2009-07-09 15:44:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Сфера и границы государственного воздействия на малый бизнес: сочетание хозяйственной самостоятельности и регулирования



Сфера и границы государственного воздействия на малый бизнес: сочетание хозяйственной самостоятельности и регулирования


Исторически сложилось так, что становление и развитие рыночных отношений эффективно происходило только тогда, когда одновременно развивалось демократическое общество. В результате в рыночном хозяйстве формировались не просто общепринятые «правила игры», а такие условия предпринимательской деятельности и функционирования рынков, которые содержали в числе важнейших элементов, с одной стороны, ответственность каждого перед обществом, а с другой - контроль со стороны общества за всеми участниками рыночной системы, в том числе и государственными институтами. Баланс обязанностей и ответственности изменялся вместе с эволюцией экономики и общества. Однако в России до сих пор демократические институты существуют либо в зачаточном, либо формальном виде. С одной стороны, государственный аппарат чиновников всех уровней стал частью предпринимательской сферы, а с другой - наибольший успех имеет тот бизнес, который либо уже «питается» государственными ресурсами, либо имеет своих лоббистов» в различных ветвях государственной власти.

Получается, что формирование российской рыночной модели экономики на современном этапе зависит, прежде всего, от неэкономических факторов. Как отмечал Де Сото, предпринимательские ресурсы страны могут проявиться лишь тогда, когда это позволяют господствующие институты.

«Барьерный» характер регулирования имеет ряд существенных негативных последствий. Во-первых, он ведет к серьезным экономическим потерям общества как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, обусловленным недопроизводством ВВП из-за неэффективного использования ресурсов. Во-вторых, он не решает тех проблем, ради чего барьеры, собственно, и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективных методов государственного регулирования. В-третьих, «барьерный» характер экономики обеспечивает благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в «барьерный» бизнес.

Экономические потери общества от установления административных барьеров ведения хозяйственной деятельности складываются из двух составных частей: трансакционных издержек (платы за право пользования ресурсами), вызванных необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен - в прямые потери; падения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости (наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок, прежде всего, для малого и среднего бизнеса, что ведет к снижению уровня конкуренции и соответственно общей эффективности экономики) - косвенные потери.

Наличие подобных видов затрат позволяет, на наш взгляд, говорить о наличии на рынке особого вида ресурса - административного ресурса, необходимого как для начала предпринимательской деятельности, так и успешного (хотя не обязательно эффективного) функционирования бизнеса.

Исследователи отмечают, что в документах 49% российских регионов указывается на то, что административные барьеры выступают фактором, в наибольшей степени сдерживающим развитие малого бизнеса в РФ.

Имеется несколько причин административных барьеров в РФ, причем каждая создает отдельное препятствие для хозяйственной деятельности МП:

1. «Некачественное» законодательство: законодательству не хватает прозрачности, и его, в общем-то, трудно (сложно) исполнять. Хотя, в принципе, все услуги государственных органов обходятся достаточно дешево, следование нормальным путем для их получения оборачивается огромной потерей времени. Временные затраты или взятки, позволяющие избежать их, превращаются в значительные барьеры. По сути, взяткой становится и то, что, например, некая структура берется быстро провести регистрацию начинающего предприятия, но за определенную плату.

2. Противоречия между федеральными, региональными и местными законами и нормативными актами: не действует принцип субсидиарности, что создает массу конфликтов интересов, которые можно решить либо с помощью дорогостоящего юриста, либо путем дачи взятки ответственному чиновнику. И то, и другое оборачивается серьезными барьерами на пути развития предпринимательства.

3. Слишком большое число проверок, проводимых без предупреждения слишком большим количеством контролирующих органов. Нередко у предпринимателей и государственных служащих слишком разные права и обязанности, что приводит к несправедливым и неоправданным санкциям в случае выявления нарушений.

К числу наиболее существенных административных барьеров федерального уровня в России можно отнести следующие:

- несогласованность законов, пробелы в законодательстве и общая нестабильность законодательной базы;

- чрезмерное количество контролирующих организаций;

- неэффективное управление государственным имуществом, включая такие вопросы, как приватизация, аренда и налог на землю, участие в управлении предприятиями, одним из собственников которых является государство;

- отсутствие конкуренции при размещении госзаказов, установление льготных цен при закупках у определенных категорий поставщиков, нарушение договорных обязательств;

- вмешательство в процесс управления хозяйственными структурами.

На региональном уровне власти нередко принимают законодательные акты, противоречащие Конституции РФ. Несмотря на то, что территориальные отделения федеральных органов официально не подчиняются органам власти и управления регионов, нередко со стороны глав региональных администраций осуществляется давление на них. Кроме того, региональные структуры судебной системы нередко получают финансовые средства и иные ресурсы от региональных и районных администраций, что противоречит федеральному законодательству. Это может быть, к примеру, бесплатный ремонт помещений, предоставление услуг связи и электроэнергии. В ряде регионов имеет место порочная практика принуждения малых предприятий к заключению с местными администрациями так называемых договоров о сотрудничестве. В рамках этих договоров предприятия обязывают реализовывать значительную часть произведенной продукции по месту своей «прописки» по демпинговым ценам, делать отчисления в различные муниципальные фонды, выступать спонсорами не связанных с их с основным видом деятельности мероприятий. Так предприятия и инвесторов волнует, в частности, возможность того, что чиновники региональных органов управления могут вмешиваться в дела о банкротстве, которые, в принципе, могут начаться по инициативе региональной или районной налоговой инспекции. Поэтому ряд административных барьеров воздвигается на региональном и районном уровнях:

- ограничения на продажу (покупку, обмен и т.п.) товаров, услуг или ресурсов одного регионального образования в другом;

- незаконное вмешательство в процесс ценообразования, например, путем установления фиксированных цен на продукты питания или тарифов на электроэнергию, включая специальные цены для определенных потребителей;

- создание помех хозяйствующим субъектам при сборе кредиторской задолженности с других хозяйствующих субъектов, например, поставщикам электроэнергии, службам ЖКХ и продавцам лекарств;

- необоснованный отказ в лицензировании или сокращение срока действия лицензий, взимание дополнительной платы за предоставление лицензий, то есть действия, идущие вразрез с федеральным законодательством.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Международный опыт реформирования ЖКХ
Валютное регулирование и валютный контроль как инструменты борьбы с бегством капитала
Контроль за денежным обращением как одно из направлений государственного финансового контроля
Формирование государственной экономической политики по ограничению и контролю над бегством капитала из России
Взаимосвязь макроэкономической динамики и фискальной политики
Вернуться к списку публикаций