2009-07-09 15:40:18
ГлавнаяЭкономика и финансы — Развитие малого бизнеса в системе мировой экономики



Развитие малого бизнеса в системе мировой экономики


Исторически малый бизнес возник еще в недрах феодального общества, в «домашинный» период развития капитализма, когда технологический базис производства был основан на ремесленных орудиях труда и общественное разделение труда носило продуктовый характер.

Начиная с торговли и посреднических операций (включая услуги ростовщиков и менял), он постепенно, вместе с развитием капитализма все глубже проникает в сферу производства.

Вместе с тем, от простого товарного производства, ориентированного на удовлетворение собственных потребностей производителя малый бизнес с самого начала отличался своей ориентацией на получение прибыли в различных ее формах - торговой прибыли, предпринимательского дохода и ссудного процента. Поскольку технологический базис производства в тот период мало отличался от ремесленного, то практически любую производственную и коммерческую деятельность, организованную с целью получения прибыли, по современным критериям можно было отнести к малому бизнесу. Причем, уже с самого начала в странах Европы стала прослеживаться историческая тенденция к страновой специализации бизнеса в системе общественного разделения труда: в Голландии это - торговля и посреднические услуги; во Франции и Италии - ростовщичество и банковская сфера; в Англии и Германии - промышленность.

Заслуживает внимания и социальный состав предпринимателей. Первоначально в сферу бизнеса пришли не выходцы из господствующего класса, а, напротив, либо деклассированные элементы, либо удачливые представители класса производящего - крестьяне, ремесленники. С самого начала они ориентировались не на потребление, а на развитие собственного дела и его расширение. Поэтому исторически малый бизнес, зародившись в недрах феодального общества, развивался вместе с развитием рынка и занимал все новые и новые рыночные ниши. Частично его развитию способствовал переход от барщины к продуктовому и денежному оброку в рамках феодальных хозяйств, а также усиление их товарной ориентации. Поэтому возникновение бизнеса хотя и связано с собственными трудовыми усилиями первых предпринимателей, но по своей сути с самого начала следует рассматривать как историческую форму движения капитала, описываемую его всеобщей формулой Д - Т – Д. В этой связи, на наш взгляд, следует более корректно подходить к определению численности лиц и предприятий, занятых в сфере малого бизнеса. Если четко придерживаться позиции, что малый бизнес - это историческая форма движения капитала, то сразу становится очевидной путаница и смешение разноплоскостных экономических категорий - малого бизнеса, простого товарного производства и домашних хозяйств. Такое смешение в теории имеет место и в статистике. За ним скрываются разные качественные процессы, происходящие в малых формах хозяйствования. Термин «малые формы хозяйствования», на наш взгляд, в теоретическом плане является более корректным и четким и не претендует на расширительную трактовку в сфере бизнеса.

Малый бизнес как историческая форма движения капитала в своем развитии прошел несколько этапов (этапы разделяются нами по критерию формирования системы отношений и развития его технической и технологической базы).

На первом этапе в конце XVIII в. - начале XIX в., возникнув на базе ремесленного производства, промыслов, торговых и посреднических операций, малый бизнес практически не отличался от среднего и крупного бизнеса своей технологической базой. Более того, он часто являлся историческим предшественником последних. На данном этапе малый бизнес, как правило, отличался от других малых форм хозяйствования не количественными, а качественными параметрами (главный из которых - применение наемного труда).

На втором этапе, начиная с конца XIX в. - начала XX в., в эволюции малого бизнеса наступает качественный перелом, связанный с развитием предметной, затем подетальней специализации на базе машинного производства. Объективный ход развития самого производства подготовил технологическую основу для выделения и последующего обособления малого бизнеса из крупного. Данный этап в эволюции малого бизнеса был обусловлен неравномерностью процесса механизации, особенно в развитии основного и вспомогательного производства. Переход к механизации основного производства, особенно на этапе комплексной механизации, потребовал усиления концентрации вспомогательного производства. Это в свою очередь вызвало необходимость выделения малых форм предприятий с завершенным циклом для выполнения данных функций (производство запчастей, оснастки, складских и транспортных работ и т.д.). Рост производительности труда и повышение эффективности всего общественного производства стали главными и решающими критериями, определившими исторический выбор в пользу малого бизнеса, выделившегося из крупного машинного производства.

