2011-01-02 09:00:55
ГлавнаяЭкономика и финансы — Проблемы совершенствования воздействия паевых инвестиционных фондов на развитие инвестиционного процесса в Российской Федерации



Проблемы совершенствования воздействия паевых инвестиционных фондов на развитие инвестиционного процесса в Российской Федерации


В настоящее время структура активов страховых компаний допускает инвестиции в ПИФы до пяти процентов страховых резервов. Предлагаемая Министерством финансов базовая ставка страхового взноса должна составить одну тысячу девятьсот восемьдесят рублей, а количество автотранспорта в России достигает тридцати трех миллионов триста тысяч автомобилей. При условии увеличения разрешенной доли инвестиций страховых компаний в ПИФы, распределение хотя бы пяти процентов от страховых резервов, полученных в результате страхования авто гражданской ответственности в ПИФы, создаст дополнительный поток инвестиций в размере около трех миллиардов рублей ежегодно. Это, как и в случае с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов, увеличит активы ПИФов на тридцать процентов. Таким образом, на основе создания благоприятных условий для инвестиций этих коллективных инвесторов в ПИФы, последние в короткие сроки смогут занять более весомое место в инвестиционном механизме. Это позволит ПИФам более эффективно воздействовать на инвестиционный процесс.

Потребность в увеличении активов под управлением ПИФов привела к активному привлечению ПИФами средств страховых компаний и НПФ. Это привлечение было необходимо, и успешно реализуется. Однако наличие узких пределов для расширения экспансии ПИФов в сферу деятельности НПФ и страховых компаний может быть компенсировано за счет привлечения средств физических лиц, а также такой неохваченной категории инвесторов, как предприятия реального сектора экономики.

В настоящее время для предприятий уже существует ряд преимуществ инвестиций в ПИФы по отношению к другим финансовым посредникам. Во-первых, в ПИФах исключено двойное налогообложение, и предприятия уплачивают налог с дохода от инвестиций в ПИФы только как разницу между ценой приобретения и продажи паев. Во-вторых, предприятия уплачивают налог в момент выкупа пая, что при прочих равных условиях увеличивает доходность инвестиций за счет реинвестирования доходов, равных потенциальным налоговым отчислениям. Например, если долгосрочные инвестиции предприятий составляли бы процентные и иные доходы на активы, а также ценные бумаги и депозиты, то доходность покупки пая ПИФа с таким же составом инвестируемых активов была бы выше за счет реинвестирования полного размера процентного дохода. Таким образом, привлечение средств предприятий позволит реализовать ПИФам то направление позитивного воздействия на инвестиционный процесс, которое заключается в повышении гибкости, ликвидности и доходности активов предприятий.

Для реализации этого направления ПИФам целесообразно разработать и внедрить новые услуги, реализация которых предполагает создание специализированных ПИФов, ориентированных на современные экономические потребности предприятий относительно структуры их активов. Т.е. состав и структура активов таких ПИФов должны определятся предложениями самих предприятий.

Как уже говорилось ранее, ПИФы способны удовлетворить интересы корпораций за счет средств учрежденных ими Негосударственных пенсионных фондов. Используя эту схему, корпорации привлекают пенсионные отчисления своих работников в своих интересах без использования собственных активов корпораций. Т.е. работники производят пенсионные отчисления из заработной платы в НПФ, учрежденные корпорациями, а НПФ в свою очередь направляют эти средства в ПИФы, которые оказывают поддержку корпораций путем покупки их ценных бумаг за счет средств перечисляемых НПФ. Такая мера может использоваться в случае целесообразности поддержания на открытом рынке новых выпусков корпораций профессиональными участниками рынка.

Используя же ПИФы как инструмент инвестиций самих корпораций, последние получают максимальную выгоду от таких инвестиций. Во-первых, ПИФы способны поддержать на открытом рынке ценные бумаги корпорации, во вторых, ПИФы увеличивают ликвидность, доходность и гибкость самих активов корпораций.

