2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Агросервисное обслуживание сельхозтоваропроизводителей



Агросервисное обслуживание сельхозтоваропроизводителей


Одним из надежных партнеров сельхозтоваропроизводителей в части их технического обеспечения в условиях становления рынка является система Росагроснаба. Росагроснаб сегодня - это крупнейшее агропромышленное акционерное общество с устойчивыми вертикальными и горизонтальными уровнями управления. В составе Росагроснаба около 1900 структурных подразделений различного уровня, через которые осуществляется материально-техническое обеспечение 340 тыс. юридических лиц АПК от 3 тыс. заводов и фирм различных отраслей промышленности. Предприятия Росагроснаба - это высокомеханизированные склады, различные производства, подразделения по сервису, механизированным работам и по другим видам услуг сельским труженикам. Росагроснабу, как надежной организации, по соглашению с Минсельхозпродом РФ государством доверены и делегированы функции генерального заказчика по обеспечению материально-техническими ресурсами агропромышленного комплекса, в том числе на основе лизинга.

Лизинг - одна из основных форм финансирования товаропроизводителей в целях приобретения им требуемых материально-технических средств. В наиболее общем виде - это продажа машин, оборудования потребителям с отсрочкой платежа, является как бы дальнейшим развитием и разновидностью проката технических средств, в то же время, сходно с арендой материальных ценностей. По существу же представляет собой передачу потребителю техники в долговременную аренду с оплатой её стоимости по частям в течение двух и более лет. Пользователь (арендатор) выплачивает владельцу машин (арендодателю) определенный процент за кредит, восполняет нормативную прибыль, а также стоимость оказанных услуг.

Таким образом, для сельского товаропроизводителя лизинг одновременно решает две важные проблемы - приобретение техники и ее финансирование. В результате обеспечивается конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях.

Существуют разнообразные формы и виды лизинга. Применительно к сельскому хозяйству нашей страны наиболее приемлемыми являются так называемые оперативный и финансовый лизинги.

К первому виду относятся лизинговые сделки, в которых затраты арендодателя, связанные с приобретением и содержанием в исправном состоянии сдаваемых в аренду машин и оборудования, не окупаются полностью в течение ее основного срока. Оперативный лизинг применяется обычно в тех случаях, когда предполагаемый срок использования арендного имущества несколько меньше срока его полного физического износа. Полученные по лизингу машины, оборудование предназначены для выполнения и разовых работ, имеют определенное целевое назначение. Например, при сроке амортизации машины, скажем 8 лет, продолжительность аренды может составить 3-6 лет. Естественно, за это время стоимость ее полностью не возмещается за счет арендных платежей. Такой лизинг ближе к долговременному прокату машин и возлагает на арендодателя всю ответственность за их техническое обслуживание, ремонт, страхование. Чаще всего этот лизинг применяется для машин и оборудования с высокими темпами морального старения. По истечении срока аренды они возвращаются арендодателю, который может передать его другому потребителю.

Финансовый лизинг, практически, обычная долговременная аренда средств производства и заканчивается, как правило, переходом арендуемого имущества от арендодателя в собственность арендатора. Другими словами - это лизинг с полной окупаемостью арендуемых машин и оборудования, то есть они амортизируются в течение всего срока аренды. Обязательным условием договора на финансовый лизинг является обязательство потребителя (арендатора) выкупить арендуемую технику по истечении срока аренды по номинальной (первоначальной) цене. Именно такой лизинг в основном начал внедряться в нашей стране. Для оперативного лизинга пока отсутствуют необходимые условия для качественного обеспечения арендодателем необходимой работоспособности сданной в аренду техники на протяжении всего срока действия соглашения.

Краткая схема организации лизинга с использованием бюджетных средств состоит в следующем. Выигравшая конкурс лизинговая компания, осуществляющая лизинговые операции на федеральном уровне, собирает заявки на лизинговые поставки, сводит и заключает с Минсельхозпродом и Минфином РФ контракт на сумму, определенную федеральным бюджетом. Гарантии уплаты лизинговых платежей включают обязательное страхование получаемой в аренду техники, гарантии бюджетов субъектов исполнительной власти области, края или республики, или залоговые обязательства.

После получения финансовых гарантий, лизинговая компания заключает договоры купли-продажи с заводами-изготовителями сельскохозяйственной техники, с указанием адреса ее поставки. Лизинговые компании после поступления информации о получении лизингополучателем заявленной техники оплачивают поставщикам ее стоимость с учетом транспортных расходов.

Договор лизинга, как правило, заключается сроком до 5 лет. Размер первоначального платежа колеблется в пределах от 5 до 20% в зависимости от стоимости и вида объекта лизинга.