Различия в технологическом базисе основного и вспомогательного производства и особенности организации заставляли крупный бизнес выделять в своих собственных рамках несколько десятков малых предприятий, специализирующихся на ремонтных работах, производстве оснастки и т.д., а в дальнейшем дробить и выделять в качестве самостоятельных специализированных производств ряд основных операций. Это, с одной стороны, упрощало решение задач по комплексной механизации и автоматизации основного производства, с другой, - делало крупный бизнес более поворотливым на рынке. Таким образом, необходимым и достаточным условием изменения роли малого бизнеса на втором этапе его развития являются: дальнейшее развитие общественного разделения труда в направлении выделения узко специализированных малых предприятий во всех отраслях национальных экономик; качественное изменение технологической базы бизнеса на основе комплексной механизации и автоматизации воспроизводственного процесса в сфере материального производства.

К настоящему времени вокруг всех крупнейших европейских, американских и японских фирм тянется шлейф малых. Многие из них в свое время отпочковались, но остались связанными с материнской компанией системой контрактных и субконтрактных отношений.

Вместе с тем, переход к однородной технологической базе и концентрация вспомогательного производства (например, ремонтных работ, техобслуживания и др.) на нескольких небольших фирмах выгодны и для малого бизнеса, т.к. позволяет, используя возможности подетальной и технологической специализации, перейти к новой технологической базе на основе комплексной механизации и автоматизации, значительно снизить издержки производства, повысить его конкурентоспособность и эффективность.

Особое значение это имело в производствах, связанных с изготовлением комплектующих изделий, инструмента, оснастки и т.д., в отраслях машиностроительного комплекса, в автомобильной промышленности, приборостроении и др. Поэтому современный малый бизнес, в отличие от своего исторического предшественника, является, как правило, высоко специализированным и технологичным. Он отпочковался от высококонцентрированного крупного бизнеса и развиваясь является его дополнением в системе общественного разделения труда.

В настоящее время имеет место сосуществование разных форм малого бизнеса: малый бизнес, основанный на старой традиционной технологии, связанной с ручным трудом (промыслы, ремесла); высокотехнологичный малый бизнес в производственной сфере, связанный с продвижением нововведений по стадиям инновационного цикла; малый бизнес в сфере услуг; малый бизнес, встроенный в качественно новую систему взаимоотношений с крупным бизнесом на основе подетальной и технологической специализации. Данная форма малого бизнеса возникла на третьем этапе его развития (с начала и особенно в середине XX века) вместе с развитием международного разделения труда и становлением транснациональных корпораций (ТНК). Теперь малый бизнес оказался встроен в систему отношений международных предприятий нового типа, в которой он уже с самого начала работает не на локальный, а на национальный и мировой рынок. Так работает подавляющее большинство американских, японских и западноевропейских малых предприятий нового типа. Даже в такой небольшой стране, как Финляндия, современные малые предприятия ориентированы на мировой, а не национальный рынок. Поэтому небольшая численность занятых - практически единственный параметр, который объединяет технологически отсталый и высокотехнологичный узко специализированный малый бизнес. Различия же носят принципиальный, качественный характер по важнейшим технико-экономическим и социально-экономическим параметрам деятельности малых предприятий: технологический уровень производства и труда; уровень специализации; конкурентоспособность и объем выпускаемой продукции; показатели технико-экономической и социально-экономической эффективности (прежде всего, показатели производительности труда, нормы и массы прибыли).



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Экономические предпосылки эффективной организации и стимулирование роста инвестиций паевыми инвестиционными фондами
Контроль за денежным обращением как одно из направлений государственного финансового контроля
Некоторые особенности финансовой системы России в сравнении с Западной Европой
Критерии и показатели развития малого бизнеса
О привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику
Вернуться к списку публикаций