2009-07-09 15:41:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Экономические и исторические особенности малого бизнеса в России



Экономические и исторические особенности малого бизнеса в России


Поэтому возникший на такой основе, крупный российский капитал с самого начала в массе своей стал носить ярко выраженную паразитическую ориентацию. Это выразилось: формировании крупных финансово-промышленных групп с целью все большего захвата объектов государственной собственности, особенно сырьевых ресурсов и ресурсов Федерального бюджета; в ускоренном росте финансовых пирамид типа «МММ», «Властелина» и т.д.; в необоснованно раздутых, с точки зрения интересов российской экономики, товарно-сырьевых и фондовых биржах; в усилении утечки всех видов ценнейших ресурсов за рубеж; в усилении разрыва между фиктивным и реально функционирующим капиталом; в необоснованно резком и быстром социальном расслоении российских граждан по уровню доходов.

Так, если в 1993 г. соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в России по данным Госкомстата РФ составляло 11,2 раза; то в 1996 г. оно составило уже 28 раз. В настоящее время оно еще больше усилилось, но официальная статистика перестала адекватно отражать данный процесс. Поэтому в 90-е годы в экономике России не укрепились, а, напротив, ослабли позиции малого бизнеса и соответственно среднего класса. Этому способствовали следующие факторы. Во-первых, увеличилось число входных барьеров на рынок, в том числе со стороны крупных структур. Во-вторых, обострилась конкурентная борьба за бюджетные ресурсы, в которой все меньше и меньше учитывались интересы малого бизнеса.

В-третьих, несмотря на быстрое развитие инфраструктуры малого предпринимательства и создание фондов поддержки на федеральном уровне и в регионах, российские реалии были таковы, что даже в собственной сфере малого бизнеса он оказался зажатым в тиски крупного финансового капитала и новой номенклатурной бюрократии. Финансово-промышленные группы, открывая через свои банки зарубежные кредитные линии для поддержки малого бизнеса довольно часто использовали эти ресурсы для своего собственного развития, так же как и другие государственные институты, призванные оказывать поддержку малому бизнесу.

В-четвертых, в этот период в сферу малого бизнеса пришли в основном люди, вынужденные заниматься предпринимательством из-за потери работы и других источников дохода. Среди них преобладают лица с высшим техническим образованием (более 60%), вынужденные сменить свою профессиональную сферу деятельности из-за сокращения бюджетного финансирования ВПК, научной и научно-технической сферы; из-за ослабления в целом позиций государственного сектора в экономике страны.

В-пятых, реальная поддержка малого предпринимательства носила преимущественно локальный характер на уровне конкретных регионов и отражала социальные и политические симпатии губернаторов и мэров. Что касается федерального уровня, то здесь, начиная с 1996 г., был взят жесткий стратегический курс на поддержку крупного капитала и сложившихся крупнейших финансово-промышленных групп, претендующих не только на экономическое, но и политическое руководство страной (Газпрома, РАО ЕЭС, Лукойла, Юкоса и др.).

Лоббирование интересов малого бизнеса во властных структурах не только в Совете Федерации, но и в Государственной Думе практически сведено на нет. Если раньше в период 1994-1996 гг. в Совете Федерации и Государственной Думе регулярно проводились парламентские слушания, «круглые столы» с участием ученых экспертов, аналитиков, представителей союзов и ассоциаций предпринимателей, то к концу 90-х гг. ситуация изменилась. Был упразднен Государственный комитет РФ по поддержке малого предпринимательства и фактически перестали выделяться средства из Федерального бюджета на развитие российского малого бизнеса. Хотя формально в России и продолжала функционировать достаточно разветвленная инфраструктура по поддержке малого бизнеса, включающая в себя многочисленные фонды, агентства и другие структуры, на практике простому предпринимателю стало все труднее и труднее получить хоть какие-то средства от государства.

Во-первых, произошла переориентация курса рыночных реформ на федеральном уровне государственного управления на поддержку крупного капитала в форме ФПГ.

Во-вторых, усилилась конкуренция на рынке финансовых ресурсов между представителями малого, среднего и крупного бизнеса.

В-третьих, созданная в стране инфраструктура по поддержке малого бизнеса постепенно «встроилась» в общую систему бюрократического управления и на всех уровнях хозяйствования фактически стала работать сама на себя, т.е. на удовлетворение интересов бюрократии в сфере малого бизнеса.

Дело даже не в том, что в федеральном бюджете практически уже не выделяются средства на развитие российского малого бизнеса и упразднен Государственный комитет по его поддержке. Все это, на наш взгляд, звенья одной цепи - принципиального открытого изменения курса рыночных реформ - ухода от создания основы основ любой рыночной экономики - свободного предпринимательства, конкурентного рынка и многочисленного среднего класса среди российского населения. По нашей оценке, период с 1992 г. по август 1998 г., - это период борьбы между созданным в результате приватизации государственной собственности и либерализации цен крупным номенклатурно-ведомственным и теневым капиталом и другими предпринимательскими структурами, возникшими в результате собственных трудовых усилий наиболее предприимчивых российских граждан за сферы влияния в российской экономике. Эта борьба завершилась в августе 1998г.: в результате финансового кризиса еще более укрепились позиции небольшой группы финансовых магнатов, увеличивших свои состояния за счет масштабных операций с ценными бумагами на рынке ГКО, ослабления своих конкурентов в банковской сфере и раскручивания инфляционной спирали на потребительском рынке. Финансовый кризис ускорил процессы централизации и концентрации крупного финансового капитала, и без того оторванного от развития реальной экономики. После августа 1998 г. для малого бизнеса начался третий этап - этап выживания без реальной поддержки со стороны государства. В результате происходящих процессов резко усложнилась деятельность предпринимателей, связавших свою судьбу со сферой малого бизнеса. Многие из них не выдержали налогового гнета и рэкета со стороны структур, призванных оказывать поддержку, либо перешли в теневую экономику, и либо вовсе ушли из собственного бизнеса и устроились на работу в более крупные предпринимательские структуры. А для начинающих предпринимателей, желающих официально открыть свое собственное дело, возникли практически непреодолимые финансовые и организационные барьеры, которых не было на первом этапе развития современного российского предпринимательства.

В основу предложенной нами периодизации развития российского малого бизнеса в постсоветский период положен критерий его стратегической поддержки со стороны государства.

Первый период - с 1988 г. по 1991 г. - ориентация государства на развитие малого предпринимательства как основы рыночной экономики.

Второй период - с 1992 г. по август 1998 г. - переориентация государства на поддержку крупного капитала и крупных предпринимательских структур. Борьба между представителями малого и крупного бизнеса во властных структурах на Федеральном уровне и уровне субъектов Федерации.

Третий период - с августа 1998 г. по настоящее время - период выживания российского малого бизнеса при ослаблении его государственной поддержки на федеральном уровне. Локальная поддержка малого бизнеса на уровне отдельных субъектов федерации (в Москве, Санкт-Петербурге, Н. Новгороде и др. крупных городах), на наш взгляд, пока еще не оказывает серьезного влияния на изменение общей экономической и социальной ситуации в стране.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Анализ инвестиционных решений
Вступление России в ВТО - некоторые проблемы
Глобализационные процессы - модели и перспективы развития
Проблемы совершенствования воздействия паевых инвестиционных фондов на развитие инвестиционного процесса в Российской Федерации
Некоторые вопросы анализа сущности финансовых категорий
Вернуться к списку публикаций