2009-07-09 15:40:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Развитие малого бизнеса в системе мировой экономики



Развитие малого бизнеса в системе мировой экономики


Главные из этих параметров: объем и доля выпускаемой продукции в отрасли, характеризующие уровень концентрации и специализации производства; полная зависимость, несамостоятельность малого бизнеса от головной организации, находящейся, как правило, в конце технологической цепочки и осуществляющей тотальный финансовый контроль за деятельностью всех звеньев данного финансово-промышленного комплекса. Поэтому современный малый бизнес (например, японские заводы-автоматы с численностью обслуживающего персонала в несколько человек) лишь по численности занятых сопоставим со своим историческим предшественником. По остальным параметрам, и прежде всего по показателям эффективности, он сопоставим с крупным и средним бизнесом. Это высокоэффективный бизнес, занимающий вполне определенное устойчивое место (рыночную нишу) в системе общественного разделения труда не только в рамках отдельных стран, но и в мировом хозяйстве.

Все современные ТНК по своей сути представляют собой разветвленную сеть высоко специализированных и технологичных малых предприятий, связанных между собой единой системой корпоративного управления и внутрифирменного разделения труда. Все они, как правило, работают на головную компанию, выпускающую конечный готовый продукт либо в качестве ее дочерних предприятий, либо как ее филиалы за рубежом, используя местные ресурсы и местный рынок. Так работают известная южнокорейская корпорация «Самсунг», американские «ИБМ», «Дженерал Электрик», «Дженерал моторе», «Форд», «Макдональдс» и др.

Поэтому на данном этапе критерия «численность занятых» для отнесения предприятия к малому бизнесу становится явно недостаточно.

Обострение международной конкуренции, особенно в области новых технологий и качества всего воспроизводственного процесса, расширение номенклатуры производимой и реализуемой на мировом и национальных рынках продукции заставляет крупный капитал искать новые более эффективные формы взаимодействия с малым и средним бизнесом. Поэтому на третьем этапе, начиная с 20-х г.г. XX века начался процесс интеграции малого и среднего бизнеса в единый экономический комплекс крупных корпораций посредством широкого распространения системы контрактных и субподрядных отношений на всех стадиях воспроизводственного цикла. Сначала Япония, затем США и, наконец, Европа активно включились в данный процесс. В нашей стране практически все крупнейшие корпорации, ФПГ сформировали вокруг себя целую сеть партнерских и субподрядных отношений. Это относится в первую очередь к системе поставок и сбыта. Так, АО «АвтоГАЗ», АО «АвтоВАЗ», АО «АвтоЗИЛ», АО «Камаз» и другие автомобильные гиганты создали вокруг себя целую сеть дилерских фирм, через которую реализуют свою продукцию. Малые и средние предприятия поставляют им комплектующие детали и изделия, предоставляя головным организациям обеспечить процесс сборки. Аналогичная картина выстраивается в отраслях нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Малый бизнес, встроенный через систему контрактных и субподрядных отношений в систему международного общественного разделения труда, созданную в соответствии с интересами крупного капитала, способствует повышению эффективности последнего как в сфере трудоемкого производства (например, при сборке радиоаппаратуры, часовом производстве и др.), так и в сфере продвижения инноваций. Поэтому, несмотря на внешнюю относительную экономическую и юридическую самостоятельность, современный малый бизнес к концу XX века стал ещё более зависим от крупного бизнеса и связан с ним целой системой видимых и невидимых отношений: заказами, подрядами, франчайзингом, лизингом и др. Условия его воспроизводства в такой системе отношений фактически определяются потребностями крупного бизнеса.