Лизинговые поставки сельскохозяйственной техники за счет бюджетных средств в некоторой степени определяют состояние машинно-тракторного парка в отдельных регионах РФ: в тех регионах, куда поступило относительно больше техники отмечаются меньшие темпы снижения ее общего количества.

Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время лизинг новой техники покрывает лишь 12-15% требуемого парка машин. Техническая же оснащенность предприятий сельского хозяйства зависит не только от новизны машин, их мощности, качества, но и от организации восстановления (ремонта) техники и передачи ее в лизинг хозяйствам. Ведь недостаточный уровень технической оснащенности сельского хозяйства определяется ограниченными поставками техники селу и преждевременным ее списанием. Поэтому особую значимость приобретает поддержание имеющейся в хозяйствах техники в работоспособном состоянии.

Тем не менее, ремонт машин в современных условиях вызван только их главным недостатком, а именно низким качеством, и в случае массового ее поступления в сельское хозяйство ремонт как средство воспроизводства основных фондов отпадает. По этому поводу следует отметить, что не только с технической, но, в первую очередь, с экономической точки зрения, такое мнение несостоятельно. Целесообразность проведения очередного ремонтного воздействия обусловлена не только необходимостью, но и экономической выгодностью.

Использование отремонтированной машины выгодно, если труд, заложенный в ее ремонт, меньше сбереженного в результате ее применения. Ремонт нельзя рассматривать как ненужную необходимость, считать его временным пилением, теряющим его значимость. Отказ от ремонта вызовет не только сокращение числа действующих машин, но и приведет к преждевременному их списанию. В условиях низкого качества выпускаемой в нашей стране техники ее ремонту должно придаваться серьёзное внимание. Нередко создается мнение, что ремонт техники слишком дорог и от него следовало бы отказаться, не обращая внимания на то, что проводя капитальный ремонт машин, иногда можно было бы обойтись текущим ремонтом, а то и просто - соблюдая их периодическое техническое обслуживание. Не секрет, что с улучшением технического обслуживания машин, ремонтных воздействий, возрастает экономический эффект от продления срока их службы.

Известно, что со значительным увеличением (продлением) срока службы факторов, их годовая выработка со временем снижается, а затраты на содержание повышаются, что в конечном итоге вызывает рост себестоимости механизированных работ. Поэтому возникает потребность в определении срока службы машин, при котором затраты на единицу выполненных работ были бы наименьшими. Приведенные затраты в первые годы использования техники снижаются, но затем по мере роста ремонтных работ возрастают. С учетом этого экономически целесообразным сроком службы, например, тракторов ДТ-75 в хозяйствах, считается 6-7 лет. Таким образом, в приведенных затратах в период экономически обоснованного срока службы техники, издержки на ремонт - одно из слагаемых. Следует отметить, что в условиях рыночных отношений при нарушении паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, усугубляемого монополией заводов-изготовителей, в хозяйствах возникли значительные трудности с приобретением новой техники. Поэтому в настоящее время необоснованное списание машин невыгодно, в связи с чем, резко возрастает роль ремонтных воздействий, что, безусловно, требует определенных затрат. В последнее время абсолютный прирост ремонтных издержек существенно обогнал абсолютный прирост производства сельскохозяйственной продукции, но они крайне нужны в новых экономических условиях в целях поддержании необходимого уровня технической оснащенности сельскохозяйственных предприятий.

В условиях острого дефицита сельскохозяйственной техники, ее интенсивного старения, снижения показателей надежности существенное значение приобретает максимальное использование ее резервов. Это достигается путем комплексного решения ряда организационно-экономических и технических задач на федеральном, региональном и хозяйственном уровнях. Важнейшей организационной задачей по сохранению техники для села является создание и развитии сети вторичных рынков по купле-продаже подержанной и восстановленной техники. Вторичный рынок техники предполагает: максимальное вовлечение в себя коллективных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, ремонтных, ремонтно-технических предприятий, региональных и районных агроснабов и других обслуживающих предприятий; проведение маркетинговых исследований по возрастному составу имеющегося машинно-тракторного парка и определению степени его изношенности, выявлению предложений и спроса на вторичном рынке техники; разработку региональных и районных схем организации сбора и восстановления подержанной техники, ее реализации, предусматривающих различные варианты поступления техники на вторичный рынок и закрепление конкретных исполнителей.







Интересное:


Влияние денежно-кредитной политики центрального банка на деятельность коммерческих банков России
Характеристика бегства капитала из России
Актуальные проблемы лизинговых отношений
Евразийство
Системы и системность в экономической теории
Вернуться к списку публикаций