2009-07-09 15:45:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Формирование модели управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере ЮФО)



Формирование модели управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере ЮФО)


Совместно все шесть подсистем обеспечивают подготовку, принятие и контроль выполнения стратегии, оформленной в комплексных целевых программах поддержки малого бизнеса, а также ситуативных решений.

Непосредственная реализация решений выполняется в вариативном блоке, который формируют инструменты трех уровней.

Первый уровень - инструменты поддержки инфраструктуры развития малого бизнеса, прежде всего механизмы проектного финансирования через формирование девелоперов создания научных (исследовательских) парков, инновационных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, освоения производственных зон, развития интеграционных информационных сетевых порталов. Эти организации занимаются выпуском и поддержкой новых высокотехнологичных предприятий, передачей технологий, налаживанием связей между наукой, промышленностью и малым бизнесом в сфере НИОКР, фундаментальных и прикладных исследований. Как правило, на первом уровне поддержки госадминистрация рассчитывает проекты и привлекает международные, федеральные, региональные инвестиции в разработку исходно-разрешительной документации, создаёт коммуникации, осуществляет поиск «якорных» фирм.

Второй уровень составляют инструменты поддержки сегментов малого бизнеса, такие как модели продвижения продукции на региональные и международные рынки, использования порталов отраслей малого бизнеса, налоговых и других льгот, привлечения и обучения квалифицированных кадров, координации действий контролирующих и других государственных организаций.

Третий уровень составляют конкретные инструменты помощи субъектам малого бизнеса, например предоставление юридического адреса, юридическое консультирование, привлечение отставных руководящих работников для обмена опытом, сертификация и защита интеллектуальной собственности, оказание специализированных услуг, офисное сопровождение, экспертиза проектов и подготовка заключений, выделение субвенций, субсидий, гарантий, компенсация процентных ставок и части купонных выплат по облигациям. В данный набор механизмов входят также инструменты интеграции МП в крупные хозяйственно-кооперационные системы, возглавляемые крупными предприятиями высокого технологического уровня, в том числе в международные ТНК («кластерная система»), создание вертикально-интегрированных концернов, центров промышленности, индустриальных парков для развития производственной деятельности при крупных компаниях на базе простаивающих площадей промышленных предприятий.

Второй и третий уровни составляют преимущественно инструменты, реализуемые созданными элементами инфраструктуры первого уровня. Поэтому приоритет действия администрации для получения мультипликативного эффекта от инвестиций - поддержка развития, координация, контроль эффективности работы первого уровня.

Новизной представленной модели системы управления развития малым бизнесом по сравнению с существующими решениями является объединение предложенных выше принципов и достижение следующих результатов:

- комплексность управления функциональным и отраслевыми сферами управления развитием малого бизнеса, элементами инфраструктуры поддержки;

- поддержка инновационного малого бизнеса и соответствующей инфраструктуры его развития (технопарки);

- саморегулирование, достижение динамического балансирования управления денежными потоками, гибкость, адаптация к внешним воздействиям, возможности встраивания новых элементов вариативного блока и масштабируемости механизмов базового блока, что расширяет функциональность и область применения данной модели;

- интеграция и координация процессов поддержки малого бизнеса и развития территории с использованием современных технологий управления и информатизации;

- интеграция в региональное и международное информационные пространства поддержки малого бизнеса;

- экономичность и доходность процесса управления развитием малого бизнеса, соответствие объемов финансирования объемам необходимых затрат и значимости проектов развития малого бизнеса, надежность источников финансирования, обеспечение стратегии и проектов необходимыми ресурсами.

