2009-07-09 15:41:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Экономические и исторические особенности малого бизнеса в России



Экономические и исторические особенности малого бизнеса в России


Окончательный переход к товарно-денежным отношениям произошел с осени 1921 г. - наступал период новой экономической политики. В это время приостановилась национализация мелких предприятий. Кооперативам, товариществам и другим объединениям было предоставлено право арендовать государственные предприятия. Аренда промышленных предприятий рассматривалась государственными органами как промежуточная ступень от частнокапиталистической к социалистической форме ведения хозяйства.

Частное предпринимательство регулировалось рядом законодательных мер, определяющих условия открытия частных предприятий. С мая 1923 года была установлена обязательная регистрация всех действующих и вновь возникающих частных предприятии. Масштабы частного предпринимательства были довольно значительны. Так, в 1922-23 годах более 500 частных торговых предприятий обеспечивали около 75% всего товарооборота, в 1924 году-53%. В валовой продукции промышленности частный сектор занимал около 3%, а в сельском хозяйстве - 98,5%.

Однако со второй половины 20-х годов ужесточаются меры, ограничивающие деятельность частных предпринимателей и потребительской кооперации. В первую очередь, эти меры затронули область налогообложения. Патентный сбор с предприятия за определенный период засчитывался в размере 50% в уплату уравнительного сбора.

Вводилось централизованное обложение уравнительным сбором государственных трестов, торгов, синдикатов, акционерных обществ, банков, обществ взаимного кредита и союзов кооператоров. Было введено обложение подоходным налогом по совокупному доходу (кроме доходов рабочих и служащих).

Вводилась четкая дифференциация плательщиков по категориям: «а» - работа или служба по найму, «б» - личный труд не по найму, «в» - участие в торговых и промышленных предприятиях в качестве владельцев и совладельцев. Например, с дохода 1 000 руб. категория «а» платила 0,7%, «б» - 2,5%, категория «в» - 3%.

Начал взиматься временный государственный налог на сверхприбыль с владельцев предприятий от 3-его разряда и выше. Налог взимался с суммы, составляющей разницу между всей суммой дохода, определенной для обложения государственным подоходным налогом, и суммой так называемого нормального дохода.

Таким образом, предпринятые государством фискальные меры существенно повлияли на объемы и масштабы как частного сектора, так и в целом малого предпринимательства. К началу 1930 года доля частного сектора, например, в торговом обороте СССР не превышала 6%. Если в 1928 году доля частного сектора в валовой продукции промышленности составляла 17,6%, то к 1934 году она снизилась до 0,2%.

Налоговая политика по отношению к кустарно-ремесленным промыслам также была ужесточена. В 1928 году для кустарей и ремесленников подоходный налог стал зависеть от размеров использования наемного труда. Количество учеников не могло превышать 2-х человек на 1 ремесленника.

С конца 20-х годов и на протяжении 30-х усилия государства были направлены в основном на кооперацию мелкого производства. В мае 1928 года принимаются меры по поощрению развития кустарно-ремесленной промышленности, а также по усилению работы по кооперированию кустарей и ремесленников. В 1931 г. 60% кустарей и ремесленников были охвачены всеми формами кооперации, причем их продукция составляла 75% всего производства системы промысловой кооперации.

Кроме того, во второй половине 30-х годов были приняты меры по дополнительному запрету выдачи кустарям и ремесленникам лицензионных удостоверений на ранее разрешаемые виды промыслов, вводятся также новые виды сборов.

Таким образом, политика государства в отношении кустарного и ремесленного производства была нацелена на постепенное изживание его из структуры народного хозяйства страны, что нашло свое отражение в Конституции СССР 1936 года, когда кустарное и ремесленное производство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию.

Такое отношение к мелкому производству было характерно и в 60-е и в 70-е годы. Численность кустарей в 60-е годы составляла 110 тыс.человек, а к началу 1973 года - только 10 тысяч, т.е. уменьшилась в 10 раз.

В целом сокращение численности мелких предпринимателей отразилось на удовлетворении платежеспособного спроса населения на многие виды товаров и услуг. Для преодоления этой негативной тенденции в 1976 году было принято Положение о кустарно-ремесленных промыслах, которое создало предпосылки для некоторой активизации индивидуальной трудовой деятельности и малого предпринимательства на законных основаниях.

