2011-01-27 09:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Государственный долг, как экономическая категория. Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики



Государственный долг, как экономическая категория. Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики


Из данных, приведенных в таблице 2, следует, что на начало 2004 года общий долг всех субъектов Российской Федерации составил 217,7 млрд.руб. или 1,67 % от общероссийского валового внутреннего продукта.

В структуре долга наибольший объем приходится на государственные гарантии - 72,3 млрд.руб. или 33,2 % от общей суммы долга (217,7 млрд.руб.); затем следуют бюджетные ссуды (бюджетные кредиты) - 46,1 млрд.руб. или 21,1 %; кредиты, полученные от коммерческих организаций -37,5 млрд.руб. или 17,3%; ценные бумаги - 37,3 млрд.руб. или 17,1 %; а также обязательства по разделу «прочее внешнее финансирование» - 24,5 млрд.руб. или 11,2 процента.

При этом имеющиеся в Минфине России данные нельзя считать достоверными. По данным встречных проверок состояния государственного долга, проведенных в 2003 году Счетной палатой Российской Федерации в отдельных регионах (Калининградская область, Республика Калмыкия и Кабардино-Балкарская Республика), и сравнения полученных результатов, с данными, представляемыми в Минфин России, можно констатировать, что во всех проверенных субъектах Федерации фактический объем государственного долга (по состоянию на 1 января 2003 г.) существенно отличается от данных, имеющихся в Минфине России, в том числе:

- объем государственного долга Калининградской области по результатам встречной проверки составляет 1277,2 млн.руб., по данным отчета, представленного в Минфин России, - 3287,1 млн.руб. (расхождение - 2009,8 млн.руб. или в 2,5 раза);

- объем государственного долга Кабардино-Балкарской Республики по результатам проверки - 1502,0 млн.руб., по данным отчета, представленного в Минфин России, - 692,1 млн.руб. (расхождение - 809,9 млн.руб. или в 2,2 раза);

- объем государственного долга Республике Калмыкия, по результатам проверки - 713,8 млн.руб., по данным отчета, представленного в Министерство финансов Российской Федерации, - 545,3 млн.руб. (расхождение - 168,4 млн.руб. или 30 процентов).

Указанная ситуация с учетом государственного долга субъектов Российской Федерации (выявленные в результате проведенных проверок расхождения отчетных данных, имеющихся в Минфине России, с отчетными данными отдельных субъектов Российской Федерации, непредставления или неполного представления отдельными субъектами Федерации информации о своих долговых обязательствах) сложилась в результате того, что Минфином России до настоящего времени не исполняются положения статьи 120 Бюджетного кодекса «Единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации, государственных заимствований субъектов Российской Федерации и муниципальных заимствований».

Минфином России, до настоящего времени, не разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие единую методологию ведения учета долговых обязательств, а также порядок и сроки передачи информации о долговых обязательствах субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований в Министерство финансов Российской Федерации. В результате в Минфине России не создана база данных, включающая в себя сведения о долговых обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Основную часть от общего объема государственного долга субъектов Российской Федерации (217 707,9 млн.руб. по состоянию 1 января 2003 г.) составляет долг субъектов Российской Федерации по обязательствам перед федеральным бюджетом (123 496,3 млн.руб. или 53,2 процента).

Общие данные по задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом в разрезе отдельных видов долговых инструментов представлены в таблице 3:


Таблица 3

Данные о состоянии задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом (по состоянию на 01.01.2002 г. и на 01.01.2003 г.)

(млн.руб.)

Наименование вида долгового обязательства (номер балансового счета)

Объем задолженности По состоянию на 01.01.2002 г.

Объем задолженности по состоянию на 01.01.2003 г.

Проценты

Осн. Долг

Проценты

Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации

Осн. Долг

1. Облигации субъектов Российской Федерации

2488,4

479,7

1. Облигации субъектов Российской Федерации

2488,4

479,7

2. Бюджетные ссуды, полученные из фед. Бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, задолженность по завозу продукции в районы Крайнего Севера, а также задолженность по бюджетной ссуде, предоставленной из фед.бюджета в виде инвест. налогового кредита

7441,9

5,4

2. Бюджетные ссуды, полученные из фед. Бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, задолженность по завозу продукции в районы Крайнего Севера, а также задолженность по бюджетной ссуде, предоставленной из фед.бюджета в виде инвест. налогового кредита

7441,9

5,4

3. Бюджетные ссуды (кредиты), полученные бюджетом субъекта Российской Федерации из средств федерального бюджета

42081,6

14863,2

4. Кредиты (займы) международных финансовых организаций

9621,6

393,5

4. Кредиты (займы) международных финансовых организаций

9621,6

393,5

5. Обязательства по государственным гарантиям, предоставленным субъектами Российской Федерации

42049,1

7186,7

5. Обязательства по государственным гарантиям, предоставленным субъектами Российской Федерации

42049,1

7186,7

Всего по всем видам обязательств:

103682,7

22928,3

Всего по всем видам обязательств:

103682,7

22928,3

Наименование вида долгового обязательства (номер балансового счета)

Объем задолженности По состоянию на 01.01.2002 г.