Реальной мерой повышения эффективности организации бизнеса ПИФов и обеспечения притока инвестиций в ПИФы должно стать введение рекомендательной нормы резервирования предприятиями средств в ПИФы с целью получения и обеспечения кредитов. Однако рекомендательный характер может иметь эффективность только в случае экономической целесообразности инвестиций в ПИФы. Таким образом, преимущества получения кредитов имеет смысл использовать внутри инвестиционных банковских групп, имеющих в своей структуре ПИФы. Например, ИБГ «Никойл», АКБ «Альфа-Банк» и ряд других. Комбинация этих мер может быть различной. Принципиально она может быть реализована, как предоставление преимуществ в получении кредитов при условии наличия у предприятия определенного процента паев ПИФов принадлежащих этой ИБГ. Тем самым, кредитор вынуждает предприятие переводить другие ликвидные средства обеспечения в паи ПИФов. Такой мерой управляющие затрагивают потенциально недоступную с точки зрения особенности функционирования ПИФов денежную массу. Другой вариант состоит в выплате процентов долга должником покупкой паев ПИФов, принадлежащих ИБГ кредитора. По моему мнению, любая комбинация предложенных мер должна повысить эффективность привлечения средств предприятий в ПИФы, что благоприятно отразится на создании ПИФами долгосрочных инвестиций.

Наиболее существенной и важной проблемой, препятствующей значительному притоку сбережений в ПИФы является недоверие населения к инвестициям в ПИФы. Именно это не позволяет полностью реализоваться таким направлениям позитивного воздействия ПИФов на развитие инвестиций, как создание дополнительных каналов притока сбережений, ускорение мобилизации временно свободного капитала, стабилизация доходов населения и рост их сберегательной способности. Решение этой проблемы является приоритетным, так как потенциально неохваченными по разным оценкам являются двадцать миллиардов долларов сбережений населения, что многократно превышает размер всех активов ПИФов. Потенциал сберегательной способности населения открывает широкие перспективы для развития ПИФов.

Значимость сбережений населения для роста экономики также признают и в Министерстве Финансов. Согласно заявлениям заместителя министра финансов Беллы Златкис министерство финансов разрабатывает собственную Национальную систему сбережений. Таким образом, само государство высоко оценивает инвестиционный потенциал населения. В тоже время само государство должно создать благоприятные условия для реализации инвестиционного потенциала населения.

Для перехода ПИФов на новый этап развития и привлечения большего количества пайщиков необходимо реализовать общенациональную просветительную программу в области сбережений и инвестиций, крупномасштабную рекламную акцию ПИФов и способствовать созданию филиальной сети ПИФов в стране. Необходимыми факторами роста сбережений населения в ПИФы должно стать дальнейшее снижение ставки рефинансирования и ставок банковских процентов, а также рост доходов населения. В настоящее время ПИФы уже делают первые шаги к массовому распространению своих услуг. ПИФы впервые в конце января две тысячи третьего года реализовали возможность обращения паев на биржах, предоставленную новым законом «Об инвестиционных фондах». Обороты торгов в Российской торговой системе составили сорок миллионов четыреста тысяч рублей, что говорит об огромном спросе на данные инструменты.

Согласно утверждениям представителя одного из крупнейших интернет-провайдеров Тимура Янбухта, сегодняшняя российская аудитория интернета составляет около пяти миллионов пользователей. Данная категория пользователей наиболее склонна к инвестициям в ПИФы, так как это наиболее просвещенная и осведомленная об инвестициях часть общества, а с помощью интернет-брокеров они легко могут приобрести паи ПИФов. Из этого следует, что обращение паев на биржах открывает большие возможности для создания новых притоков сбережений в ПИФы.

Признавая существенный вклад в развитие инвестиций ПИФов путем обращения их паев на электронных биржах, нельзя забывать, что пользователи интернета представляют только часть потенциальных инвесторов ПИФов. Сделать паи ПИФов доступными для широкого круга населения должно развитие филиальных сетей агентских пунктов ПИФов по приему заявок на продажу и выкуп паев. Развитие филиальной сети позволит сделать паи более доступным инструментом инвестиций не только в столице, но и в регионах. Это позволит быстро мобилизовать сбережения населения в инвестиционном механизме.

Необходимость создания агентских пунктов ПИФов подтверждают многие специалисты, указывая на ряд проблем препятствующих данному процессу. Развитию филиальной сети препятствует конкуренция со стороны банковского сектора, отсутствие правового рычага, регулирующего эффективность работы агентских пунктов.

Согласно мнению управляющего компании «Альфа Инвест менеджмент» Владимира Алексеева «идеальным решением общения с уже существующими пайщиками и привлечения новых является филиальная сеть банков, ничего другого, приспособленного для выполнения этих функций в России не существует». Очевидно, что для организации агентского пункта по приему заявок на продажу-выкуп паев необходимо наличие квалифицированного персонала, современных средств связи, технического обеспечения. В полной мере этим требованиям соответствует банковская сфера. Однако банки могут быть не заинтересованы размещать у себя агентские пункты ПИФов из соображений сохранения клиентской базы.

