для оценки кредитного рейтинга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований*


Финансы и бюджеты

Бюджетная самостоятельность

Надежность налоговой системы

Качество управления бюджетом

1. Доля поступлений всех видов из федерального бюджета;

2. Доля трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов в «условно чистых» (без взаимных расчетов) доходах региона;

3. Доля взаимных расчетов в общем объеме федеральных поступлений;

4. Условный баланс финансовых потоков между федеральным и региональным бюджетом на душу населения.

1. Доля собственных (закрепленных федеральных, региональных и местных) налогов в бюджетных доходах региона;

2. Динамика налоговых поступлений в региональном выражении за последние 1-3 года;

3. Уровень и динамика налоговой недоимки (ее доля в начисленных доходах);

4. Доля крупнейшего налого­плательщика в бюджетных доходах, а также доли первых трех, пяти, десяти крупнейших налогоплательщиков;

5. Уровень налоговых изъятий в ВВП с учетом структуры и ставок местных/региональных налогов.

1. Принципы бухгалтерского учета и отчетности;

2. Наличие регионального законодательства и его соблюдения (например, по срокам утверждения бюджетов);

3. Процент исполнения утвержден­ного бюджета по доходам;

4. Процент исполнения утвержден­ного регионального и местного бюджета по выплате заработной платы;

5. Текущая задолженность региональ­ного бюджета по ссудам;

6. Выданные ссуды и депозиты и проценты по ним.

Структура доходов и расходов бюджета

Региональная и муниципальная собственность

Кредитная история

Оцениваются доли различных источников доходов расходов по различным статьям функциональной (ЖКХ, транспорт, образование, медицина и т.д.) и экономической (заработная плата, субсидии, капитальные вложения) классификации.

Оценка реальной залоговой стоимости, находящейся в собственности региональных (местных) властей: недвижимости, земли, пакетов акций, прав на использование природных ресурсов, валютных фондов и т.п.

1. С какого года выпускаются ценные бумаги;

2. Общий объем зарегистрированной эмиссии, сколько размещено (доля), сколько погашено, доля расходов на обслуживание и погашение в собственных доходах (нагрузка на доходы бюджета);

3. Характер эмиссии (цели, схема погашения);

4. Бюджетный дефицит - источник его покрытия;

5. Отсрочки по займам;

6. Качество обслуживания займа (сети, агенты, комиссионные);

7. Гарантии, нормативная база (есть ли в законе пункты о займах, каковы формы регулирования суммы задолженности, ограничивается ли она.

Экономика

Отраслевая структура

Экономическое положение в «реальном» секторе

Экономическое положение в финансовом секторе

1. Уровень специализации экономики региона (города; коэффициент специализации рассчитывается на основе данных по двухзначной отраслевой классификации и показы­вает зависимость от определенных предприятий и отраслей; 2. Информация о планах развития, о возрасте предприятий, об ориентации работодателя на город/регион.

1. Динамика производства (ВРП, промышленности, строительства, торговли, с/х);

2. Простои предприятий по экономическим причинам;

3. Уровень безработицы (официальный, по методике МОТ, скрытый);

4. Уровень и динамика кредиторской и дебиторской задолженности;

5. Уровень и динамика задолженности предприятий по банковским кредитам

1. Капитал и активы региональных банков;

2. Остатки средств предприятий на банковских счетах;

3. Доля просроченных кредитов;

4. Число банков, лишенных лицензии.

Экономическое положение населения

Открытость экономики

Экономические перспективы (инвестиционная активность)

1. Денежные доходы на душу населения (номинальные и реальные);

2. Соотношение доходов и расходов;

3. Доля сбережений в доходах;

4. Доля капитальных вложений за счет средств населения в доходах населения.

1. Доля ввоза/вывоза в общем объеме производства/потребления;

2. Отношение экспорта к объему производства;

3. Степень регулирования цен;

4. Факты ограничений на ввоз и вывоз продукции;

5. Присутствие иногородних банков и их филиалов;

6. Объем валютных поступлений.

1. Объем накопленных инвестиций, в том числе иностранных;

2. Инвестиционный рейтинг региона.

Население

Социальная напряженность

Политическая ориентация электората и ее устойчивость

1. Безработица официальная и скрытая;

2. Удельный вес бедных семей;

3. Имущественное расслоение (коэффициент Джини);

4. Отношение доходов к прожиточному минимуму;

5. Задолженность по зарплате;

6. Количество забастовок, митингов, акций протеста.