Объем задолженности по состоянию на 01.01.2003 г.

Осн. Долг

Проценты

Источник: Таблица составлена автором на основании данных Минфина России


В течение 2002 года общий объем долговых обязательств бюджетов субъектов Федерации перед федеральным бюджетом (с учетом процентов и начисленных штрафных санкций) увеличился на 14331,1 млн.руб. или на 10,6 % (с 135211,0 млн.руб. (на 01.01.2002 г.) до 149542,1 млн.руб. (на 01.01.2003 г.). При этом в общей сумме задолженности (на 01.01.2003 г.) основной долг составляет 123496,3 млн.руб. или 82,6 %, проценты -12047,8 млн.руб. или 8,1% и начисленные штрафным санкции - 13998,1 млн.руб. или 9,4 процента.

Наибольший объем задолженности по состоянию на 01.01.2003 г. приходится на обязательства по государственным гарантиям, предоставленным субъектами Российской Федерации, - 57909,7 млн.руб. и бюджетные ссуды (кредиты), полученные бюджетами субъектов Российской Федерации из средств федерального бюджета, на сумму 52261,8 млн.руб. или 38,7 % и, соответственно, 35 % от общего объема задолженности (149542,1 млн.руб.).

Кроме того, в ходе сдачи годовых отчетов об исполнении консолидированного бюджета 32 субъектов Российской Федерации за 2002 год и выверки их долговых обязательств, были установлены расхождения с данными Департамента бюджетных кредитов и гарантий Министерства финансов Российской Федерации по включению в состав государственного долга данных субъектов задолженности по отдельным бюджетным кредитам и ссудам, а также гарантиям и поручительствам. Общий объем неурегулированной задолженности превысил более 900 млн.долл.США (по задолженности, номинированной в иностранной валюте) и более 15,3 млрд. руб. по обязательствам в валюте Российской Федерации (основной долг).

Оптимальность размера государственного долга предполагает наличие источников погашения основной суммы долга и выплаты процентов (обслуживания долга). В прикладном аспекте она определяется именно поддержанием необходимого соответствия между размером долга и размерами источников погашения или характеристиками обеспечения долга активами. Для определения на практике оптимальности размера или тяжести долга в мировой практике используются следующие показатели (применительно к долгу субъекта Федерации):

- валовой региональный продукт;

- доходы бюджета, в т.ч. налоговые доходы (в денежной форме);

- стоимость валютной выручки, поступающей на территорию региона;

- показатель денежной массы, обращающейся на территории региона.

Вместе с тем в российской практике для оценки объема государственного долга субъектов Федерации наибольшее распространение в настоящее время получило использование показателей (нормативов), заложенных в Бюджетном кодексе: предельный объем государственного долга не может превышать объема собственных доходов бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней, предельный объем средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета не может быть более 15 % от объема собственных доходов и предельные расходы на обслуживание государственного долга должны составлять не более 15 % от объема общих расходов бюджета региона.

Применим указанные выше показатели для определения уровня государственного долга (кредитоспособности) отдельного субъекта Российской Федерации - Самарской области. Для этого сначала рассмотрим основные показатели бюджета Самарской области за 2000-2003 годы (таблица 4).


Таблица 4

Основные показатели бюджета Самарской области

(млн.руб.)


Показатель

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2002/2001,

%

2003/2002,

%

Собственные доходы:

10251

17124

18204

15944

106,3

87,6

В том числе налоговые

9705

13359

16020

15108

119,9

94,3

Расходы:

9916

17078

17753

18211

103,9

102,6

В том числе текущие*

6108

12212

13211

14356

108,2

108,7

Профицит (дефицит) бюджета

336

46

451

(2267)

-

-

Профицит (дефицит)/ расходы бюджета, в %

3,4

0,3

2,5

-12,4

-

-

*) - к текущим расходам бюджета субъекта Российской Федерации относятся расходы на содержание законодательной и исполнительной власти, осуществление международных связей, проведение выборов и референдумов, здравоохранение и образование, реализация региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении субъектов Федерации, расходы на формирование государственной собственности субъектов Федерации, обеспечение деятельности СМИ, оказание помощи местным бюджетам, а также прочие расходы, связанные с осуществлением деятельности субъектов Федерации.

К капитальным расходам бюджета субъекта Российской Федерации относятся расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, финансирование отраслей народного хозяйства, в том числе: 1) промышленности, энергетики, строительства; 2) сельского хозяйства и рыболовства; 3) охраны окружающей среды; 4) транспорта, дорожного хозяйства и связи; 5) развития рыночной инфраструктуры; 6) жилищно-коммунального хозяйства; 7) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Источник: Минфин России, администрация Самарской области



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Благотворительные фонды - возможный источник финансирования
Аспекты функционирования и перспективы развития фондового рынка США
Контроль за денежным обращением как одно из направлений государственного финансового контроля
Трансформация содержания категорий «предпринимательство» и «бизнес»
Инновационная активность - сущность и пути повышения
Вернуться к списку публикаций