2009-07-09 15:41:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Экономические и исторические особенности малого бизнеса в России



Экономические и исторические особенности малого бизнеса в России


В качестве критериев периодизации могут быть взяты и другие существенные признаки, отражающие качественные изменения в становлении и развитии российского малого бизнеса. Например, изменение его технологической базы, характер взаимоотношений с крупным и средним бизнесом, расширение функций в рыночной экономике и др. Однако, среди довольно многочисленных публикаций по вопросу периодизации становления и развития малого бизнеса фактически отсутствует обоснование предлагаемой периодизации введением каких-либо критериев. Вместе с тем, критерий - это мерило оценки изменения того или иного признака, который положен в основание данного процесса. Так, рассматриваемый по критерию изменения своей технологической базы российский малый бизнес в целом (за исключением малого инновационного бизнеса), на наш взгляд, находится на первом этапе, соответствующем домашинному периоду развития предпринимательства в западных странах. Его переход на второй этап зависит, с одной стороны, от развития процессов комплексной механизации и автоматизации в рамках крупного производства и технологического выделения небольших специализированных и высокотехнологичных производств, тесно взаимосвязанных с материнской компанией; с другой стороны, развитие малого предпринимательства в инновационной сфере способно ускорить переход российского малого бизнеса в целом ко второму этапу за счет внутриотраслевого и межотраслевого трансферта технологий (особенно технологий отраслей бывшего ВПК на основе известного в западных странах эффекта spin-off). Это позволяет малому бизнесу использовать конверсионные технологии для ускорения собственного технологического развития. Однако, в нашей стране данный процесс фактически ещё находится на начальном этапе. Вместе с тем, за период реформ значительно расширились возможности российского малого бизнеса в использовании современных информационных технологий, в том числе возможностей вхождения в Интернет и установления прямых информационных контактов с зарубежными партнерами в странах ближнего и дальнего зарубежья.

В условиях современного производства появление возможности установить персональный домашний компьютер дает дополнительные преимущества для развития малого предпринимательства: экономию производственных площадей, гибкий рабочий график. По оценке американских специалистов, в ближайшей перспективе в США и других странах с развитой рыночной экономикой, 25% экономически активного населения будет иметь рабочие места у себя дома, используя персональные компьютеры и Интернет.

Данный процесс, хотя и медленно, но происходит в России. Используя возможности компьютеризации экономики за годы реформ многие предприниматели и специалисты (программисты, бухгалтеры и др.) приобрели персональные компьютеры, что значительно облегчило их труд и помогло сформировать собственную информационную базу. Сегодня многие предприниматели в малом бизнесе эффективно работают с оргтехникой (факсом, ксероксом и т.д.), если в предыдущие годы они смогли ее приобрести или взять в аренду.

Однако, в целом для российского малого бизнеса проблема технологического обновления остается весьма острой и актуальной. И в практическом плане пока нет серьезных комплексных, системных решений на Федеральном уровне. Это относится, прежде всего, к обновлению техники и технологий для изготовления высококачественных и конкурентоспособных продуктов и услуг в разных отраслях народного хозяйства на основе использования потенциала малого инновационного предпринимательства. В этой связи заслуживает внимания разработанная Министерством промышленности, науки и технологий РФ программа формирования национальной инновационной системы и активного включения в нее структуры малого бизнеса.

Если взять в качестве критерия периодизации развития малого бизнеса - расширение его функций в рыночной экономике, то, очевидно, что здесь просматриваются два основных этапа:

I этап - выполнение отдельных функций малого бизнеса в рыночной экономике (например, обеспечение самозанятости экономически активного населения в периоды кризисов и депрессий);

II этап - выполнение малым бизнесом целого комплекса взаимосвязанных между собой социальных и экономических функций, обуславливающих одно из его ведущих мест в системе экономических отношений рыночной экономики.

В странах с рыночной экономикой малый бизнес выполняет определенные функции при решении социальных и экономических проблем общества: экономический рост; создание антимонопольной структуры экономики; самозанятость населения и повышение уровня его доходов и др. Различия между странами с развитой рыночной экономикой по отношению к малому бизнесу и расширению его функций определяются, прежде всего, социально-экономической ролью самого государства. Там, где роль государства носит приоритетный характер по отношению к регулированию отношений в сфере бизнеса (особенно в скандинавских странах и Японии) все функции малого бизнеса носят дополняющий характер. Государство само регулирует и направляет развитие общей социально-экономической ситуации в стране. Напротив, там, где государство «освобождает» себя от решения целого ряда проблем и перекидывает их на плечи бизнеса, там объективно возрастает значение его социальных и экономических функций (в США, Франции, Италии и ряде других стран Западной и Восточной Европы).

Что касается современной России, то согласно основным положениям проводимых реформаторами либеральных реформ по ослаблению роли государственного вмешательства в решение социально-экономических проблем общества (либерализация цен, приватизация государственной собственности и т.д.) объективно следовало бы ожидать резкого расширения экономических и социальных функций бизнеса (прежде всего малого) в решении данных проблем. Однако, этого не произошло, поскольку российское государство резко «сбросило» традиционные для себя социальные и экономические функции, но не смогло их грамотно и своевременно передать, в том числе бизнесу на основе создания нормативно-правового поля, позволяющего эффективно функционировать и развиваться последнему. Поэтому российский малый бизнес, несмотря на объективную необходимость значительного расширения его социальных и экономических функций при существующей в стране социально-экономической ситуации, находится по данному критерию, на наш взгляд, на первом этапе. Его развитие тормозится не только объективными причинами, но и, как показывает наш анализ, узковедомственными корпоративными интересами политической и административно-ведомственной бюрократической элиты и слившейся с ней верхушкой крупного финансового капитала.

Развитие взаимоотношений между малым и крупным бизнесом на экономическом и политическом пространстве современной России носит пока еще крайне противоречивый характер. С одной стороны, идет непрерывная борьба за обладание ресурсами на всех уровнях хозяйствования, опирающаяся на «либеральный» передел бывшей общенародной и государственной собственности; с другой - все больше растет понимание объективной необходимости взаимодополнения и взаимодействия в национальной экономике различных форм хозяйствования. Дальнейшая судьба малого бизнеса в российской экономике во многом зависит от того, какая из этих двух тенденций окажется преобладающей.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Методологические проблемы социально-экономических наук
Глобализационные процессы - модели и перспективы развития
О значении аккредитива в инвестиционном процессе
О теоретических основах экономической науки
О некоторых социально-экономических последствиях недофинансирования сельского хозяйства
Вернуться к списку публикаций