2009-07-09 15:43:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Место малого бизнеса в современной российской экономике: масштабы, формы, отраслевая структура



Место малого бизнеса в современной российской экономике: масштабы, формы, отраслевая структура


Анализ структурных различий в распределении малых предприятий по отраслям экономики на основе расчета индекса различий (JR=0,08) свидетельствует о низком уровне различий, т.е. отраслевую структуру малых предприятий можно считать достаточно инерционной.

Учитывая динамику роста отраслевых рынков и долю малого бизнеса на них (таблица 3), можно в первом приближении нарисовать Бостонскую матрицу развития малого бизнеса для России (рис. 1).

Рис. 1. Бостонская матрица развития малого бизнеса для России

«Дойными коровами» малого бизнеса в настоящее время являются торговля и общественное питание, характеризующиеся относительно высокой долей рынка и уровнем роста (хотя темпы роста в результате насыщения рынка уменьшаются); «кошками» или «вопросительными знаками» оказываются услуги в сфере образования; проблемными отраслями для малого бизнеса («собаки») выглядят сфера транспорта и связи. «Звёзды», характеризующиеся высокой эффективностью и ростом, - это инновационные малые предприятия, которые, в свою очередь, не могут реализоваться без развитой инфраструктуры (современных офисных помещений, благоустроенного жилья), в создании которой значительную роль также играют малые предприятия.

Данные таблицы 3 свидетельствуют о тенденции сокращения доли малых предприятий в промышленности. Мониторинг малых предприятий промышленности, направленный на выявление факторов, ограничивающих рост производства, показал, что 39% малых предприятий испытывает пресс высокой конкуренции со стороны отечественных предприятий и только 6% - со стороны зарубежных производителей. В этой связи протекционистская политика государства по поддержке отечественного малого бизнеса малоэффективна. 37% малых промышленных предприятий сталкивается с недостаточным спросом на внутреннем рынке. Таким образом, косвенным инструментом, обеспечивающим развитие малого бизнеса, является политика стимулирования совокупного спроса. Методологической основой такой политики выступает кейнсианская концепция, в соответствии с которой необходимо стимулировать платежеспособный спрос населения, инвестиционную активность предприятий, увеличивать государственные закупки продукции малых предприятий. Последнее представляется одним из наиболее перспективных направлением государственной политики развития малого бизнеса. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» «участие субъектов малого предпринимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных нужд»; «Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства».

Как показали результаты исследования, проведенного национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, лишь 21% опрошенных предпринимателей знакомы с данной нормой закона, закрепляющей 15%-ную квоту для субъектов малого предпринимательства при распределении государственных заказов. Если взять отраслевой разрез, то в наибольшей степени знакомы с данной нормой закона субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в производстве промышленных товаров и оказании бизнес услуг. Хотя и в этих видах деятельности доля опрошенных, знающих о существующей квоте, не превышает 31%, это может косвенно свидетельствовать о большей заинтересованности предпринимателей, занимающихся данными видами деятельности, в получении заказов со стороны государства. О том, что на практике статья 14 Закона не исполняется, свидетельствуют и результаты интервьюирования представителей органов власти, экспертного сообщества, объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, предпринимателей. Абсолютное большинство опрошенных (порядка 70%) отметили, что в их регионах не проводится специальных конкурсов для субъектов малого предпринимательства на размещение госзаказа. Лишь около 20% респондентов считают, что такие конкурсы проводятся. Схожие данные получены и в результате опроса субъектов малого предпринимательства. Так, 2,4% опрошенных заявили, что участвовали в конкурсах среди субъектов малого предпринимательства.

29% малых предприятий сталкиваются с проблемой отсутствия и изношенности оборудования. Выход из создавшегося положения может быть найден путем создания системы кредитования малого бизнеса. Этот вопрос более подробно будет изложен в третьей главе работы. 25% малых предприятий в промышленности в качестве фактора, лимитирующего их развитие, называют общую экономическую и политическую нестабильность. Об этом также свидетельствует снижение индекса предпринимательской уверенности малых промышленных предприятий 12 пунктов в 1 квартале 2000 г. до 0 на этот же период 2004 г.

