2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкономика и финансы — Актуальные проблемы лизинговых отношений



Актуальные проблемы лизинговых отношений


В 90-х годах лизинг получил развитие в более, чем 80 странах мира, включая около 50 развивающихся стран. К странам с благоприятным климатом для лизинга относятся США, Великобритания, Германия и Ирландия. Так, в последней правительство предоставляет лизинговым компаниям государственные субсидии, а также разрешает применять режим ускоренной амортизации. Благодаря этому Ирландия смогла превратиться в важный мировой центр лизинга самолетов.

В большинстве европейских стран передаваемое в лизинг имущество ставится на баланс лизингодателя, который также ведет учет его амортизации. Лизинговые платежи проходят по счету прибыли и убытков лизингополучателя, что позволяет ему уменьшить свою налогооблагаемую базу, реализуя, таким образом, налоговые льготы.

Лизинг не только содействует расширению импорта капитального оборудования, но и представляет собой один из каналов, обеспечивающих передачу промышленных технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся. Лизинг является более надежным инструментом, чем предоставление страной-экспортером банковских кредитов в пользу страны-импортера.

Россия характеризуется менее благоприятным климатом для развития лизинга, так как экономическая политика не учитывает потенциальные возможности лизинга как инструмента промышленной и инвестиционной политики.

Состав зарубежных лизингодателей российских предприятий широко диверсифицирован: они зарегистрированы в 15 государствах, но преобладает Ирландия (45% от общего объема финансового лизинга из-за рубежа) и Швеция (19%), от 6 до 9% приходится на Австралию, Италию и Швейцарию.

Общеэкономическая ситуация в нашей стране, с одной стороны, обусловливает высокую потребность в использовании такого финансового и инвестиционного инструмента как лизинг (более половины промышленного оборудования в России нуждается в срочной замене; обновление основных фондов на российских предприятиях практически полностью остановилось; для воспроизводства оборудования в отраслях ТЭКа потребуется 36 лет, АПК -50, металлургии - 56, легкой промышленности - 140), а с другой стороны, продолжает оставаться неблагоприятной для реализации его преимуществ: отсутствует доступ к долгосрочным кредитам, предоставляемым по доступной ставке; таможенные, налоговые и амортизационные льготы не предоставляются в необходимом объеме.

Динамику объема рынка лизинговых услуг характеризуют следующие показатели: 1997г. - 14,4 млрд руб.; 1999г. - 10,6 млрд руб.; 2001г. - 49,1 млрд руб.; 2002г. - 62,6 млрд руб. Несмотря на рост объема лизинговых операций в последние годы в рублевом выражении, в 2002 году (2 млрд долл.) все еще не достигнут уровень 1997 года (2,5 млрд.долл.) в долларовом выражении.

Правовые и экономические основы лизинговых отношений в России были закреплены в Федеральном законе от 29 октября 1998 г. «О лизинге». Но с принятием этого закона возникли ряд трудностей, касающихся противоречий лизингового законодательства с таможенным, налоговым и Гражданским кодексом. Надлежащее правовое обеспечение лизинга осложнено пробелами, коллизиями, различными трактовками норм, неточностью определений в действующих нормативных актах.

Все лизинговые компании платят, так называемые, налоги с оборота: налог на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Эти налоги уплачиваются от общего объема поступающих лизинговых платежей, в составе которых сам доход лизинговых компаний составляет незначительную величину, равную нескольким процентам. Остальное приходится на возмещение стоимости лизингового имущества. По этому в качестве базы исчисления налогов необходимо использовать только реальный доход лизинговой компании. Одной из важных, является проблема двойного налогообложения, касающаяся НДС и налога с продаж. Так, чтобы избежать двойного обложения при осуществлении в России лизинговой сделки, зарубежная лизинговая компания должна действовать в России через офшорную или дочернюю лизинговую фирму (в этом случае все платежи по НДС подлежат компенсации). К числу наиболее значимых факторов, существенно тормозящих развитие лизинга в России, следует отнести незащищенность права собственника лизингодателя, касающегося взыскания денежных сумм или истребования у неисполнительного лизингополучателя переданного ему в лизинг имущества.

