2009-07-09 15:45:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Формирование модели управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере ЮФО)



Формирование модели управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере ЮФО)


Эффективность деятельности малых предприятий в регионах ЮФО можно оценить по объему работ и услуг, рассчитанным на одно предприятие. В отличие от четырех лидеров, обозначенных выше, здесь последовательность регионов в порядке убывания выглядит следующим образом - Ростовская область, Северная Осетия-Алания, Астраханская область, Ставропольский край, Дагестан, Краснодарский край, Волгоградская область. В остальных субъектах округа выработка на одно малое предприятие сравнительно мала.

Максимальные объемы инвестиций в основной капитал приходятся на малые предприятия Краснодарского края (41,1 процента), Ростовской области (35,1 процента) и Астраханской области (8,5 процента от общего объема по округу).

15% малых предприятий округа осуществляют свою деятельность в промышленности, 14% - в строительстве и подавляющее большинство -46,3% - в торговле.

Акценты в отраслевой специализации малых предприятий в регионах округа складываются по-разному. Так, если в Ростовской области треть объемов малых предприятий формируется в промышленности, четверть - в торговле и лишь 14,5% в строительстве, то в Краснодарском крае 25% объемов обеспечивают строительные организации, 22% - промышленные и почти 19% - торговля. В Астраханской и Волгоградской областях преобладает строительная деятельность, которая занимает более 35% в структуре производственных показателей малых предприятий.

Отраслевое разнообразие субъектов малого бизнеса в ЮФО, мультивариантность созданных структур поддержки малого бизнеса, ресурсных источников поддержки, стохастичность внешней среды, необходимость ситуационного подхода делают обязательным создание адаптивной системы управления развитием малого бизнеса. Такая система должна решать не только перечисленные выше проблемы, но и адаптировать используемые инструменты под специфику изменений законодательства, территории, конкретной отрасли и субъекта малого бизнеса, чтобы обеспечить выполнение основной функции государственного управления - достижение социально-экономических целей устойчивого развития территории при минимальных ресурсных затратах. Принципами реализации системы являются: доходность программ и проектов поддержки малого бизнеса, информатизация процессов, конкурсный принцип, равенство внешних условий развития субъектов вне зависимости от формы собственности и других характеристик, примат экономических механизмов воздействия, координация процессов поддержки малого бизнеса и развития территории.

Система, отвечающая требованиям адаптивности, состоит из базового, неизменного блока подсистем и вариативного, изменяемого в зависимости от рассматриваемой отрасли и конкретного объекта. В задачи базового блока входит формирование системы и управление ею. Эти задачи неизменны для всех уровней объекта управления - элементов инфраструктуры поддержки, сегментов и конкретных субъектов малого бизнеса, и потому составляющие блока присутствуют и взаимодействуют с каждой из подсистем вариативного блока. Однако специфические задачи и особенности объектов управления требуют выбора соответствующих инструментов, их корректировки, что создаёт необходимость выделения вариативного блока. Вариативный и основной блоки связаны инструментальным модулем, позволяющим осуществить выбор объектов и механизмов поддержки и/или разработать новые при осуществлении задач каждой подсистемы и системы управления развитием малого бизнеса в целом. В свою очередь, каждая из подсистем основного и вариативного блоков связана с более крупными системами. В частности, подсистема управления бюджетными потоками взаимодействует с казначейством, системой размещения муниципального заказа, формирования и управления бюджетом. Цели поддержки малого бизнеса могут входить в противоречие с целями более крупных систем. Например, приход сетевых супермаркетов - это привлечение инвестиций в реконструкцию объектов торговли или строительство новых торговых площадей, но оно же может приводить к разорению местных товаропроизводителей или торговцев.

Элементы вариативного блока и подсистемы базового блока в большей или меньшей степени взаимодействуют с системой поддержки малого бизнеса РФ, напрямую и/или опосредовано с международным информационным пространством поддержки развития малого бизнеса по направлениям поиска инвесторов, производственных и торговых партнеров, промышленной субконтракции, консультирования, покупки/ продажи оборудования.

Все информационные потоки и базы данных интегрируются в модуле выбора, где производится анализ стратегических соответствий инструментов поддержки между собой, со стратегией развития региона, с программами поддержки малого бизнеса РФ, международными программами, оценка регулирующего воздействия, в том числе исходящих из других блоков системы управления регионом (встраивание процедуры Regulation Impact Analysis RIA), оценка временной отдачи каждого механизма и его мультипликативного потенциала. Функции связующего блока может выполнять экспертная система, специальный банк данных инструментов поддержки малого бизнеса и типовых процедур решения проблем.

