2009-07-09 15:42:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Критерии и показатели развития малого бизнеса



Критерии и показатели развития малого бизнеса


Методически более правильным было бы продвинуться еще дальше и не только дополнить круг определяющих показателей, но и ввести некоторый общий агрегированный критерий, интегрирующий более частные показатели с некоторыми весами. Таким интегрирующим критерием могло бы стать, например, понятие экономического потенциала предприятия, которое можно использовать для классификации предприятий на мелкие, средние и крупные.

Однако ввиду того, что понятие экономического потенциала применяется главным образом в теоретических исследованиях и для расчета этого показателя не существует общепринятой методики, позволяющей обеспечить его измерение, далее в работе используется общепринятое определение, опирающееся на численность работающих (с учетом, по возможности, его ограниченности и условности).

Качественные варианты определений предусматривают использование качественных критериев. В чистом виде этот подход применяется редко и в основном для теоретических исследований. Так как качественные характеристики невозможно измерить в общепринятых шкалах, то на практике либо используют методы условного перехода от качественных показателей к количественным оценкам, либо применяют качественные показатели как дополнение к количественным, т.е. фактически осуществляют комбинированный подход.

В качестве примера приведем известное определение Ван Хорна. При анализе особенностей стратегического планирования малых фирм он выделяет пять присущих им признаков: особенность распределения собственности и управления, состоящая в том, что главные управленческие должности и большинство акций удерживаются основателями предприятия и/или их родственниками; относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау); сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, человеческие ресурсы и т.д.); менее развитые системы управления, более простые административные процедуры и технологии оценки и контроля экономического положения рассматриваемого объекта; несистематичность менеджмента, неформальность отношения к тренинговым и обучающим программам (цитир. по вышеуказанной работе Р. Бруксбэнка).

На базе этих качественных критериев, а также своего опыта консультирования в Нидерландах Ван Хорн далее в своем анализе предлагает считать средними предприятия с численностью занятых от 50 до 500 человек и оборотом в 1-33 млн ф. ст.

Широкое распространение в работах западных специалистов получили также «теории этапов роста фирмы» (или «теории роста компании»), появившиеся в результате исследований в области «поведения организаций» («organisational behavior»), и также давшие толчок к развитию качественных определений размера фирмы на основе выделения характерных этапов ее развития.

И хотя ни один из вариантов теории роста фирмы не связан напрямую с определением размера предприятия, ряд исследователей использует эту концепцию для развития качественных вариантов определения размера фирмы. Один из вариантов этой теории фокусируется на стратегии развития продукта как индикаторе этапа развития предприятия. При этом большинство авторов рассматривают компании как предприятия, развивающиеся от малой фирмы, ориентированной на развитие одного продукта, до крупной фирмы - компании-конгломерата с ориентацией на диверсификацию своей деятельности по развитию большого числа продуктов (технологий, услуг, ноу-хау), в том числе новых, для расширения рынков сбыта.

В варианте качественного определения Wynarczik (цитир. по вышеуказанной работе Р. Бруксбэнка) малая фирма рассматривается не в качестве уменьшенного варианта большой компании, а как организация, деятельность которой качественно отличается от крупных предприятий следующими специфичными особенностями: высокая степень неопределенности; потенциально более высокая способность к внедрению инноваций; постоянное развитие и адаптируемость к изменениям.

Другим примером комбинированного подхода является методика, разработанная X. Вели на основе исследований процессов развития организаций (таблица 3). Он также идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера - от малых до крупных.

Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 году в отчете Болтонского Комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса. В докладе были приведены результаты сравнительного анализа развития малых фирм в разных странах, и это, по сути, была первая попытка осмысления проблемы МСП в международном контексте. Пытаясь преодолеть недостатки количественного подхода, Болтонский Комитет предложил «экономическое» и «статистическое» определения малой фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям: относительно небольшая доля рынка фирмы в рыночном пространстве ее сферы деятельности; управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры; фирма является независимой в том смысле, что не представляет собой часть крупного предприятия.

Таблица 3

Вариант качественного определения размера фирмы по X. Вели (1980)

Малый бизнес Малый-средний бизнес Средний-крупный бизнес Крупный бизнес
Цели Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями Корректируются рынком и спец. стратегией, интуитивно Корректируются рынком и стратегией, изобретательно Доминирование на рынке, систематически и стратегически
Менеджмент Личный, авторитарный, прямой Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов Командный,
большая команда
специалистов,
функциональная
оргструктура,
консультационная
структура
Продукт Нет планирования, нет маркетинговых исследований Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистематические маркетинговые исследования Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования
Персонал Личные отношения «босс-сотрудник» по принципу «большая семья», высокая степень мотивации и вовлеченности, слабое влияние профсоюзов, нет Совета трудового коллектива (СТК) Личные отношения «Наниматель-коллектив сотрудников», некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, нет СТК Отношения сотрудничества, организационная «среда», некоторая степень мотивации, усиление влияния профсоюзов, СТК Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности (только утоп-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы, СТК
Финансы Семья, банк Семья, банк Семья, банк, акции Банк, акции

Статистическое определение Болтонского Комитета (табл. 4) предполагалось использовать с целью выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную деятельность, развитие инноваций и т.д., анализа изменений соответствующих показателей во времени, а также обеспечения возможности проведения сопоставлений на международном уровне. Таблица 4 иллюстрирует также вариации одних и тех же «критериев малости» для различных сфер деятельности.

Таблица 4

Статистическое определение малой фирмы Болтонского Комитета

Отрасль Определение
Промышленность Число занятых не более 200
Строительство Шахты и добыча угля Число занятых не более 25
Розничная торговля Услуги Оборот не более 50 ООО фт.ст.
Продажа двигателей, автомобилей Оборот не более 100 000 фт. ст.
Оптовая торговля Оборот не более 200 000 фт. ст.
Транспортные перевозки В собственности фирмы не более 5 транспортных средств
Общественное питание/ ресторанное дело Все самостоятельные предприятия, исключая чьи-либо отделения и предприятия, управляемые пивоваренными заводами


← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Изменение существующей структуры государственного долга российских регионов
Институциональная структура сельского хозяйства
Обеспечение финансовой устойчивости страхового портфеля
Лизинг как эффективная форма преодоления инвестиционного кризиса
Воздействие внешней среды на экономическое развитие предприятий
Вернуться к списку публикаций