Важную роль в развитии малого бизнеса играет выделение территориальных приоритетов. Так, среди приоритетов для Южного федерального округа нами рассматривается пищевая промышленность, имеющая ряд преимущества. Во-первых, отмечается высокая степень корреляции ВРП и объемов производства этой отрасли по сравнению с другими отраслями. Во-вторых, вклад отрасли в рост промышленного производства существенно превышает долю отрасли в инвестициях. Это свидетельствует о более эффективном использовании имеющихся основных фондов и рабочей силы, т.е. о высокой совокупной производительности факторов производства в отрасли. В-третьих, отрасль выпускает конечный продукт, имеющий перспективный спрос и возможность импортозамещения на региональном и российском рынках при условии его конкурентоспособности. Как отмечалось во второй главе, сегодня доля продовольственных товаров в общем объеме импорта в крае составляет 37%. Развитие пищевой промышленности региона позволит сократить его импортозависимость. В-четвертых, пищевая промышленность является трудоемким производством, что важно, учитывая высокий уровень безработицы в регионе. Развитие пищевой промышленности позволит создать рабочие места в сельской местности путем образования малых предприятий. В-пятых, эта отрасль обладает сравнительными конкурентными преимуществами за счет более низких издержек по заработной плате, составляющих в этих отраслях главную статью затрат, и богатой сырьевой базы.

Ключевой проблемой отрасли является недостаток финансовых средств. В этой связи, предприятиям, загрузка мощностей которых экономически обоснована, должны быть выделены инвестиции из регионального бюджета. Это позволит простимулировать капиталовложения из других источников финансирования. Такой инвестиционный маневр одновременно позволит повысить занятость населения.

Массированные инвестиции в эту отрасль, сопровождаемые инвестиционными налоговыми кредитами, увеличением нормативов амортизационных платежей (в отрасли достаточно изношенное оборудование), окупятся в короткие сроки. В результате они способны обеспечить расширение инвестиционной активности в масштабах всего хозяйства:

- отрасль будет приносить в региональный бюджет достаточные доходы для инвестирования других отраслей;

- предприятия отрасли способны будут инвестировать средства посредством заказа сельскому хозяйству (сырье), машиностроению (технология), стекольной промышленности (тара), а также формирования новых производств в других отраслях промышленности (например, в химической

- производство пищевых добавок, концентратов, заменителей дефицитных видов сырья, веществ, позволяющих производить диетические и малокалорийные пищевые продукты); - для усиления эффекта от бюджетных инвестиций в пищевую промышленность возможны госзаказы для отдельных предприятий, выпускающих для нее продукцию (например, госзаказ сельскохозяйственным предприятиям, стекольному заводу, госзаказ машиностроительным предприятиям). Если региональный бюджет не имеет на эти госзаказы возможности, то при предоставлении льготного кредита пищевой промышленности может выдвигаться условие: отрасль должна закупать технологию, тару и т.д. у местных производителей. К тому же отрасль имеет самый высокий структурный мультипликатор среди отраслей промышленности. Таким образом, инвестирование в пищевую промышленность обладает мультипликативным эффектом для всей региональном экономики (рис. 2).

Рис. 2. Мультипликативный эффект развития пищевой промышленности

На базе малых предприятий отрасли целесообразно формировать вертикально-интегрированные структуры - промышленные комплексы, которые будут охватывать весь технологический цикл (от добычи сырья до его переработки) и обеспечивать определенный приток инвестиций в критически важные точки производства, т.е. в этот процесс вовлекаются предприятия сельского хозяйства, которые в настоящее время являются малоэффективными. Это увеличит интенсивность производства, повысит его эффективность и конкурентоспособность за счет сокращения издержек и в конечном итоге поднимет налогооблагаемую базу. Такие комплексы могут выступать в форме альянсов, союзов, ассоциаций, объединений предприятий-производителей и предприятий - поставщиков сырья. Субъекты малого и среднего предпринимательства на основе субподряда подключаются к обслуживанию технологических цепочек базовых предприятий. Для этого необходимо заинтересовать колхозы, фермерские хозяйства, частных лиц, занимающихся сельским хозяйством и первичной обработкой сырья, в сотрудничестве путем заключения долгосрочных договоров по поставке сельскохозяйственного сырья и др.

Стимулирование развития малых предприятий в пищевой промышленности округа позволит создать многоуровневую структуру отрасли с большей долей конкурирующих производителей и стимулировать перелив материальных и трудовых ресурсов из сферы спекулятивных операций в сферу реального производства.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Некоторые особенности финансовой системы России в сравнении с Западной Европой
Воздействие внешней среды на экономическое развитие предприятий
Интеграция фирм малого и среднего бизнеса в рамках регионального строительного комплекса
Интеллектуальный капитал и определение истинной стоимости компании
Проблемы совершенствования воздействия паевых инвестиционных фондов на развитие инвестиционного процесса в Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций