2009-07-09 15:44:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Сфера и границы государственного воздействия на малый бизнес: сочетание хозяйственной самостоятельности и регулирования



Сфера и границы государственного воздействия на малый бизнес: сочетание хозяйственной самостоятельности и регулирования


Российская модель кредитно-кооперативной системы будет отличаться от существующей в большинстве западных стран и учитывать особенности и уровень развития российской финансово-кредитной системы. Если типичная модель предполагает наличие трехуровневой структуры (кредитные потребительские кооперативы - региональные кооперативные банки - центральный кооперативный банк), то на данном этапе формирования кредитной кооперации в нашей стране целесообразно сосредоточить функции финансовой поддержки в ассоциациях кредитных кооперативов и привлечь к кредитованию кредитных кооперативов коммерческие банки за счет введения соответствующих налоговых льгот.

Как показывает опыт развитых стран, наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам является распределение кредитных рисков между банками и государством. Гарантирование, как один из главных приоритетов, используют Администрация малого бизнеса США, Финнвера в Финляндии и ряд других организаций. В Германии существуют специализированные гарантийные банки, которые берут на себя риск невозврата до 80% кредита или долевого участия в капитале (не более 1,5 млн. марок). Это важно для тех МСП, которые не имеют или почти не имеют возможности заимствования. До 60% риска гарантийного банка покрывают федерация и земля, на территории которой находится банк.

Для стимулирования формирования системы кредитных гарантий в сфере малого бизнеса в Китае Всекитайское рабочее совещание по малым и средним предприятиям, созванное в конце 2000 г.,поставило вопрос о создании системы ссудных гарантий для малых предприятий как важном направлении их деятельности на ближайшие годы. Для этого 10 министерств и комитетов (Государственный торгово-экономический комитет, Торгово-промышленная палата, Министерство общественной безопасности, Министерство финансов, Народный банк, Главное таможенное управление, Главное налоговое управление, Контрольный совет, Главное управление по контролю за качеством и контролю за карантином, Государственное управление по иностранной валюте) в результате совместных усилий и сотрудничества в апреле 2001 г. разработали документ «Несколько замечаний об усилении работы по управлению кредитами для малых и средних предприятий». К концу июня 2001 г. в 30 провинциях (городах, районах) уже функционировали 260 организаций по созданию кредитных гарантий для малых и средних предприятий с общей суммой поручительского капитала 7,6 млрд. юаней.

В России практическая апробация системы гарантирования механизмов происходит в Тульской области. Его реализует Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства. Основным кредитором выступает коммерческий банк «Бюргесбанк» (Австрия).

Необходимо создать гарантийные резервы на базе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) и предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на программу гарантирования кредитных рисков. За счет средств гарантийного резерва ФФПМП должна предоставляться гарантия банкам в форме заключения договора поручительства.

Кредитные союзы, и другие институты микрокредитования в целом ориентированы на предоставление краткосрочных ссуд, поэтому особое внимание необходимо уделить вопросу финансирования инвестиций. Инвестиционное кредитование является наиболее проблемной областью финансового обеспечения малого бизнеса: если получить краткосрочный кредит могут многие предприятия (хотя бы под высокий процент на неформальном рынке ссудных капиталов), то доступ к долгосрочным займам практически отсутствует. Исследование особенностей малого предприятия как субъекта кредитного рынка позволяет рассматривать лизинг в качестве наиболее перспективного варианта организации долгосрочного кредитования рассматриваемой категории предприятий.

Уровень развития рынка лизинговых услуг в России пока незначителен: удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в производство составляет 3-5 %, в то время как в западных странах этот показатель достигает 25-30 %. Особенно медленно формируется региональная структура лизингового рынка, большинство действующих компаний сосредоточены в Москве. В условиях высокой концентрации лизингового капитала доступ к рассматриваемому источнику инвестиционного кредитования у малых предприятий в регионах практически отсутствует (за исключением тех случаев, когда имеет место государственная поддержка или партнерские отношения малых предприятий с крупным бизнесом).

Расширение лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства возможно только при понимании комплексного характера данной проблемы. Для развития рассматриваемого способа финансирования инвестиций принципиально важно формирование благоприятной макроэкономической среды (стабильность налоговой и ценовой политики, развитие конкурентных рынков, конвертируемость и устойчивость национальной валюты и т.д.) и создание адекватного правового поля.

Законодательную среду можно определить как благоприятную для лизинга в случае соблюдения следующих условий: автоматическое право возврата имущества лизинговой компании в случае не выполнения лизингополучателем условий договора; четкое определение прав и обязанностей сторон лизинговой сделки, обеспечивающее гарантированность их имущественных интересов; предоставление лизингополучателю права эксплуатировать оборудование без ограничений для достижения максимальной отдачи (при условии соблюдения технических требований к использованию оборудования); применение к регулированию деятельности лизинговых компаний более либерального подхода, чем к банковской, т. к. лизинговые фирмы, в отличие от банковских институтов, не привлекают вклады населения и не осуществляют операций на открытом финансовом рынке; сохранение действующих налоговых льгот и введение дополнительных льгот для малых предприятий как участников лизинговых отношений, а также для лизинговых компаний и производителей оборудования, работающих с малыми предприятиями.