Анализ структуры распределения малых предприятий России по отраслям промышленности (таблица 4) позволяет сделать вывод о том, что в течении последних пяти лет приоритетными отраслями функционирования малого бизнеса являлись отрасли, производящие товары средней степени обработки. По всей видимости, это связано с тем, что порог входа в перечисленные отрасли промышленности (т.е. минимальные размеры предприятия, способного эффективно функционировать и конкурировать с остальными) ниже, чем в другие, что отражается и в относительно невысокой концентрации в них производства.

В машиностроении и металлообработке функционирует треть от общей численности малых предприятий в промышленности. Однако в последние пять лет отмечается тенденция к сокращению доли численности малых предприятий этой отрасли в общей численности малых предприятий в промышленности. Аналогичная тенденция наблюдается в легкой промышленности. Доля предприятий этой отрасли с 1999 г по 2003 г. сократилась на 2%.

Таблица 4

Структура распределения малых предприятий России по отраслям промышленности (в процентах к общей численности малых предприятий)

1999 2000 2001 2002 2003
Вся промышленность 100 100 100 100 100
в том числе:
электроэнергетика 0,4 0,2 0,3 0,3 0,4
топливная 0,8 0,8 0,8 0,9 0,9
черная металлургия 0,9 0,8 0,9 0,7 0,7
цветная металлургия 1,3 1,2 1,3 1,2 1,3
химическая и нефтехимическая 3,9 4,6 4,7 5,0 5,1
машиностроение и металлообработка 36,6 34,5 34,2 32,4 32,7
лесная, деревообрабатывающая и целлюлознобумажная 14,0 14,7 14,5 16,4 16,1
промышленность строительных материалов 5,8 5,4 5,7 5,0 5,8
легкая 11,8 10,9 10,8 10,0 9,8
пищевая 13,3 15,0 15,3 15,2 14,4

Стабильной является доля предприятий, производящих строительные материалы. Существенную долю в структуре малых предприятий России по отраслям промышленности занимает пищевая промышленность, доля которой колеблется от 13,3 до 15,3%. Увеличивается доля предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлознобумажной промышленности, химической и нефтехимической промышленности на 2,1% и 2% соответственно. Таким образом, доля малых предприятий промышленности, выпускающих продукцию средней степени обработки, составляет 83,9%. По всей видимости, это связано с тем, что порог входа в перечисленные отрасли промышленности (т.е. минимальные размеры предприятия, способного эффективно функционировать и Географическая картина распространения малого бизнеса свидетельствует о неравномерности его развития по регионам (таблица 5).

Таблица 5

Региональная структура малого предпринимательства в РФ (в %)

Федеральные округа 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Российская Федерация 100 100 100 100 100 100
Центральный 33,7 34,2 35,0 36,7 37,5 36,2
Северо-Западный 18,3 17,7 17,8 14,5 15,0 15,3
Южный 11,3 10,3 9,4 9,7 9,8 10,6
Приволжский 14,4 15,3 14,9 15,6 16,8 16,6
Уральский 7,4 7,4 6,4 6,7 6,4 6,5
Сибирский 10,9 10,8 11,8 12,0 10,5 11,1
Дальневосточный 4,0 4,3 4,7 4,8 4,0 3,7

Более трети общего количества малых предприятий расположено в Центральном федеральном округе. Наибольшее развитие малый бизнес получил в промышленных и деловых центрах России, где сложились для него наиболее благоприятные условия.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Институциональная структура сельского хозяйства
О некоторых социально-экономических последствиях недофинансирования сельского хозяйства
Характеристика бегства капитала из России
Благотворительные фонды - возможный источник финансирования
Экономические и исторические особенности малого бизнеса в России
Вернуться к списку публикаций