Все это позволяет сделать вывод, что даже в развитой экономике малый бизнес развивается под контролем и в границах, очерченных ему крупным бизнесом. Об этом свидетельствует и рост входных барьеров для малого бизнеса, которые периодически возникают в той или иной отрасли по мере ее монополизации. Вместе с ростом концентрации производства и усилением конкуренции на рынке определенного вида товаров и услуг малый бизнес объективно перерастает свои размеры и перед ним встают новые проблемы - проблемы среднего и крупного бизнеса. Однако, новые проблемы встают не только перед бизнесом, но и перед обществом: монополизация рынков ослабляет конкурентную основу их функционирования и ведет к необоснованному росту цен. Требуется сознательное регулирование и ограничения в сфере бизнеса, стимулирования развития малых форм хозяйствования для сохранения предпринимательского духа и предприимчивости, конкуренции как основы здоровой рыночной экономики и для повышения эффективности воспроизводства всего общественного капитала. Эту роль поддержания питательной рыночной среды для постоянного воспроизводства малого бизнеса, как формы движения капитала, взяло на себя государство. Вместе с утверждением в основных развитых странах концепции государственного регулирования рыночной экономики государственная поддержка малого бизнеса стала важнейшим направлением и рычагом стимулирования предпринимательства в целом.

Иными словами, с середины XX века в эволюции малого бизнеса начался новый четвертый этап, связанный с его новой функциональной ролью в системе государственного регулирования экономики. В системе общественного разделения труда за ним прочно укрепились следующие функции: социальные функции по обеспечению самозанятости населения и повышению уровня его доходов, особенно в периоды кризисов и депрессий; экономические функции по воспроизводству отношений конкуренции и преодолению монополизации рынка, усилению инновационной активности бизнеса в целом и росту вклада малого бизнеса в создание ВВП; этические функции по формированию этики и культуры деловых отношений, возрождению и укреплению свободного духа предпринимательства.

Поэтому независимо от форм и моделей государственного регулирования (кейнсианской или либеральной) государство с развитой рыночной экономикой, начиная с середины 60-х гг. всегда в той или иной мере поддерживало малый бизнес. Различия, на наш взгляд, связаны с ориентацией на те или иные функции малого бизнеса в рыночной экономике - социальные, экономические, этические.

Либеральная модель более последовательна и комплексна в отношении защиты интересов предпринимателей и их функций в развитии национальной экономики. Но и в неокейнсианской модели, особенно реализованной в скандинавских странах, надежно защищены интересы предпринимателя в рамках его социального партнерства с государством, отстаивающего интересы всех граждан. В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой государство выполняет свои социальные функции совместно с бизнесом на основе взаимодействия и эффективного развития разных форм собственности. В этой системе рыночных отношений малый бизнес лишь одна из форм решения социальных проблем граждан, которая существует наряду с другими формами в рамках среднего и крупного бизнеса, государственных и общественных организаций. Достаточно большая часть социальных проблем граждан и в том числе самих предпринимателей в этих странах решается за счет средств государственного бюджета как на федеральном, так и на региональном уровне (в Германии это уровень земель). Это относится, прежде всего, к решению проблем получения образования и профессиональной подготовки для работы в бизнесе, медицинских проблем, связанных со здоровьем и социальным страхованием, а также оказанием реальной финансовой и организационной помощи при открытии собственного дела.

В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой (ряд стран Европы) и с ориентацией на сохранение национальных традиций (Япония) государство поддерживает все формы малого бизнеса - развитые и отсталые. В странах с сильным влиянием в экономике и политике крупных корпораций (прежде всего в США) приоритет отдается высокотехнологичному бизнесу как основе технологического превосходства национальной экономики. Поэтому особое значение отводится поощрению развития технопарков, научных и технологических парков, теплиц, венчурных фондов и фирм, специализирующихся на ускорении развития малого инновационного бизнеса.

Что касается других форм малого бизнеса, особенно в сфере услуг, то они развиваются в этих странах, как правило, на общих основаниях, не пользуясь приоритетной поддержкой со стороны государства. Их возникновению и развитию способствует наличие питательной конкурентной среды, которая поддерживается антимонопольным законодательством и контролем со стороны государства.

Своеобразие современного этапа развития рыночной экономики состоит в том, что в настоящее время малый бизнес, благодаря государственной поддержке, сосуществует в своих развитых (технологичных) и неразвитых (ремесленных) формах, постоянно воспроизводя питательную среду для конкурентного рынка и развития бизнеса в целом.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Куда идут административные штрафы
Государственный кредит как источник финансирования дефицита бюджета
Развитие малого бизнеса в системе мировой экономики
Научно-технический прогресс и экономическая эффективность научных исследований
Условия эффективного воздействия паевых инвестиционных фондов на инвестиционный процесс на разных этапах развития экономики
Вернуться к списку публикаций