1. Доля голосов за основные партии на парламентских выборах;

2. Доля голосов, отданных за претендентов на выборах Президента Российской Федерации;

3. Экспертная оценка степени раскола электората и влияние на него политических партий.

Власти

Исполнительная власть

Справочная информация

Экспертная оценка

1. Количество глав исполнительной власти в регионе за последние пять лет;

2. Общий срок нахождения на посту «первого человека в регионе;

3. Дата предстоящих губернаторских выборов;

4. Процент проголосовавших за выбранного губернатора (уверенность в победе с учетом явки).

1. Оценка степени влиятельности исполнительной власти;

2. Оценка шансов глав администрации на победу для регионов, где в ближайшее время должны состояться губернаторские выборы;

3. Оценка возможности радикальных изменений в исполнительной власти;

4. Структура региональной элиты (моно, полицентричес­кая, наличие сильных фигур, особенно оппозиционных);

5. Политическая ориентация главы исполнительной власти и его экономический менталитет;

6. Личностные особенности главы исполнительной власти.

Законодательная власть

Справочная информация

Экспертная оценка

1. Дата последнего избрания органа законодательной власти;

2. Явка на последних выборах законодательной власти;

3. Срок предстоящих выборов;

4. Число принятых законодательных актов с момента избрания;

5. Число фракций в законодательном собрании, доли крупнейших из них;

6. Профессиональный состав депутатов.

1. Влиятельность региональной законодательной власти;

2. Политическая ориентация законодательной власти;

3. Влиятельность главы законодательного собрания и его политической ориентации.

Взаимоотношения между федеральными властями

Справочная информация

Экспертная оценка

1. Оценивается слаженность работы двух ветвей власти, взаимная поддержка или ее отсутствие.

1. Экономический менталитет законодательной власти (отношение к заимствованию, ценность чистой кредитной истории региона);

2. Оценка степени контроля деятельности законодательной власти со стороны исполнительной власти;

3. Степень конфликтности отношений двух ветвей власти;

4. Наличие у главы исполнительной власти сильного оппонента в лице руководителя законодательной власти.

Взаимоотношения региона с федеральным центром

Справочная информация

Экспертная оценка

1. Позиции и должность представителей региона в Совете Федерации по ключевым вопросам;

2. Численность депутатской группы в Госдуме;

3. Численность депутатов - руководителей и заместителей комитетов в Госдуме и направления деятельности возглавляемых ими комитетов;

4. Численность депутатов - представителей региона в Комитетах Госдумы и направления их деятельности.

1. Конфликтность взаимоотношений региона с федеральным центром;

2. Влиятельность представителей региона в общефедеральной элите;

3. Степень конфликтности взаимоотношений главы исполнительной власти и представителя Президента.

*) - все динамические показатели приводятся за последние три года (при необходимости последний год поквартально).

Таблица составлена на основании данных Фонда «Институт экономики города»


4. Осуществление эмиссии ценных бумаг, ориентированных на население. Развитие данного направления обусловлено стремительным развитием информационных технологий, а также возможностью привлечь дополнительные финансовые средства, имеющиеся у частных инвесторов. Кроме того, при размещении ценных бумаг устраняются профессиональные посредники в виде различных финансово-кредитных институтов. Обычно при эмиссии подобных ценных бумаг органам исполнительной власти субъекта Федерации необходимо принятие следующих мер:

- снижение номинальной стоимости или минимального лота размещаемых ценных бумаг;

- адаптация иных параметров государственных ценных бумаг (способа установления дохода, срока обращения и т.д.) к требованиям и условиям мелких частных инвесторов;

- создание специализированных инфраструктурных институтов, размещающих государственные ценные бумаги среди населения;

- стимулирование развития специальных механизмов размещения, удобных для участия в размещении мелких частных инвесторов;

- выделение специальной квоты в каждом выпуске государственных ценных бумаг, предназначенной для распределения между мелкими частными инвесторами.

Институты привлечения средств частных инвесторов получили широкое распространение в США и западноевропейских странах. Так, в США в этих целях используется электронная система «Treasury Direct», выполняющая функции агента по сбору заявок на приобретение и выкуп государственных ценных бумаг, а также депозитария, удостоверяющего права мелких частных инвесторов на государственные ценные бумаги.

