2011-01-31 09:00:38
ГлавнаяЭкономика и финансы — Российский и мировой опыт привлечения и использования заимствований на региональном и муниципальном уровне



Российский и мировой опыт привлечения и использования заимствований на региональном и муниципальном уровне


В условиях низкой эффективности привлекаемых заимствований представляется целесообразным обратиться к имеющемуся отечественному и зарубежному опыту в этой сфере, который может быть полезен региональным органам исполнительной власти при принятии решений о привлечении тех или иных видов заимствований.

В большинстве стран Европы и США происходит процесс децентрализации власти и усиление роли региональных и местных органов, что увеличивает их потребности в финансовых ресурсах. Поэтому, учитывая основное преимущество использования ценных бумаг, - возможность проведения гибкой финансовой политики, долговые обязательства местных органов власти все активнее используются для финансирования инвестиционных проектов (в развитых странах муниципалитеты осуществляют заимствования исключительно путем эмиссии ценных бумаг). При этом под муниципальными ценными бумагами, например, в США понимаются долговые ценные бумаги, выпускаемые штатами, округами, городами и другими административными структурами, такими, как школьные, водные или канализационные округа.

По методу обслуживания долга облигации могут быть:

- под оплату пользователей, выпускаемые для финансирования водопроводных, канализационных служб и энергосистем;

- под пошлины, концессии и сборы (строительство автодорог, портовых сооружений и пр.);

- под арендную плату (создание некоммерческого образования, строительство школ);

- промышленного развития (с целью финансирования средств обслуживания населения, которые затем сдаются в аренду частным структурам на условиях арендной платы, равной по объему сумме к погашению облигаций, и на срок, равный сроку их обращения.

Эмиссия краткосрочных обязательств осуществляется под ожидаемые налоговые поступления или же под ожидаемую эмиссию долгосрочных облигаций.

Основная часть накопленной мировой общественной задолженности приходится на государственные ценные бумаги (включая ценные бумаги неправительственных организаций, гарантированные государством). Задолженность субсуверенных заемщиков (муниципальный долг в американской терминологии) существенно меньше, но все-таки является достаточно большой в ряде зарубежных стран (таблица 1):


Таблица 1

Доля субсуверенных ценных бумаг в общем объеме секьюритизированного внутреннего общественного долга в 1999 году


№ п/п

Наименование государства

Объем накопленного субсуверенного долга, млрд.долл.США

Доля в общем объеме общественного долга, %

1.

США

1350

17,5

2.

Канада

169

42,1

3.

Япония

143

3,5

4.

Швейцария

17

34,6

5.

Испания

15

6,6

6.

Бразилия

7

3,2

7.

Норвегия

5

21,3

8.

Аргентина

2

24,7

9.

Франция

2

0,3

10.

Швеция

1

1,1

11.

Финляндия

Менее 1

0,9

12.

Голландия

Менее 1

0,1


Наиболее емкий рынок субсуверенных (муниципальных) ценных бумаг существенно превосходящий по объему рынки субсуверенных ценных бумаг других стран, сложился в США. Рынок муниципальных ценных бумаг США составляет около 75% мирового рынка субсуверенных ценных бумаг. Ежегодно в США выпускается более 7 тысяч видов муниципальных займов на сумму свыше 110 млрд.долл.США. Из 82000 тысяч единиц муниципальных органов власти примерно 50000 осуществляют выпуск ценных бумаг. Кроме того, существуют еще несколько тысяч специальных органов власти, образованных исключительно в целях обслуживания специальных проектов, под реализацию которых были выпущены муниципальные облигации.

Виды эмитентов муниципальных ценных бумаг в США в 1994 году в разрезе их имеющегося статуса представлены в таблице 2:


Таблица 2

Статус эмитентов муниципальных ценных бумаг в США в 1994 году


№ п/п

Эмитент

Объем эмиссии ценных бумаг, в млрд.долл.США

Доля в общем объеме долга, %

1.

Штаты

66,72

41,7

2.

Крупные города

26,24

16,4

3.

Поселки

26,56

16,6

4.

Средние округа

37,6

23,5

5.

Университеты

2,88

1,8


Итого:

160

100


Как видно из данных, приведенных в таблице 2, на долю штатов в общем объеме муниципальных займов приходилось 66,72 млрд.долл.США или 41,7 процента. Они считаются менее надежными с точки зрения гарантий покрытия, поскольку обеспечены налогами с оборота и иными налогами, размеры которых могут колебаться. Более надежными считаются облигации, выпускаемые городскими муниципалитетами и окружными органами самоуправления (56,5%). Они обеспечены налогами на недвижимость, которые являются устойчивыми и предсказуемыми источниками поступлений. К тому же в случае неуплаты долгов инвесторы могут подать в суд на городской муниципалитет, но не имеют права сделать этого в отношении штата. Займы университетов считаются недостаточно надежными, но пользуются спросом в силу своей социальной значимости.

