2009-07-09 15:41:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Экономические и исторические особенности малого бизнеса в России



Экономические и исторические особенности малого бизнеса в России


Малое предпринимательство не новое явление в истории России. Оно занимало определенное место в дореволюционной и дореформенной России.

В современных условиях полезным может оказаться обращение к отечественному опыту развития малого предпринимательства, так как он учитывает национальные черты и традиции нашей страны.

Для России на протяжении всей истории характерно активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны. Еще в XVII в. русские цари предпринимали меры по развитию промышленности и торговли. Предметом особой заботы они стали во время царствования Петра I. Промышленность была защищена покровительственными тарифами. Фабрики открывались государством и частными лицами, как единолично, так и компаниями, пускавшими в оборот торговый капитал. Иногда фабриканты получали от правительства ссуды на первоначальное обзаведение в 15-30 тыс. рублей, которые, однако, были недостаточны, чтобы можно было обойтись без собственных капиталов.

Основными источниками сведений о мелкой промышленности России в дореволюционный период, которыми мы располагаем, являются переписи промышленных заведений и обследования, проводимые статистическими отделами земских управлений царской России. Однако следует признать, что основной недостаток состоит в том, что эти обследования и переписи производились бессистемно, по разным программам, не охватывали всей территории страны, что, конечно же, значительно сужает базу данных о распространении малого предпринимательства и его формах.

Что касается статистических данных после переписи 1929 г., то они практически отсутствуют. Таким образом, отсутствие хорошо поставленной статистики, усеченность имеющихся сведений создают значительные трудности при проведении экономического анализа и сопоставлении показателей, поэтому в нашем исследовании мы ограничимся имеющимися в нашем распоряжении статистическими данными.

Под малым предпринимательством в дореволюционной России мы понимаем кустарное и ремесленное производство, которые были самой распространенной формой организации трудовой деятельности в России.

Например, до первой мировой воины в 40 губерниях европейской части России насчитывалось 2 044 801 мелких сельских промыслов. Данные о численности мелких промыслов свидетельствуют о повсеместном их распространении, однако наибольшее их количество было сосредоточено во Вятской губернии (774,1) на 1 000 сельского населения, Московской (766,3), Вологодской (712,8) и Владимирской (617) губерниях.

По данным обследования мелкой промышленности, в 1925 г. в России насчитывалось 1 421 329 заведений. Наибольшее количество мелких промышленных заведений отмечалось в Центрально-промышленном-365 376 единиц, на Украине-422 386 единиц, в Центрально-земледельческом - 162 408, Волжско-Камском - 158 500, Северо-Западном - 118 506, Нижне-Волжском - 115 349 единиц.

В 1926-1927 годах число лиц, занятых мелким промышленным производством, увеличилось по сравнению с 1920 годом на 2 400 тыс. человек.

По данным всесоюзной переписи населения 1929 года число малых предприятий в СССР составило 4,5 млн. единиц, в том числе в России - 3,2 млн. единиц. Число малых предприятий за период с 1925 до 1929 год в России увеличилось на 1,8 млн. единиц.

Мелкое производство - кустарное и ремесленное - в дореволюционной России и в годы первой пятилетки являлось основным производителем промышленных и производственных товаров не только для деревни, но и для большей части городского населения.

Мелкое производство охватывало практически все отрасли хозяйства и производило жизненно важные продукты и услуги.

Таким образом, в результате анализа состояния мелкой промышленности по данным обследований 1903, 1910, 1925 и 1929 годов мы делаем вывод о том, что мелкое предпринимательство в России было развито в тех отраслях, которые обеспечивают конечное потребление населения, независимо от географического месторасположения и времени исследований.

Одним из характерных признаков кустарных промыслов в России является широкое применение наемного труда. Так, по данным обследования ремесленных заведений 214 городов России, проведенном в 1910 году, 83,5% ремесленных заведений имели от 2 до 4 наемных работников, 14,4% имели от 5 до 15 наемных работников, 1,2% - от 16 до 25 работников и 0,9% ремесленных заведений имели 26 и более наемных рабочих.

