2009-07-09 15:42:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Критерии и показатели развития малого бизнеса



Критерии и показатели развития малого бизнеса


В настоящее время в экономической литературе не существует единого строгого и устоявшегося определения малого предприятия. В разное время многими авторами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера предприятия (организации), как, например, «масштабность операций» ('4he scale of operations» - Aldrich, 1972), или «масштаб организации и ее ответственности/задач» («the scope of an organisation and its responsibilities» - Blau, 1972). Наиболее часто в исследовательских целях использовали критерии «число занятых», «стоимость активов» или «годовой оборот/объем продаж» и др. Вследствие такого разнообразия подходов к пониманию МП, участвующие в обсуждении имеющихся соответствующих проблем далеко не всегда имеют в виду одно и то же, употребляя понятия «малого» и «среднего» бизнеса.

По нашему мнению, такое определение всегда должно быть увязано с конкретной задачей исследования, масштабами страны, сферой производства и т.д., иначе говоря, раскрываться по контексту.

Существуют три основных подхода к определению этого понятия: количественный; качественный; комбинированный.

При количественном подходе используются числовые показатели, обычно применяющиеся в статистической отчетности и экономическом анализе. Чаще всего используют такие легкодоступные для анализа количественные критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов.

Известны дифиниции, использующие только один количественный критерий. Примером такого подхода является вышеприведенное определение МП по критерию численности работающих, которое использовалось также в ЕС в начале 90-х годов и иллюстрирует также роль малых и средних предприятий (МСП) для достижения социальной стабильности в экономически развитых странах (рис.1).

Рис. 1. Распределение занятости в зависимости от размера предприятия в странах ЕС

Штриховка столбцов снизу - вверх: 0-9, 10-99, 100-499, 500 и более занятых на одном предприятии, в соответствии с определением ЕС 1993 года микро-, малого, среднего и крупного предприятия.

Использованные аббревиатуры:

В Бельгия GR Греция NL Нидерланды
DK Дания 1RL Ирландия Р Португалия
F Франция I Италия Е Испания
D Германия L Люксембург UK Великобритания

Конечно же, определение МП, опирающееся лишь на один количественный показатель - численность работающих - является односторонним. Этот показатель не полностью отражает существо дела. Так, технически высоко оснащенное предприятие с малой численностью работающих (например, конвейерное производство, заводы-автоматы) может в соответствии с этим определением попасть в разряд МП, хотя по показателю объемов производства оно соответствует категории крупного предприятия. Представляется вполне оправданной постановка вопроса о том, чтобы критерий численности работников учитывался в сочетании с другими показателями, например, стоимостью оборудования или размером капитала и т.п., что соответствует принятым международным стандартам (например, приведенное в таблице 1 определение МСП по методологии ЕС основывается на трех критериях: численности занятых, годовом обороте и балансе).

Таблица 1

Определение малого и среднего предприятий по методологии ЕС (январь 1995 г.)

Предприятие Численность занятых, чел. Годовой оборот, млн. экю Баланс, млн. экю
Малое менее 50 менее 4 менее 2
Среднее 50-250 менее 16 менее 8

Однако, хотя вышеперечисленные критерии и являются наиболее распространенными, разброс мнений о количественных параметрах измерения этих критериев чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не говоря уже о разных странах. Это вполне объяснимо как широким спектром задач, для которых используются формальные определения, так и различным уровнем развития экономики в разных странах и регионах.

В дополнение к этим объективным факторам накладываются и субъективные представления тех или иных исследователей или политиков о том, что есть малый и/или средний бизнес (табл. 2).

Таблица 2.

Варианты количественных определений МСП

Тип исследования Баланс, стоим, активов млн. фт. ст. Объем продаж, млн. фт. ст. Число занятых, человек
Определение размера фирмы для целей бухучета 1,4-5,75 1,4-5,75 50-250
Планирование в среднем бизнесе - 10-33,3 -
Стратегия в среднем бизнесе - - 10-500
Корпоративное планирование в сред. бизнесе Великобритания 9-160 1800-4999
Экспортные маркетинговые стратегии в среднем бизнесе Великобритании - - 100-500
Факторы успешного роста компаний в США - 16-666 -
Факторы успешного роста компаний электронной промышленности Великобритании - 10-120 -
Инновации в промышленности Греции - - 50-250
Маркетинговые исследования в среднем бизнесе - - 100-500
Стратегии развития технологий в среднем бизнесе - 13-66 -

Таблица 2 иллюстрирует также отсутствие общего консенсуса исследователей по вопросу определения размера предприятия даже в пределах одной страны, т.к. большая часть приведенных вариантов относится к Великобритании, одной из первых западноевропейских стран, обративших серьезное внимание на феномен МСП, проявившийся особо заметно в последней четверти XX столетия.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Анализ инвестиционных решений
Влияние процессов региональной интеграции на прямое иностранное и взаимное инвестирование
Вступление России в ВТО - некоторые проблемы
Развитие малого бизнеса в системе мировой экономики
Становление финансовой науки как науки о финансах государства
Вернуться к списку публикаций