Благодаря исключительному разнообразию муниципальных облигаций любой желающий (частное лицо или институциональный инвестор) может подобрать такие облигации, которые ему подойдут по типу, доходности, цене, надежности и продолжительности срока обращения.

Основные цели выпуска подобных облигаций менялись с изменениями конъюнктуры рынка. В 50-е годы XX века приоритетным было финансирование строительства автодорог и коммунальных сооружений. В 70-е и 80-е годы основным направлением стало финансирование жилищной сферы, строительство аэропортов, больниц, спортивных стадионов, произ­водство оборудования для борьбы с загрязнением окружающей среды и т.д.

В США существует три основных вида муниципальных облигаций: генеральные или облигации общего покрытия; доходные облигации и облигации смешанного покрытия.

Облигации общего покрытия эмитируются штатами и графствами, городами, поселками и округами и обеспечиваются общей (безусловной) гарантией властями штатов и муниципалитетов. Это означает, что для выплаты основного долга и процентов по генеральным облигациям местные власти вправе использовать любые доходные источники, не имеющие целевого назначения, и в случае необходимости могут повышать ставку налогообложения по этим источникам. Целью эмиссии данных облигаций является привлечение дополнительных средств для финансирования проектов, которые по закону должны осуществляться за счет территориальных бюджетов: ремонта и прокладки дорог, благоустройства территории, строительства школ и других социальных объектов.

Доходность по генеральным облигациям ниже, чем доходность по ценным бумагам других видов. Однако этот недостаток компенсируется минимальным риском и высокой (с позиций инвесторов) надежностью таких заимствований. Эти качества обеспечиваются жесткой нормативно-правовой регламентацией эмиссии и обращения генеральных облигаций. Так, законодательство предоставляет властям штатов право вводить ограничения на объем задолженности муниципалитетов по этим облигациям. Для этого устанавливается максимальная сумма эмиссии в размере определенного процента от базы местного налога на недвижимость.

Кроме того, существуют законодательные ограничения по использованию заемных средств. В частности, Закон о налоговой реформе 1986 года установил жесткий норматив определения части эмиссионной выручки, в обязательном порядке направляемой для нужд финансирования государственного сектора. Ограничена также сумма арбитражной (спекулятивной прибыли), которая может быть получена при выпуске таких облигаций. При этом к эмиссии генеральных облигаций нельзя прибегнуть без санкции местного законодательного собрания или одобрения населения, выявленного в ходе референдумов.

К доходным облигациям относятся облигации, эмитируемые больницами, университетами, аэропортами, платными высокоскоростными дорогами, жилищно-коммунальными службами. Эмитенты этих облигаций не имеют прямого доступа к налоговым доходам штатов и муниципалитетов и обеспечивают свою деятельность, включая обслуживание долга, за счет доходов, которые они получают. Облигации выпускаются с целью финансирования коммерческих (т.е. ориентированных на получение прибыли) проектов, связанных со строительством водопроводных и канализационных объектов, аэропортов, платных дорог, стоянок автомобилей и т.д.

К доходным облигациям относятся следующие виды облигаций:

- жилищные облигации, выпускаемые правительствами штатов или их подразделениями, отвечающими за жилищное строительство. В основном облигации рассчитаны на финансирование строительства жилья для семей с низкими и средними доходами и для семей покупающих частный дом впервые. Покрытие долга и процентов идет за счет арендной платы с жильцов или средств от продажи жилья;

- доходные облигации аэропорта. Покрытие обязательств осуществляется за счет арендных платежей от сдачи в аренду терминала или прибыли от авиационного траффика (грузо и пассажиропотока) в аэропорту;

- облигации для финансирования строительства дорог и высотных мостов и расходов по их эксплуатации. Покрытие обязательств осуществляется за счет дорожных сборов.

К группе доходных облигаций относятся также облигации развития промышленности. Их выпускают с 1970-х годов штаты и муниципалитеты, заинтересованные в развитии инфраструктуры на соответствующей территории, а также для финансирования частного сектора. Требования держателей облигаций обеспечиваются исключительно за счет доходов от реализации проекта, а залогом удовлетворения этих требований служат фонды и гарантии фирмы, осуществляющей проект. С помощью облигаций промышленного развития финансируются не только новое строительство, но и возведение больниц, развитие коммунального хозяйства и улучшение транспортного обслуживания.

Выпуск и обращение данных облигаций детально регулируется законодательством, причем регламентация становится все более жесткой: увеличивается норматив доли поступлений, направляемой на финансирование необлагаемой налогом деятельности; снижаются лимиты объемов заимствования; конкретизируются формы отчетности; ограничиваются совокупные издержки на выпуск облигаций, оплачиваемые за счет поступлений от эмиссии.

