2009-07-09 15:46:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Малый бизнес - содержание, особенности развития и совершенствования в России



Малый бизнес - содержание, особенности развития и совершенствования в России


Значение способности малого предпринимательства выступать в качестве механизма социальной адаптации, безусловно, возрастает в периоды роста социальной напряженности, вызванной переходным состоянием экономики. В условиях переходных экономик малый бизнес приобретает некоторые дополнительные свойства, которые в значительной мере нивелируют социальные издержки реформ: действует как «губка» в отношении высвобождаемых трудовых ресурсов; способствует сокращению неравенства, являясь источником дополнительных доходов для низкооплачиваемых групп; создает условия для развития частнопредпринимательской традиции в обществах, приступивших к осуществлению рыночных реформ; образует экономические структуры с большей возможностью адаптации к рынку.

9. В России государственное регулирование малого бизнеса носит «барьерный» характер. Экономические потери общества от установления административных барьеров ведения хозяйственной деятельности складываются из двух составных частей: трансакционных издержек (платы за право пользования ресурсами), вызванных необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен - в прямые потери; и падения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости (наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок, прежде всего, для малого и среднего бизнеса, что ведет к снижению уровня конкуренции и соответственно общей эффективности экономики) - косвенные потери.

Наличие подобных видов затрат позволяет, на наш взгляд, говорить о наличии на рынке особого вида ресурса - административного ресурса, необходимого как для начала предпринимательской деятельности, так и успешного (хотя не обязательно эффективного) функционирования бизнеса. Мониторинг административных барьеров развития малого предпринимательства в России показал уменьшение реальных административных издержек предприятий в областях лицензирования и проверок. Издержки предприятий, связанные с сертификацией и регистрацией, существенно не изменились. Новые законы о проверках и лицензировании создали небольшой положительный эффект, но уровень административной нагрузки на малые фирмы остаётся высоким и в этих областях.

Следовательно, главная задача развития малого бизнеса заключается в снятии административных барьеров для полной реализации рыночных принципов при прозрачном контроле со стороны демократических институтов за равноправным соблюдением «правил игры» гражданами, бизнесом и государством. Для ликвидации «провалов государства», связанных с регулированием малого бизнеса, ряд функций по поддержке МСП необходимо передать некоторым публично-правовым институтам, в частности специализированным банкам, а также саморегулируемым организациям частного бизнеса, например торгово-промышленной палате.

10. Результаты исследования позволяют обосновать три основных направления совершенствования кредитной инфраструктуры малого бизнеса: обеспечение инвестиционных потребностей малых предприятий за счет развития лизинга и системы обеспечения кредита (создание соответствующих специализированных региональных фондов и актуализация гарантийно-залоговых функций фондов поддержки предпринимательства); развитие микрокредитных организаций как основы для краткосрочного кредитования малых фирм; использование новых информационных технологий и формирование институтов информационно-консалтинговой поддержки кредитных отношений малого бизнеса.

11. Формирование в нашей стране оптимальной модели микрокредитования предполагает реализацию следующих основных мероприятий: разработку концепции развития институтов микрокредитования в РФ; оценку различных кредитных институтов с точки зрения возможности и эффективности их участия в реализации программ микрокредитования; разработка методики микрокредитования, в наибольшей степени соответствующей социально-экономическим условиям (с учетом специфики различных институтов микрокредитования); подготовка инструктивно-методических документов, необходимых для работы различных институтов микрокредитования; привлечение дополнительного финансирования со стороны международных донорских организаций; организация региональных специализированных учебно-консалтинговых центров для обучения сотрудников микрокредитных организаций (на базе торгово-промышленной палаты или Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса); разработка и реализация программ «стартового» финансирования и технической поддержки создаваемых микрокредитных институтов.

12. В сложившихся экономических условиях потребностям малого бизнеса в краткосрочном кредитовании наиболее органично отвечают организации взаимного кредитования. Российская модель кредитно-кооперативной системы должна отличаться от существующей в большинстве западных стран и учитывать особенности и уровень развития российской финансово-кредитной системы. Если типичная модель предполагает наличие трехуровневой структуры (кредитные потребительские кооперативы - региональные кооперативные банки - центральный кооперативный банк), то на данном этапе формирования кредитной кооперации в нашей стране целесообразно сосредоточить функции финансовой поддержки в ассоциациях кредитных кооперативов и привлечь к кредитованию кредитных кооперативов коммерческие банки за счет введения соответствующих налоговых льгот.

13. Среди причин, обуславливающих трудности экономического подъема России, не последнее место занимает проблема кадров, их подготовка для работы в рыночных отношениях. В полной мере это относится и к сфере малого предпринимательства. Система такой широкомасштабной подготовки кадров для сферы малого предпринимательства складывается более 10 лет. При поддержке Агентства международного развития США, региональных администраций, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства продолжается развитие сети учебно-деловых центров в регионах и их филиалов на муниципальном уровне. Особенно активно эта работа осуществляется в ЮФО. Однако в целом формирование системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности в России носит в значительной мере стихийный характер.

14. Система управлением развития малого бизнеса состоит из базового, неизменного блока подсистем и вариативного, изменяемого в зависимости от рассматриваемой отрасли и конкретного объекта. В состав базового блока входят 6 подсистем: управление информационными потоками, генерация проектов развития малого бизнеса и привлечение инвестиций, управление бюджетными потоками поддержки малого бизнеса, реинжиниринг процессов взаимодействия администрации с субъектами малого бизнеса по принципу «одного окна», планирование и управление денежными потоками, контроль эффективности принятия решений и их выполнения. Совместно все шесть подсистем обеспечивают подготовку, принятие и контроль выполнения стратегии, оформленной в комплексных целевых программах поддержки малого бизнеса, а также ситуативных решений.

Непосредственная реализация решений выполняется в вариативном блоке, который формируют инструменты трех уровней:

- инструменты поддержки инфраструктуры развития малого бизнеса, прежде всего механизмы проектного финансирования через формирование девелоперов создания научных (исследовательских) парков, инновационных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, освоения производственных зон, развития интеграционных информационных сетевых порталов;

- инструменты поддержки сегментов малого бизнеса, такие как модели продвижения продукции на региональные и международные рынки, использования порталов отраслей малого бизнеса, налоговых и других льгот, привлечения и обучения квалифицированных кадров, координации действий контролирующих и других государственных организаций;

- конкретные инструменты помощи субъектам малого бизнеса, например предоставление юридического адреса, юридическое консультирование, привлечение отставных руководящих работников для обмена опытом, сертификация и защита интеллектуальной собственности, оказание специализированных услуг, офисное сопровождение, экспертиза проектов и подготовка заключений, выделение субвенций, субсидий, гарантий, компенсация процентных ставок и части купонных выплат по облигациям.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Формирование модели управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере ЮФО)
Сущность инвестиционного механизма и место паевых инвестиционных фондов в его структуре
Особенности управления государственным долгом в российских регионах
Проблемы совершенствования воздействия паевых инвестиционных фондов на развитие инвестиционного процесса в Российской Федерации
Развитие форм финансового плана предприятия
Вернуться к списку публикаций