2009-07-09 15:44:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Сфера и границы государственного воздействия на малый бизнес: сочетание хозяйственной самостоятельности и регулирования



Сфера и границы государственного воздействия на малый бизнес: сочетание хозяйственной самостоятельности и регулирования


Власти РФ обсуждают проблему снижения административных барьеров с 1995 г., пытаясь тем самым повысить конкурентоспособность российской экономики и способствовать развитию малого бизнеса. Для этого было разработано два важных закона. Первый - это Статья 6 Закона № 88 РФ «О государственной поддержке сектора малого предпринимательства в РФ», направленная на установление «упрощенной процедуры регистрации малого предприятия, лицензирования, сертификации продукции, а также статистической и бухгалтерской отчетности для малого предприятия» - при этом не был разработан механизм реализации указанной статьи. Вторым является Указ Президента РФ № 730 (1998г.), касающийся «Мер устранения административных барьеров на пути развития предпринимательства», и определяющий три области, в которых необходимо проводить политику развития предпринимательства:

1. Снижение административных барьеров, с которыми предприятие сталкивается в процессе хозяйственной деятельности.

2. Сокращение числа лицензирующих органов, и строгий контроль всех связанных с лицензированием операций вышестоящими органами.

3. Четкое распределение функций по лицензированию, контролю и регулированию между различными государственными органами.

Правительство Российской Федерации исходит из того, что решение накопившихся проблем в области административных барьеров должно быть сфокусировано на сопряжении и координации законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

С этой целью летом 2001 г. был создана Комиссия Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений. Основными задачами Комиссии являются :

- рассмотрение вопросов применения конкретных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности и подготовка предложений о целесообразности их дальнейшего использования;

- подготовка предложения об упорядочении контрольных (надзорных) функций федеральных органов исполнительной власти и их подразделений и подведомственных государственных учреждений, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), за исключением налоговой и финансовой сфер;

- разработка предложений о порядке финансирования уполномоченных органов и организаций, а также предложений по оптимизации расходов федерального бюджета на государственной управление.

Мониторинг административных барьеров развития малого предпринимательства в России показал уменьшение реальных административных издержек предприятий в областях лицензирования и проверок. Издержки предприятий, связанные с сертификацией и регистрацией, существенно не изменились. Новые законы о проверках и лицензировании создали небольшой положительный эффект, но уровень административной нагрузки на малые фирмы остаётся высоким и в этих областях. По данным исследования Мирового банка «Doing Business in 2004: Understanding Regulation» для открытия собственного дела в России требуется 29 дней и прохождение 12 бюрократических процедур стоимостью около 200 долл. США (для сравнения: в США на это требуется 4 дня и 5 процедур, в Великобритании - 18 дней и 6 процедур, во Франции - 53 дня и 10 процедур.

Поставленные в условия жесткой зависимости от административных решений, предприниматели во многих случаях ищут и находят пути для развития своего дела не в оптимальной организации законных рыночных операций и открытой конкуренции, но в теневых сделках с чиновниками, способными освободить их от ответственности, когда нарушается закон, предоставить льготные возможности и, в то же время, создать непреодолимые препятствия на пути конкурентов.

При этом суммарное выпадение оборота малого бизнеса из легальной экономики, а значит, из-под налогообложения в 2000 г. оценивалось в 36,5-49 млрд долл. США, а общий объём теневой экономики составляет 46,1% от национального дохода нашей страны (в США - 8,8%, Великобритании - 12,6%). Потери бюджета от льгот субъектам малого бизнеса составили только по Северо-Западному административному округу

Москвы в 1998 г. - 52,5 млн. руб., в 1999 г. - 68,9 млн. руб., по арендной плате в 1999 г. - 21,9 млн. руб., в 2000 г. - 70,2 млн. руб.

Следовательно, главная задача развития малого бизнеса заключается в снятии административных барьеров для полной реализации рыночных принципов при прозрачном контроле со стороны демократических институтов за равноправным соблюдением «правил игры» гражданами, бизнесом и государством.

В этой связи большой интерес, на наш взгляд, представляет опыт стран ЕС по внедрению программы «Упрощенное законодательство для внутреннего рынка» (SLIM), направленной на снижение административного и законодательного бремени для предприятий различных отраслей путем упрощения законов ЕС.

Важным принципом государственного регулирования малого бизнеса является принцип соответствия государственного вмешательства правилам рыночной экономики, смысл которого в обеспечении справедливых условий и высокого уровня конкуренции. Государство должно вмешиваться в экономический процесс, если частный сектор не в состоянии в должной мере приспособиться к существующим или изменившимся условиям деятельности и общественным требованиям (например, в области охраны окружающей среды) или устранить недостатки экономического развития.

Приоритет должен отдаваться самостоятельности предприятий, а не государственной поддержке. В интересах экономики в целом государство не вправе сдерживать в среднесрочной и долгосрочной перспективе естественные изменения рыночных условий. Это означает, что неэффективные предприятия и отрасли, которые не в состоянии к ним адаптироваться, должны уйти с рынка. Государство также не вправе защищать МСП от конкуренции в условиях рыночной экономики. Упор необходимо делать на использование рыночных механизмов. Принимаемые меры должны быть направлены преимущественно на решение проблем, возникающих по поводу не эффективности МСП, а их небольших размеров по сравнению с крупным бизнесом.

Одним из основных факторов реализации экономического потенциала малых предприятий является стабильная возможность получения кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. В наиболее общей формулировке проблема внешнего финансирования субъектов малого предпринимательства состоит в признании объективно присущего им неблагоприятного положения на рынке кредитных ресурсов и инвестиций. Статус и поведение малого предприятия в рыночной среде, в том числе на кредитном рынке, преимущественно определяется особенностями организации хозяйственной деятельности в масштабах малого предприятия. К особенностям кредитных отношений малых предприятий относятся:

- ограниченные размеры собственных реальных активов, специфическая структура активов, характеризующаяся минимальным вкладом в недвижимость, следствием чего является снижение залоговых возможностей;

- характерный для малых фирм короткий жизненный цикл и, соответственно, отсутствие репутации на кредитном рынке, так называемой «кредитной истории»;

- незначительная по сравнению с крупным и средним бизнесом потребность в объемах внешнего заемного финансирования, что приводит к росту операционных издержек при кредитовании;

- ориентация на локальные рынки сбыта и ограниченное число партнеров, и, как следствие, слабая устойчивость к изменениям внешней среды;

- относительно низкие показатели рентабельности и нормы прибыли, что приводит к низкой эластичности платежеспособного спроса на кредит, отсутствию возможности оплачивать информационно-консалтинговые и образовательные услуги, страхование кредита;

- отсутствие у сотрудников специальных знаний в финансово-экономической области, что приводит к возникновению проблем при разработке финансовой документации, необходимой для получения кредита, неэффективному управлению кредитными средствами и т.д.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Вопросы анализа эффективности процедур банктротства
Из жизни выдающихся ученых в области экономической науки
Интеллектуальный капитал и определение истинной стоимости компании
К вопросу об общих условиях и пределах осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями
Роль международных организаций в регулировании движения капитала
Вернуться к списку публикаций