При этом налицо тенденция сужения перечня вида объектов, которые разрешается финансировать за счет облигаций промышленного развития. Федеральным кодексом внутренних доходов США определены виды объектов, находящиеся в собственности частных компаний, для финансирования которых можно использовать не облагаемые федеральным налогом ценные бумаги. В настоящее время в этот круг входят только многоквартирные жилые дома для сдачи в аренду, аэропорты, доковые и причальные сооружения в портах, объекты канализации и утилизации твердых отходов, водопроводы, местные электростанции и газопроводы, местные системы центрального отопления и охлаждения, установки по уничтожению опасных отходов и общественный транспорт.

Необходимо также отметить, что построенные аэропорты, доки, причалы, а также закупленный на средства займа подвижной состав общественного транспорта должны оставаться в муниципальной собственности, иначе констатируется «смена профиля» и процентный доход по облигациям лишается своего налогооблагаемого статуса.

Наряду с необлагаемыми облигациями выпускаются ценные бумаги, доход от которых облагается налогом. За счет средств, полученных от эмиссии, в штате создается Фонд предпринимательства. Из данного фонда кредитуются все виды бизнеса, все проекты, обеспечивающие сохранение или прирост рабочих мест, а также иные общественные нужды, которые не могут быть удовлетворены без помощи штата. Фирмы-заемщики получают выход на национальный рынок ценных бумаг, куда они не смогли бы попасть поодиночке. Кредиты предоставляются на длительные сроки: на приобретение участка - до 25 лет, на оборудование - до 120% срока «его жизни». Ставка процента фиксируется и в дальнейшем остается неизменной. Под бизнесом, подлежащим кредитованию, понимаются и научно-технические проекты. Сумма кредита, который можно получить таким образом, колеблется от 1 до 15 млн.долл.США.

Облигации смешанного покрытия покрываются за счет двойного обеспечения - прибыли от реализации проекта и доходов местных бюджетов. Их эмиссия приносит не только прибыль, но и реализацию интересов всего местного сообщества, например, при строительстве водопровода и канализации.

С точки зрения инвесторов, доходные облигации сопряжены с большим риском, чем генеральные, поскольку не пользуются безусловной гарантией властей и обеспечиваются не всеми доходами муниципалитета, а только доходами от реализации конкретных проектов.

В то же время анализ выпущенных облигаций показывает, что большинство из них является доходными. За последние 30 лет доля обеспеченных облигаций в объеме новых выпусков упала с 70 до 30 процентов по причине того, что основной источник покрытия обеспеченных облигаций - налог на собственность постоянно увеличивался, что вызывало недовольство налогоплательщиков. Появление новых видов доходных облигаций, а также возможность эмиссии без усиления налогового бремени сделали доходные облигации . более привлекательным способом финансирования.

В настоящее время доходность муниципальных бумаг составляет около 75 % от доходности сравнимых корпоративных облигаций и около 80% по сравнению с облигациями Правительства США. Выпускаемые муниципальные облигации включаются в различные рейтинги, которые позволяют оценить степень риска инвестора при их покупке. Эти факторы позволяют отсеивать ненадежные выпуски и гарантировать инвесторам, что риск вложения в муниципальные облигации минимален.

В настоящее время дефолты не сопровождаются потерями для инвесторов в связи с развитием с начала 70-х годов различных институтов обеспечения обязательств по муниципальным ценным бумагам. В настоящее время различаются три таких института:

1. Гаранты (поручители). Можно указать следующие виды гарантов, наиболее часто представляющих поручительства по муниципальным ценным бумагам:

- органы государственной власти более высокого уровня;

- специализированные институты, представляющие поручительства по обязательствам частных и государственных заемщиков;

- коммерческие и универсальные банки, а также отдельные инвестиционные банки, представляющие полные или частичные поручительства муниципалитетам по выпускаемым ценным бумагам.

Новым вариантом страхования муниципальных облигаций, приобретающим все большую популярность в США является использование банковских аккредитивов. Банковские аккредитивы крупных коммерческих банков являются залогом по муниципальным облигациям, а качество таких облигаций и рейтинг выпустивших их институтов достаточно высоки. К категории гарантов причисляют также залоговые фонды, предоставляющие поручительство по муниципальным ценным бумагам, на основе соглашений с эмитентами, за счет имущества предоставляемого в залог.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Лизинг как эффективная форма преодоления инвестиционного кризиса
Интеграционные объединения экономических субъектов
Научно-технический прогресс и экономическая эффективность научных исследований
Аналитическое обоснование выбора договорных условий при решении проблем финансирования капитального строительства
Характеристика бегства капитала из России
Вернуться к списку публикаций