По утверждениям управляющего акционерным инвестиционным фондом «Ямал» Евгения Склярова «на периферии нет филиальной сети и не будет очень долго, хотя бы потому, что нет ни одного сильного банка на нашей территории кроме Сбербанка. А любой банк - это наш конкурент, который не хочет отдавать ПИфам деньги, которые люди сегодня несут ему и кладут на депозит под смешной процент. Поэтому банк будет делать все, чтобы не принимать деньги у пайщика, если даже будет агентом пайщика». В то же время, согласно схеме инвестиционного механизма пайщики ПИФов соответствуют отличной от банков целевой группе инвестиций. Наличие пунктов обмена валюты в банках имеет больше шансов отобрать у депозитных отделов клиентскую базу, так как тезаврация в России имеет больший уровень надежности и даже доходности, чем вклады на депозиты.

Создание агентских пунктов в банках должно быть основано на принципе диверсификации деятельности банков, а не противоречить основной деятельности. Комиссионное вознаграждение должно стать фактором мотивации банков в увеличении роста заявок на продажу-выкуп паев. Это значит, что потенциальный пайщик получит квалифицированную помощь в агентском пункте. Причем необходимо использовать банк как агентский пункт для любого ПИФа. В этом случае агентский пункт предоставит паи, удовлетворяющие различные интересы инвесторов, что создаст конкурентную среду внутри ПИФов. Банк же заинтересован в создании агентских пунктов ПИФов из-за увеличения оборота операций и диверсификации деятельности.

Эффективно выполнять свои функции агентские пункты будут при условии их ответственности за свою деятельность. В этом заключается другая проблема развития филиальной сети ПИФов, так как в настоящее время всю ответственность несут управляющие компании. Только устранив этот нормативный недостаток, ПИФы безбоязненно для своей репутации будут открывать агентские пункты.

Таким образом, образование агентских пунктов ПИФов в банках отвечает интересам самих банков, ПИФов, инвесторов и развитию инвестиционного процесса.

Наряду с созданием филиальных сетей агентских пунктов ПИФов повышение их роли в инвестиционном процессе должно быть подкреплено широкомасштабной рекламной кампанией и общенациональной образовательной программой в области инвестиций. По мнению управляющего ПИФом «Дворцовая площадь» Андрея Рыбкина «необходимо направить совместные усилия ПИФов на просветительские проекты. Ведь по большому счету никто не знает, что такое паевые фонды». Реализации этого проекта препятствует ряд проблем. Как полагает представитель компании «РТС-Интерфакс» Алексей Саватюгин «есть проблема, которая обязательно встанет при совместном продвижении продукта, заключающееся в получении выгоды теми, кто не вкладывал деньги в рекламу. И дело, наверное, не только в деньгах. Много средств, в т.ч. государственных было потрачено на пропаганду среди населения ПИФов. Но кризис разрушил все итоги этой деятельности».

Бывший председатель Федеральной комиссии по ценным бумагам Дмитрий Васильев, который активно участвовал в продвижении ПИФов на рынок в начале их существования, говорит, что «главное - добиться доверия к рынку». По нашему мнению, ПИФам необходима поддержка государства. Эта поддержка должна выражаться в рекламе не сколько самих ПИФов, сколько системы сбережений в целом. Это необходимо подкрепить общенациональной образовательной программой, реализуя ее на уровне среднего, среднего профессионального и высшего образования.

При условии реализации всех предложенных до этого мною мер ПИФ сможет стать эффективным финансовым посредником на рынке сбережений и предложить инструмент с любыми показателями риска, дохода, надежности, срочности. Реклама и образовательные программы, в свою очередь, должны указать потенциальному пайщику на эти преимущества.

Таким образом, реализация всех предложенных мною мер может существенно способствовать переходу ПИФов на новый качественный этап его развития. Заняв новое, более весомое место и роль в инвестиционном механизме они смогут более эффективно воздействовать на инвестиционный процесс и экономику в целом.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


О трансфертном ценообразовании
Денежные реформы и их опыт для современности
Влияние инфляции на финансовую устойчивость предприятий
Государственный долг, как экономическая категория. Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики
Общие принципы анализа инвестиций в нововведения
Вернуться к списку публикаций