2011-01-27 09:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Государственный долг, как экономическая категория. Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики



Государственный долг, как экономическая категория. Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики


Теория государственного долга базируется на том, что эта категория является составной частью комплекса понятий, характеризующих экономические отношения, возникающие в связи с использованием кредитных ресурсов. Долг (задолженность) - это сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату. Другими словами, долг, как экономическая категория, соответствует принципам возвратности, платности и срочности.

В различные исторические промежутки времени ученые и экономисты по разному рассматривали взаимосвязь государственного долга и экономики. Единой точки зрения на этот вопрос в науке никогда не существовало.

Первыми о сущности государственного долга высказались в начале XVI века меркантилисты. Данное учение рассматривало деньги как абсолютную форму богатства, поэтому, естественно, приток денег в национальную экономику ими поощрялся. Меркантилисты были активными сторонниками государственного вмешательства в экономику. Они считали право государства финансировать свои расходы за счет заимствований на рынке абсолютно естественным.

Физиократы, в отличие от меркантилистов, перешли от исследования сферы обращения к исследованию сферы производства. По их мнению, именно в процессе производства создается новое богатство. Поэтому они полагали, что, осуществляя займы, государство оттягивает ресурсы из производительных секторов экономики.

Представители классической школы считали, что бюджетно-налоговая политика и государственный долг должны выполнять роль исключительно финансовых и ни в коем случае регулирующих инструментов. Адам Смит утверждал, что финансирование государственных расходов за счет заемных средств уменьшает богатство нации, углубляет налоговое бремя и препятствует накоплению капитала. Давид Рикардо писал, что увеличение государственного долга провоцирует иррациональное экономическое поведение, которое снижает экономическую эффективность и искажает объективные данные о реальном положении экономики и государства.

Однако практика уже диктовала необходимость решать более прикладные вопросы о методах управления государственным долгом. Представители исторической школы впервые поставили принципиальный вопрос о том, с какой целью государство осуществляет заимствования, а также к каким макроэкономическим последствиям эти заимствования приведут. Государственный долг рассматривался ими как необходимая составная часть государственного регулирования экономики. Историческая школа создала теоретические предпосылки для включения государственного долга в набор инструментов практического государственного управления экономическими процессами.

В конце XIX века представитель исторической школы А.Вагнер сформулировал основные принципы кредитного финансирования государственных расходов - постоянные расходы финансируются только за счет налогов, а чрезвычайные - в основном за счет государственных займов. При этом им были выделены основные критерии определения формы финансирования государственной деятельности - периодичность, плановость и рентабельность государственных заимствований.

Кейсианская теория (теория «экономики спроса») рассматривала государственный долг, прежде всего, как инструмент воздействия на экономику. Ее представители считали бюджетный дефицит не злом, а способом стимулирования экономики. Дж.М. Кейнс и его последователи утверждали, что кредитное финансирование влияет на сохранение и увеличение совокупного спроса, что способствует экономическому росту.

Сам Дж.М. Кейнс в целях «взбадривания» экономического роста и обеспечения полной занятости населения рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. При этом государственные заимствования рассматривались в качестве инструмента замещения налоговых доходов, что позволяло в случае необходимости снижать налоги, стимулируя экономический рост и положительно воздействуя на народное хозяйство. Использование основных положений кейсианской теории Правительством США и, в частности, Президентом Франклином Рузвельтом способствовало выходу экономики этой страны из Великой Депрессии 1929-1933 годов.

Представители монетаризма (теории «экономики предложения») выступали против использования государственного долга в качестве инструмента стабилизации экономики. По их мнению, не существует действенных долгосрочных и краткосрочных эффектов от применения такого инструмента экономической политики, как государственные заимствования.

К сожалению, в начальный период осуществления экономических реформ в России в основном преобладали только монетаристские теории государственного долга. И только после произошедшего экономического кризиса в августе 1998 года и последовавшего за ним бурного развития российской экономики появилось большое количество работ, посвященных исследованию теоретических проблем взаимодействия государственного долга и экономики, а также практическим выводам и рекомендациям в области управления государственным долгом в современных российских условиях.

Наиболее детальная классификация совокупного долга (суммарного долга в рамках народного хозяйства) предполагает выделение следующих составляющих:

- государственный долг (долг центрального правительства);

- субфедеральный и муниципальный долг (долг субъектов местной власти);

- долг финансового сектора (финансовых организаций);

- долг нефинансовых организаций и граждан.

Схематически данная классификация отражена на рис. 1.

Классификация совокупного долга

Рис. 1. Классификация совокупного долга


Общественный долг (суверенный и субсуверенный долг) находится в рамках такой экономической категории как государственный кредит, под которой понимается совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, по поводу формирования, распределения и использования особого централизованного фонда денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности в целях осуществления основных функций участников этих отношений. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя как особое специфическое отношение.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит служит одним из факторов улучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а, с другой стороны, «связывать» свободные денежные средства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов.

Преимущества и особенности государственного кредита в том, что как источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущим поколениями. В проблеме перераспределения долгового бремени между поколениями, помимо чисто этического аспекта, существуют и значительные экономические последствия того или иного поведения государства в части долгосрочных заимствований. Распределение долгового бремени между поколениями существенным образом влияет на современные и будущие соотношения между потреблением и сбережениями. Поэтому при осуществлении долгосрочных заимствований государство должно быть особенно осторожно.

Необходимо также отметить, что заимствования оказывают воздействие на состояние бюджетных средств, так как обслуживание государственного долга является традиционной статьей расходной части бюджета. Поэтому привлеченные заемные средства называют антиципированными или взятыми наперед налогами. Государство, таким образом, отвлекает часть бюджетных средств от производительного использования и перераспределяет бремя погашения долга между всеми гражданами, а не только между держателями обязательств государства. В этом негативная сторона государственного кредита, которая может быть смягчена, если заемные средства использовать для вложения в конкретные производственные объекты, которые из собственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на это средства бюджета.

Функции государственного кредита, характер их проявления и имеющиеся особенности представлены в таблице 1:


Таблица 1

Основные функции государственного кредита


№ п/п

Название функции

Характер проявления

Особенности

1.

Распределительная

В перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах - срочности, возвратности, платности, целевого назначения (целесообразности)

Изменение характера государственного кредита. Он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных отношений, в основе которых лежит равноправие сторон.

2.

Регулирующая, в том числе:

 


 


 


а) экономическая

В формировании основных общеэкономических пропорций - воспроизводственных, отраслевых территориальных.

Поддержка и стимулирование отдельных отраслей, предприятий, территорий путем выделения им целевых кредитов. Стимулирование высоких темпов экономического роста, а также смягчение цикличности колебаний экономического цикла.

 


б) социальная

В обеспечении воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы

Создание объектов системы образования, здравоохранения, формирование новых рабочих мест, снятие социальной напряженности, увеличение доходов физических лиц.

3.

в) Контрольная

В обеспечении учета и контроля за использованием средств, привлекаемых и предоставляемых государством.

Наличие полной и достоверной информации об имеющемся объеме и структуре долговых обязательств. Повышение эффективности и рационального использования привлекаемых средств в целях обеспечения их последующего возврата, а также достижения значимого социально-экономического эффекта.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Доходы как универсальная форма регулирования отношений собственности
Меркантилизм как предтеча государственного регулирования рыночных отношений
О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса
Национальное счетоводство
Научно-теоретические основы управления финансовым состоянием предприятия
Вернуться к списку публикаций