В последующие годы происходило уменьшение количества предприятий, использующих наемную рабочую силу. Так, по результатам обследования мелкой промышленности, проведенного в 1925 году, около 3,9% малых предприятий РСФСР использовало рабочую силу. Причем из общего числа мелких промышленных предприятий, использовавших наемных работников,- 75,7% были частными, 18,5% - кооперативными, 5,8%-государственными. Наибольший удельный вес по всем видам промышленной деятельности имели частные предприятия. В 1925 году их удельный вес составлял 98,7% от общего числа промысловых хозяйств.

В 1929 году на государственных предприятиях было занято 59,82% наемной рабочей силы, на кооперативных - 23,46%, на некапиталистических промысловых хозяйствах работало 15,62% наемных рабочих, а в частнокапиталистических заведениях было сконцентрировано 1,1% наемной рабочей силы.

Для малого предпринимательства России характерно то, что оно в основном было сосредоточено в сельской местности. Кустарный промысел, главным образом, не являлся основным занятием, а велся в качестве подсобного к земледелию.

В дореволюционный период правительством России предпринимались активные шаги по поддержке кустарных и ремесленных производств и по их всемерному развитию. С начала земской реформы в губерниях были предприняты попытки создать условия, облегчающие труд кустарей.

Проведение земством в разные годы исследования показали, что к числу наиболее трудно решаемых проблем кустарных промыслов относились: снабжение сырьем, обеспечение кредитом, организация сбыта продукции, слабая техническая база кустарей. Потребности в мелком краткосрочном кредите в то время удовлетворялись через сеть губернских и земских касс. Часть своих капиталов они получали из Государственного банка. В то же время такая сеть кредитных учреждении не могла решить проблемы долгосрочного кредитования кустарного производства. Долгосрочный кредит кустарных артелей обеспечивался за счет средств частного фонда им С.Г. Морозова.

В качестве оборотных средств на развитие мелкого кредита использовались: правительственные ссуды из фонда государственных сберегательных касс с начислением не свыше 4%; местные продовольственные капиталы; облигационные займы; вклады в сберкассы с уплатой более высокого процента.

В 1910 году в Российской империи насчитывалось 240 организаций, обеспечивающих мелких предпринимателей кредитом. Наиболее распространенной формой таких организаций были ссудосберегательные товарищества. В среднем на 1 учреждение по кредитованию приходилось 744 ремесленных заведений.

Таким образом, меры по стимулированию мелкого производства до 1917 года носили комплексный характер и были направлены на всемерное поощрение малого предпринимательства. К сожалению, политика в отношении мелкого производства после революции 1917 г. характеризуется постепенным наступлением на него и практически вытеснением этой формы предпринимательства. Если в 1918 г. были национализированы крупные объекты производства и сферы обслуживания, находящиеся в частной собственности, то за период с октября до конца 1920 г. было национализировано 4,5 тысячи предприятий малого размера.

В то же время в 1919 году 8 съезд РКП(б) указывал на необходимость широкого использования мелкой промышленности: предусматривать государственные заказы кустарям, включать мелкую промышленность в общий план снабжения сырьем, топливом, кредитом - при условии объединения кустарей. В апреле 1919 года ВЦИК принял постановление «О мерах содействия кустарной промышленности», в котором указывалось, что для улучшения положения трудящихся и облегчения снабжения населения продуктами кустарной промышленности местные органы власти должны оказывать всяческое содействие кустарям и ремесленникам в деле организации их трудовых производственных артелей. В соответствии с этим постановлением запрещалась конфискация, муниципализация и национализация мелких, кустарных и ремесленных предприятий.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Улучшение качества работы региональных администраций и их структурных подразделений в процессе управления государственным долгом
Характеристика бегства капитала из России
Актуальные проблемы бизнес-планирования
Роль международных организаций в регулировании движения капитала
Информация как экономический ресурс
Вернуться к списку публикаций