2009-07-09 15:45:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Формирование модели управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере ЮФО)



Формирование модели управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере ЮФО)


В ряду актуальных направлений научных исследований эволюции в постсоветской России малого бизнеса находится и проблематика его роли в региональной экономике. Это обусловлено тем, что малый бизнес в России носит преимущественно региональный характер. В условиях трансформации экономического потенциала России в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства регионов и муниципальных образований, городов и сельских районов. Весьма существенно то обстоятельство, что в России малый бизнес стал самой распространенной формой самоорганизации некапиталоемкой рыночной (не направленной на самопотребление) деятельности, с ориентацией, почти исключительно, на региональный и местный рынки. В связи с этим представляется необходимым включение в состав малого бизнеса не только традиционно рассматриваемых в литературе малых предприятий, но и индивидуальных предпринимателей (в том числе «скрытых»), а также большинства предприятий без образования юридического лица. Отсюда следует: изучение и регулирование этого бизнеса в регионах и на местах должны быть предельно конкретными, адекватными содержанию и формам качественно различных его видов. Недоучет этого обстоятельства является одной из основных причин недостаточной эффективности федеральной, региональной и муниципальной поддержки малого бизнеса, до сих пор необоснованно воспринимаемого в качестве фактически гомогенного предмета регулирования.

Анализ статистики малых предприятий в региональном разрезе по Южному федеральном округу показывает наличие существенных территориальных диспропорций в уровне развития и структуре малого бизнеса.

По состоянию на 1 октября 2004 года в Южном федеральном округе насчитывается 106,8 тысяч малых предприятий. При этом почти 60% от общего числа малых предприятий округа приходится на 2 региона - Краснодарский край (36,8%) и Ростовскую область (25,7%). Также значителен удельный вес малых предприятий в Волгоградской области (13,7%) и Ставропольском крае (12,7%). На долю 8 республик, входящих в состав ЮФО, приходится лишь 19% малых предприятий округа (таблица 1.).

Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях округа по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась почти на 5 процентов и составила 813,1 тысяч человек (это 10,4 процента от общей численности занятых в экономике округа). По этому показателю лидируют те же 4 региона - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Волгоградская области, доля которых составляет 83,5% в среднесписочной численности работающих на малых предприятиях округа. В среднем по регионам округа среднесписочная численность одного предприятия составляет 8 человек. Самыми «малочисленными» можно назвать малые предприятия Ингушетии и Калмыкии, на которых трудится от 2 до 5 человек. Кроме того, около 80 тысяч человек в регионах округа имеют возможность получать дополнительные доходы за счет совместительства и выполнения работ по договорам гражданско-правового характера на малых предприятиях.

Таблица 1.

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в январе-сентябре 2004 года

Число малых предприятий на 1 октября
2004, тыс. единиц
Численность работников списочного
состава, (без внешних совместителей) тыс. человек
Объем производства продукции (работ, услуг), млн. рублей Инвестиции в основной
капитал, млн. рублей
Российская Федерация 952,5 7707,1 1636956,8 62160,8
Южный федеральный округ 106,8 813,0 151902,5 7054,3
Республика Адыгея 2,3 13,0 1327,1 18,8
Республика Дагестан 4,2 27,6 5920,4 138,5
Республика Ингушетия 0,9 1,3 629,6 19,1
Кабардино-Балкарская Республика 2,2 17,6 2625,6 33,4
Республика Калмыкия 0,7 2,4 221,4 7,6
Карачаево-Черкесская Республика 1,5 8,6 968,7 18,6
Республика Северная Осетия-Алания 2,2 22,2 3627,8 131,8
Чеченская Республика - - - - - - - - - - - -
Краснодарский край 36,8 259,5 49700,9 2895,2
Ставропольский край 12,7 125,8 18617,4 202,0
Астраханская область 3,9 41,7 6348,7 597,8
Волгоградская область 13,7 118,9 18322,8 523,7
Ростовская область 25,7 174,5 43592,1 2467,8

По итогам января-сентября 2004 года малыми предприятиями произведено продукции (работ, услуг) на сумму 151,9 млрд. рублей, что в действующих ценах больше почти на 23% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Однако и здесь отчетливо выделяется та же четверка регионов-лидеров, доля которой в общем объеме произведенной продукции составляет 85,7% (рис. 1): Краснодарский край (32,7% общего объема производства продукции малыми предприятиями округа), Ростовская область (28,7%), Ставропольский край (12,3%) и Волгоградская область (12,1%).

Рис. 1. Объем продукции (работ, услуг) малых предприятий по регионам Южного федерального округа в январе-сентябре 2004 года (млн. рублей)

Это подтверждает и анализ сопоставления основных показателей, характеризующих деятельность малых предприятий в регионах округа, с численностью населения соответствующих субъектов РФ. Так, по количеству предприятий, приходящихся на тысячу жителей регионов округа ранжированный ряд выглядит следующим образом: Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, Ставропольский край.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Лизинг как эффективная форма преодоления инвестиционного кризиса
Государственный долг, как экономическая категория. Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики
Благотворительные фонды - возможный источник финансирования
Контроль за денежным обращением как одно из направлений государственного финансового контроля
Критерии и показатели развития малого бизнеса
Вернуться к списку публикаций