2009-07-09 15:46:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Малый бизнес - содержание, особенности развития и совершенствования в России



Малый бизнес - содержание, особенности развития и совершенствования в России


Исследование содержания, особенностей развития и функциональной роли малого бизнеса в условиях рыночной трансформации, а также механизма его государственной поддержки и совершенствования функционирования позволяет сделать ряд выводов:

1. Бизнес представляет систему отношений по производству и реализации товаров (услуг) к взаимной выгоде участников этих процессов. Общими признаками бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; экономическая свобода; инновационный и рисковый характер деятельности. Предпринимательство следует рассматривать как высшую форму бизнеса. Малый бизнес как социально-экономическая категория - это специфическая деятельность, преимущественно предпринимателя-собственника, по осуществлению наиболее эффективного использования социально-экономических условий и ресурсов на инновационной, рисковой основе и полной экономической ответственности с целью удовлетворения спроса на данный товар или услугу и получения прибыли.

2. Малый бизнес как историческая форма движения капитала в своем развитии прошел несколько этапов (этапы разделяются нами по критерию формирования системы отношений и развития его технической и технологической базы). На первом этапе в конце XVIII в. - начале ХГХ в., возникнув на базе ремесленного производства, промыслов, торговых и посреднических операций, он практически не отличался от среднего и крупного бизнеса своей технологической базой, а от других малых форм хозяйствования отличался не количественными, а качественными параметрами (главный из которых - применение наемного труда). На втором этапе, начиная с конца XIX в. - начала XX в., переход к механизации основного производства потребовал усиления концентрации вспомогательного производства, что в свою очередь вызвало необходимость выделения малых форм предприятий с завершенным циклом для выполнения данных функций. На третьем этапе (с начала и особенно в середине XX века) вместе с развитием международного разделения труда и становлением транснациональных корпораций (ТНК) формируется малый бизнес, встроенный в качественно новую систему взаимоотношений с крупным бизнесом на основе подетальной и технологической специализации. С середины XX века в эволюции малого бизнеса начался новый четвертый этап, связанный с его новой функциональной ролью в системе государственного регулирования экономики. В системе общественного разделения труда за ним прочно укрепились следующие функции: социальные функции по обеспечению самозанятости населения и повышению уровня его доходов, особенно в периоды кризисов и депрессий; экономические функции по воспроизводству отношений конкуренции и преодолению монополизации рынка, усилению инновационной активности бизнеса в целом и росту вклада малого бизнеса в создание ВВП; этические функции по формированию этики и культуры деловых отношений, возрождению и укреплению свободного духа предпринимательства.

3. В результате анализа состояния мелкой промышленности России по данным обследований 1903, 1910, 1925 и 1929 годов делается вывод о том, что мелкое предпринимательство в России было развито в тех отраслях, которые обеспечивают конечное потребление населения и было сосредоточено в основном в сельской местности. В дореволюционный период правительством предпринимались активные шаги по поддержке кустарных и ремесленных производств и их всемерному развитию, прежде всего, посредством развития системы кредитования и государственных заказов.

В советский период политика государства в отношении кустарного и ремесленного производства была нацелена на постепенное изживание его из структуры народного хозяйства страны, что нашло свое отражение в Конституции СССР 1936 года, когда малое предпринимательство, кустарное и ремесленное производство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию.

Политика по отношению к мелкому производству постепенно меняется с принятием Конституции 1977 года, когда в статье 17 было подтверждено право граждан на осуществление индивидуальной трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания населения. Однако широкое распространение малого предпринимательства начинается фактически с принятия закона СССР об индивидуальной трудовой деятельности, принятого 19 ноября 1986 г.

4. В основу предложенной периодизации развития российского малого бизнеса в постсоветский период положен критерий его стратегической поддержки со стороны государства. Первый период с 1988 г. по 1991 г. ориентация государства на развитие малого предпринимательства как основы рыночной экономики. Второй период с 1992 г. по август 1998 г. переориентация государства на поддержку крупного капитала и крупных предпринимательских структур. Борьба между представителями малого и крупного бизнеса во властных структурах на Федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Третий период с августа 1998 г. по настоящее время - период выживания российского малого бизнеса при ослаблении его государственной поддержки на федеральном уровне.

5. В исследовании рассматривается роль малого бизнеса в условиях рыночной трансформации экономики России. Место и роль малого бизнеса в системе развитого рыночного производства определяется его функциями, к числу которых относятся: функция малого предпринимательства как «фактора экономической свободы»; противодействие тенденции монополизации рынка.

Однако в России отсутствует заметное влияние МБ на формирование конкурентной среды. Это обусловлено, во-первых, относительной слабостью и неразвитостью этого сектора, во-вторых, неразвитость рыночной инфраструктуры, что мешает МБ проявить свои конкурентные преимущества перед крупным бизнесом; социальная функция.

6. Развитие малого предпринимательства в России происходит неравномерно по отраслям. Характерно сосредоточение (и, что показательно, постоянное увеличение) основной массы работников малых фирм в отраслях с наибольшей скоростью денежного обращения (торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, риэлтерские услуги). Их число сокращается в отраслях, требующих значительных капитальных вложений или характеризующихся высокими рисками деятельности (промышленность, ЖКХ, наука и научное обслуживание, строительство). Анализ структурных различий в распределении малых предприятий по отраслям экономики на основе расчета индекса различий (JR=0,08) свидетельствует о низком уровне различий, т.е. отраслевую структуру малых предприятий можно считать достаточно инерционной.

С учетом динамики роста отраслевых рынков и доли малого бизнеса на них в работе строится Бостонская матрица развития малого бизнеса для России.

7. Географическая картина распространения малого бизнеса в России также свидетельствует о неравномерности его развития по регионам. Более трети общего количества малых предприятий расположено в Центральном федеральном округе. Наибольшее развитие малый бизнес получил в промышленных и деловых центрах России, где сложились для него наиболее благоприятные условия. За 1998-2002 гт. в региональной структуре произошел существенный сдвиг в направлении ускоренного развития МБ в Центральном и Приволжском округах. По-прежнему значительна доля Северо-Западного округа. Причины возникновения сложившейся региональной структуры заключаются в том, что:

- в этих округах сосредоточено большое количество промышленных и научно-исследовательских предприятий. В результате экономического спада большое число квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников лишились работы. Именно этот контингент стал «питательной средой», на которой начал развиваться малый бизнес;

- являясь производственными и административными центрами, эти регионы густо населены и соответственно обладают повышенным платежеспособным спросом, удовлетворять который должен в том числе и малый бизнес;

- здесь быстрее формируется инфраструктура, способствующая появлению и развитию малых предприятий: банки, биржи, оптовые склады, большое количество нежилых помещений, которое можно использовать под офисы и склады.

8. Основное социальное свойство малого предпринимательства состоит в том, что оно может выступать своеобразной формой социальной защиты индивидов, которые являются предпринимателями в шумпетеровской трактовке, т.е дает возможность для широких слоев населения реализовать свои организаторские, предпринимательские и творческие способности, а также обеспечить себя работой не по найму.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


К вопросу о сущности и структуре социальной составляющей рыночной экономики
Мировое и отечественное кооперативное движение и современная ситуация в России
Валютное регулирование и валютный контроль как инструменты борьбы с бегством капитала
Доходы как универсальная форма регулирования отношений собственности
Научные основы финансового хозяйства государства
Вернуться к списку публикаций