В состав базового блока входят 6 подсистем: управление информационными потоками, генерация проектов развития малого бизнеса и привлечение инвестиций, управление бюджетными потоками поддержки малого бизнеса, реинжиниринг процессов взаимодействия администрации с субъектами малого бизнеса по принципу «одного окна», планирование и управление денежными потоками, контроль эффективности принятия решений и их выполнения.

Подсистема управления информационными процессами с помощью управления жизненным циклом (поиск, защита, классификация, регистрация, передача, обработка, хранение, уничтожение) собираемой и обрабатываемой информации на основе единого информационного пространства обеспечивает анализ развития малого бизнеса, идентификацию проблем, постановку целей, нахождение оптимальных способов их достижения, оформление и передачу решений с использованием программных комплексов, Internet-порталов (типа А2В, В2В). Подсистема предоставляет инструментарий для обеспечения работы всех остальных подсистем, а также интегрирует управление подсистемами за счет использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в соответствии с концепцией развития малого бизнеса региона. Например, для подсистемы генерации проектов необходимы экспертные системы, системы экономико-математического моделирования, основанные на CASE-средствах, потоковых диаграммах, позволяющих программировать модели, выявлять циклы, взаимосвязи, проводить эксперименты, визуализацию моделей, анализировать чувствительность программ и проектов к изменениям внешних и внутренних факторов.

Подсистема управления бюджетными потоками поддержки малого бизнеса обеспечивает выполнение задачи катализатора экономического роста региона через выделение субвенций, субсидий, гарантий, контролирует поступление налоговых и других обязательных платежей от объектов государственной и муниципальной собственности, взаимодействует с казначейством, на основе бюджетирования позволяет оценить и обеспечить доходность элементов вариативного блока и доходность системы управления малым бизнесом.

Подсистема генерации проектов развития малого бизнеса и привлечения инвестиций направлена на развитие ресурсной базы за счёт внебюджетных инвестиций в строительство инфраструктурных объектов (жилья, гостиниц, офисных центров), поддержку сфер городского хозяйства, прежде всего наиболее затратоёмкого жилищно-коммунального комплекса, и включает механизмы генерации проектов с последующим наложением на элементы вариативного блока.

Подсистема планирования и управления денежными потоками реализует планирование денежных потоков на основе стратегических планов и программ, определяет ограничения по привлечению и размещению ресурсов в соответствии с программами развития малого бизнеса и территории в целом. В этом же блоке готовятся программы по привлечению и размещению ресурсов в виде сбалансированных портфелей эмиссионных и инвестиционных проектов (как то выпуск акций, облигаций, привлечение венчурных фондов), определение общих взаимосвязанных параметров потребностей расхода - дохода во времени методом декомпозиции по уровням управления денежными потоками. При этом учитываются общие макроэкономические ограничения на возможности реализовать сформированные потребности с точки зрения конъюнктуры рынка, возможностей выхода на фондовые рынки.

Подсистема контроля эффективности принятия решений и их выполнения выполняет функции логистического контроля организации ресурсного обеспечения всех остальных подсистем в нужное время, в нужном объёме, с минимальными затратами. Объектом системы является контроль материальных, финансовых и сопровождающих их информационных потоков, направленный на ресурсный анализ инфраструктуры, в том числе использование объектов незавершенного строительства, пустующих площадей предприятий; анализ и контроль схем привлечения инвестиционных ресурсов для развития инфраструктуры; проведение межрегиональных сравнений результатов поддержки малого бизнеса (в статике и динамике), в том числе агрессивности среды развития малого бизнеса.

В подсистеме реинжиниринга процессов взаимодействия администрации с субъектами малого бизнеса по принципу «одного окна» оптимизируются маршруты прохождения документов, выдаваемых органами исполнительной власти, государственными и муниципальными предприятиями, базы данных решений типовых проблем, связанных с малым бизнесом, процедуры взаимодействия с налоговой инспекцией, контролирующими органами (Государственный пожарный надзор, ЦГСЭН, Инспекция по труду, АТИ, Пенсионный фонд, таможня, комитеты охраны природы), организациями, занимающимися регистрацией предприятия, сделок с имуществом, проведением конкурсов, разрешительными согласованиями (Департамент имущества, Земельный комитет, АПУ, БТИ, Лицензионная палата и другие лицензирующие органы), происходит подготовка проведения соответствующих электронных трансакций с помощью технологии электронной цифровой подписи. В данной системе также формируется необходимая оргструктура поддержки отдельных подсистем и проектов, анализируется действующее законодательство, готовятся предложения по его корректировке.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Актуальные проблемы лизинговых отношений
К вопросу о содержании экономических понятий
Лизинг как эффективная форма преодоления инвестиционного кризиса
Научные основы финансового хозяйства государства
Пути повышения эффективности валютного контроля как инструмента противодействия бегству капитала
Вернуться к списку публикаций