Система дополнительных льгот и гарантий позволит стимулировать приток капитала (прежде всего - банковского) в сферу лизинговых услуг. Сегодня финансовую основу деятельности лизинговых компаний, специализирующихся на работе с малыми предприятиями, составляют средства, выделяемые на кредитной основе региональными органами власти (Московская лизинговая компания) или фондами поддержки предпринимательства (Лизинговая компания малого бизнеса Чувашии). Учитывая ограниченность бюджетных ресурсов и средств фондов поддержки малого предпринимательства, целесообразно использовать их не для прямого финансирования, а для залогового обеспечения коммерческих кредитов.

Полагаем, что кредитная инфраструктура российского малого бизнеса находится пока на стадии становления, что является следствием кризисного состояния экономики в целом и малого предпринимательства как одной из ее подсистем, а также неэффективности государственной стратегия поддержки малого бизнеса. Вместе с тем существуют реальные предпосылки изменения ситуации, связанные с развитием конкурентной среды на рынке ссудных капиталов, стабилизацией макроэкономической обстановки и изменением подходов к государственному регулированию кредитных отношении малого бизнеса.

Среди причин, обуславливающих трудности экономического подъема России, не последнее место занимает проблема кадров, их подготовка для работы в рыночных отношениях. В полной мере это относится и к сфере малого предпринимательства.

Спектр кадровых проблем этой сферы достаточно широк - от обучение основам рыночной экономики предпринимателей и руководителей предприятий до подготовки выделенных социальных групп (уволенных из армии военнослужащих, молодежи, женщин, переселенцев, безработных и др.) к работе в предпринимательском секторе экономики и занятиям индивидуальной трудовой деятельностью.

Система такой широкомасштабной подготовки кадров для сферы малого предпринимательства складывается более 10 лет. При поддержке Агентства международного развития США, региональных администраций, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства продолжается развитие сети учебно-деловых центров в регионах и их филиалов на муниципальном уровне. Особенно активно эта работа осуществляется в ЮФО.

Однако в целом формирование системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности в России носит в значительной мере стихийный характер. По мнению экспертов, этот процесс находится не только вне государственного вмешательства и поддержки, но и общественные предпринимательские структуры в этой сфере действуют разрозненно, не имея согласованной стратегии как ее развития, так и использования». В настоящее время, по оценкам Института предпринимательства и инвестиций, ежегодно около 200 тыс. человек проходит обучение по вопросам развития предпринимательства. Однако руководитель-специалист в условиях изменений должен иметь возможность повышения квалификации ежегодно. Таким образом, очевидно, что уровень подготовки отстает от необходимого минимум в 3-4 раза.

Необходима система мер, направленных на координацию усилий, повышение эффективности использования имеющихся интеллектуальных и материальных ресурсов.

В нынешних российских условиях, когда малый бизнес (во всех своих формах) есть, прежде всего, регионально и местно опосредованное проявление первичной рыночной самоорганизации и социальной самозащиты, ему нужна максимально разнообразная, ситуативная и выборочная правовая и имущественная поддержка. А ее федеральная власть в сложившихся обстоятельствах может осуществить единственным способом - передав необходимые полномочия на региональный и на местный уровни, т.е. разрешив региональным и местным властям использовать для поддержки малого бизнеса широчайший набор правовых и экономических механизмов. При этом нарушения «единства федерального экономического пространства» опасаться не следует в связи с внутрирегиональной рыночной замкнутостью большинства субъектов малого бизнеса.

Перспективы и задачи развития малого предпринимательства следует рассматривать не столько в контексте его собственных проблем, сколько в связи с общей системой целей и приоритетов развития национальной экономики на среднесрочную перспективу. К сожалению, российские реалии характеризуются, скорее, обратной ситуацией, а именно - тенденцией к обособлению проблематики развития малого бизнеса, преимущественным пониманием его как некоего изолированного и самодостаточного социально-экономического феномена. Сменяющие друг друга правительственные среднесрочные концепции и программы содержат главным образом благие пожелания в отношении развития малых форм хозяйствования, и их роль в формировании или, точнее, в постоянном реформировании национальной политики в данной области малозаметна. Так, и нынешние меры по стимулированию развития малого предпринимательства (прежде всего относящиеся к сфере налоговой политики), хотя, по существу, правильные и своевременные, не являются элементом какой-либо долговременной программы действий или органичной частью решения каких-либо стратегических задач в области реструктуризации и подъема российской экономики и, значит, приведут к довольно скромным результатам.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Роль международных организаций в регулировании движения капитала
Национальное счетоводство
Взаимосвязь макроэкономической динамики и фискальной политики
Переориентация привлекаемых заимствований на цели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
Влияние денежно-кредитной политики центрального банка на деятельность коммерческих банков России
Вернуться к списку публикаций