Частично эти проблемы разрешаются с принятием Закона «О внесении изменений и дополнений в Федерального Закона Российской Федерации «О лизинге», который приводит в соответствие нормы закона «О лизинге» с Гражданским кодексом и Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Кризис законодательства о лизинге приводит к тому, что в ряде регионов стали разрабатывать самостоятельные гражданско-правовые акты по лизингу. Так, Законодательное собрание Челябинской области приняло закон об областном лизинговом фонде со статусом целевого бюджетного фонда; принят закон Новосибирской области «О государственной поддержке лизинговой деятельности в агропромышленном производстве Новосибирской области» и др. Эти законы предусматривают льготы по налогам в доле, зачисляемой в областной или краевой бюджет.

Ставропольский край является аграрным районом, поэтому экономика края во многом зависит от состояния агропромышленного комплекса (АПК). Проблема инвестиций стала ключевой для сельского хозяйства. Такой капиталоемкий сектор, как агропромышленный, не может успешно функционировать и интенсивно развиваться, если не созданы для этого необходимые условия.

Негативное состояние агропромышленного комплекса способствует использованию лизинга в качестве альтернативы централизованному кредитованию.

В целях повышения материально-технической оснащенности АПК РФ и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения Правительство РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, а также Министерство финансов РФ издали ряд постановлений. Был образован федеральный лизинговый фонд, часть средств которого направляется для образования региональных лизинговых фондов, формируемых за счет субъектов РФ. Государственный лизинговый фонд формируется за счет средств Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства РФ, а также за счет других источников.

Государством принимаются меры по улучшению обеспечения агропромышленного комплекса техникой. Перерабатывающие отрасли АПК лишь на 20 - 40% обеспечены технологическим оборудованием. Для достижения нормативной потребности в технических средствах сельскохозяйственному производству необходимо около 800 млрд. руб.

В 1994-1999 гг. было закуплено и поставлено на условиях лизинга сельским товаропроизводителям 18,3 тыс. тракторов; 22,2 тыс. зерна и кормоуборочных комбайнов; 5,2 тыс. грузовых автомобилей и более 4 тыс. наименований оборудования для животноводства и перерабатывающей промышленности. Всего на сумму более 6 млрд. руб.

Для осуществления лизинговых операций в 1994-1999 гг. было выделено из федерального бюджета 6031,5 млн. руб. в 2000 г. Было предусмотрено выделение на эти цели 500 млн. руб. Также было выделено из федерального бюджета 200 млн. руб. на закупку запасных частей.

В Ставропольском крае в 1999г. было выделено 3 млн. руб. по договорам лизинга для приобретения ремонтного молодняка. В этом же году Постановлением Губернатора Ставропольского края от 28.10.99 г. № 40 «О плане первоочередных действий губернатора Ставропольского края на 1999г.» было рекомендовано разработать программу лизинга, схему передачи в лизинг пустующих производственных площадей и оборудования заводов для малого и среднего бизнеса. В бюджете Ставропольского края на 2000г. было предусмотрено формирование краевого лизингового фонда в размере 10 млн. руб.

В 1999 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края которое подписали: Правительство Ставропольского края, Ставропольский Банк Сбербанка России, ЗАО «Интерлизинг-инвест», ЗАО «Русско-Германская лизинговая компания» и ОАО «Военно-страховая компания» в целях стабилизации региональной экономики, совместной реализации наиболее эффективных инвестиционных проектов, направленных на стимулирование инвестиционной активности, повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, модернизации действующих производств через лизинговые операции. Этим Соглашением было предусмотрено внедрение лизинговых операций как эффективного финансового инструмента при закупках основных средств производства, создание краевого лизингового центра для оказания практической помощи предприятиям малого и среднего бизнеса по юридическим, экономическим и бухгалтерским аспектам лизинговой деятельности.

Улучшение нормативно-правовой базы, регулирующей лизинговые отношения, достижение стабильности, улучшение макроэкономической ситуации в стране, совершенствование налоговой политики, повышение активности промышленных предприятий, повышение компетентности и наращивание кадрового потенциала - все это может способствовать развитию лизинга в России.







Интересное:


Вопросы повышения эффективности бюджетного регулирования
Особенности управления государственным долгом в российских регионах
Становление финансовой науки как науки о финансах государства
Современные трактовки сущности экономических интересов
Определения и варианты расчетов величины бегства капитала из России
Вернуться к списку публикаций