Последние теперь имеют возможность приобретать их напрямую у Бюро общественного долга Казначейства США с регистрацией прав на ценные бумаги непосредственно в системе «Treasury Direct». Для приобретения ценных бумаг напрямую инвестору необходимо открыть в «Treasury Direct» счет ценных бумаг, подать заявку на приобретение ценных бумаг установленной формы, а также оплатить приобретаемые ценные бумаги с помощью чека или банковского перевода. При этом инвесторы могут самостоятельно управлять своим счетом с помощью клиентского сервиса, предоставляемого Бюро общественного долга.

В Великобритании, несмотря на то, что созданный механизм привлечения средств частных инвесторов долгое время не давал существенного притока сбережений частных лиц (их доля в структуре держателей государственных облигаций традиционно составляла менее 1 %), он сохранялся и развивался, в результате чего в 1998-1999 гг. произошло существенное увеличение притока средств населения в государственные ценные бумаги (совокупная доля частных лиц и трастов в 1999 году составила 8,6% в структуре держателей, из которых более 3% были привлечены по прямым каналам).

В России в качестве примера привлечения денежных средств населения на субфедеральном уровне посредством эмиссии государственных ценных бумаг можно привести Сберегательный облигационный заем г.Москвы. Объем выпуска облигаций составил 1 млрд.руб., количество облигаций - 1 млн. штук номиналом 1 тыс.руб., ставка купонного дохода 10% годовых при трехмесячном купонном периоде. Дата погашения займа -14 августа 2004 года (срок обращения облигаций - один год). Инвесторами могут являться как жители г.Москвы, так и граждане других российских регионов.

Предложенная Правительством г.Москвы доходность облигаций ниже, чем по ставкам годовых депозитов в коммерческих банках, составляющих от 10,5 до 16 % годовых, но намного выше, чем предлагаемые ставки по вкладам до востребования (от 0,5 до 1% годовых) и сравнима со срочными депозитами. Кроме того, это достаточно гибкий инструмент, который можно реализовать в любой момент. При продаже облигаций на рынке инвестор получает полностью номинальную стоимость облигаций и накопленный купонный доход в размере 10% годовых.

Облигации выпускаются в электронной форме, что сокращает издержки при реализации займа (не нужна специальная бумага с определенными степенями защиты, нет расходов на транспортировку, не нужно использовать банковские хранилища). Начисление купонного дохода начинается с момента приобретения облигаций инвестором посредством открытия специального счета ДЕПО (счет для учета операций с ценными бумагами), при этом выплата купона и погашение облигаций осуществляется автоматически с перечислением денежных средств на текущий счет инвестора. Реализация облигаций осуществляется через три банка - агента: Сбербанк России, Внешторгбанк России и Банк Москвы.

Перед выпуском займа власти провели серьезные социологические исследования среди москвичей на предмет того, что они хотят видеть в качестве инструмента для сбережений. Кроме того, проведение выпуска займа сопровождалось широкой рекламной компанией во всех средствах массовой информации г.Москвы (ее рекламный бюджет составил 100,0 млн.руб.).

Особое внимание при этом уделялось инвестиционной направленности займа (сообщалось, что средства будут направлены для решения транспортных и социальных проблем, в том числе жилищных и коммунальных). Жителям г.Москвы гарантировалось право узнать, куда были инвестированы средства, привлеченные с помощью займов (за сокрытие или сообщение ложной информации были предусмотрены различные меры ответственности должностных лиц, вплоть до уголовной).

Предполагалось, что указанный заем носит пробный характер (отработка технологии эмиссии и обращения облигаций) и призван сформировать положительное общественное мнение к данной форме размещения денежных средств. В случае успешной реализации Сберегательного облигационного займа г.Москвы практика привлечения средств частных инвесторов будет продолжена, причем в значительно больших объемах.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Мировое и отечественное кооперативное движение и современная ситуация в России
Контроль за денежным обращением как одно из направлений государственного финансового контроля
Влияние денежно-кредитной политики центрального банка на деятельность коммерческих банков России
Эффективность инвестиционного проекта
Место малого бизнеса в современной российской экономике: масштабы, формы, отраслевая структура
Вернуться к списку публикаций