Политика по отношению к мелкому производству постепенно меняется с принятием Конституции 1977 года, когда в статье 17 было подтверждено право граждан на осуществление индивидуальной трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания населения. К моменту принятия закона СССР об индивидуальной трудовой деятельности в 1986 году в стране было зарегистрировано 65 тыс. граждан, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, и 3,5 тыс. лиц, занимающихся частной практикой, около 150 тыс. человек, сдающих внаем принадлежащие им помещения. В 1985 году около 30 тыс. человек облагались налогом по доходам от индивидуальной трудовой деятельности. Однако широкое распространение малого предпринимательства начинается фактически с принятия закона СССР об индивидуальной трудовой деятельности, принятого 19 ноября 1986 г.

Принятый в 1988 г. Закон «О кооперации» создал правовое поле для становления и развития малого бизнеса на основе долевого трудового участия и вкладов членов кооперативов. В дальнейшем правовое поле малого бизнеса в российской экономике было расширено принятием в 1990 г. известного Постановления СМ СССР «О государственной поддержке малых предприятий в РСФСР», в котором была определена размерность малых предприятий и даны гарантии их поддержки со стороны государства.

Благоприятные условия для развития малого предпринимательства в конце 80-х были связаны с бурным развитием кооперативных и арендных отношений, значительными накоплениями денежных средств у населения, связанными с отложенным спросом из-за дефицитности внутреннего рынка и др.

В период с 1988 по 1991 гг. создавались наиболее благоприятные условия, с точки зрения развития инициативы и предприимчивости, для лиц, пришедших в малый бизнес по призванию. Те предприниматели, которые смогли в тот период решить проблему первоначального накопления капитала, процветают и сегодня. Этот период характеризовался отсутствием многочисленных входных барьеров на рынок и наличием реальных льгот для развития малого бизнеса, особенно в первые годы его становления и развития. Дефицитный российский рынок и не обесцененные сбережения российских граждан в то время являлись мощным стимулом для развития отечественного предпринимательства практически во всех сферах деятельности - в строительно-ремонтных работах, производстве товаров народного потребления, в сфере услуг, производстве комплектующих для автомобилей, кооперативной торговле и т.д. Дефицитный рынок позволял малому бизнесу успешно конкурировать с неповоротливыми и инертными структурами государственного сектора, постепенно завоевывая российского потребителя.

Однако дальнейшее развитие ситуации в истории российской экономики, как это не звучит парадоксально, складывалось далеко не в пользу малого бизнеса. Конец 1991 г. - начало 1992 г. знаменует начало второго и наиболее сложного периода в развитии российского малого бизнеса. Проведенная в стране либерализация цен и приватизация государственной собственности, несмотря на декларируемые ценности рыночной экономики - формирование среднего класса, свободный дух предпринимательства, демократизация общества и т.д. реально подорвали экономические условия развития малого бизнеса и соответственно для зарождения среднего класса в нашей стране на многие годы вперед.

Во-первых, либерализация цен, проведенная в экономике, с жестко монополизированной структурой отнюдь не привела, как и следовало ожидать, к развитию конкурентного рынка, а лишь увеличила доходы отечественных монополистов.

Во-вторых, проведенная в стране приватизация государственной собственности отнюдь не укрепила частную собственность российских граждан, решивших стать предпринимателями, а явилась открытой формой перераспределения общенародной собственности в пользу небольшой группы лиц, находящейся у власти. На этом этапе в ходе проводимых в стране реформ правительство взяло жесткий курс на формирование и поддержку крупного капитала финансово-монополистических групп, которые с самого начала возникли на основе перераспределительных процессов и в результате манипуляций с государственной собственностью, а не эволюционно из малого и среднего бизнеса, как в странах со здоровой рыночной экономикой.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Аналитическое обоснование выбора договорных условий при решении проблем финансирования капитального строительства
Малый бизнес - содержание, особенности развития и совершенствования в России
Нормативный метод формирования расходной части бюджета
Глобализация экономики США
Институциональные факторы бюджетного кризиса
Вернуться к списку публикаций