2009-07-09 15:20:45
ГлавнаяЭкономика и финансы — Трансформация содержания категорий «предпринимательство» и «бизнес»



Трансформация содержания категорий «предпринимательство» и «бизнес»


В научной литературе предпринимаются многочисленные попытки осмысления малого бизнеса, как важнейшего явления социально-экономической жизни общества, и определения его сущности. Цыганов А. справедливо подчеркивает, что «малое предприятие - не жалкое подобие крупной фирмы, а самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками». Американские экономисты Д. Речмен, М. Мескон и ряд других определяют термин «малое предприятие» как «фирму, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своей отрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числу занятых и реализации объемов производства». Яковлев В.М. считает, что малый бизнес является побудительным началом экономической активности, что «это системообразующий элемент процесса становления рыночной экономики». Известный американский предприниматель и публицист Хоукен П., характеризует малый бизнес как «один из основных стабилизирующих элементов экономического развития, синоним гибкости в приспособлении к окружающей обстановке, преодолении кризисных ситуаций».

С нашей точки зрения, наиболее полное определение малого предпринимательства, раскрывающее его социально-экономическую сущность, предложено Алисовым А.Н. и Грищенко С.Е.: «Малое предпринимательство как социально-экономическая категория - это специфическая деятельность, преимущественно предпринимателя-собственника, по осуществлению наиболее эффективного использования социально-экономических условий и ресурсов на инновационной, рисковой основе и полной экономической ответственности с целью удовлетворения спроса на данный товар или услугу и получения прибыли».

Каждое из приведенных определений и характеристик несет в себе как общие черты, так и особенности этого важного социально-экономического явления. Однако следует признать, что пока нет четкого ограничения понятий «малый бизнес» и «малое предпринимательство».

Особенностью малого бизнеса является то, что здесь, как правило, соединены функции предпринимателя и собственника. Разграничение этих функций характерно, в основном, для среднего и крупного бизнеса. Многие ученые (П. Друкер, С.Ползиков, В.Яковлев и др.) справедливо полагают, что в сфере малого бизнеса предприниматель - это, прежде всего, собственник. Именно этим обусловлен высокий динамизм малого бизнеса и рост его социально-экономической эффективности.

В то же время современная зарубежная практика свидетельствует, что в малом бизнесе эти функции могут быть разделены, что возможны как совмещение, так и разделение этих функций, особенно в малых предприятиях с наибольшим количеством работников, или объемом реализации товаров и услуг. То есть, чем более приближено малое предприятие к среднему или крупному, тем вероятнее разделение этих функций. Основная же масса малых предприятий характеризуется совмещением функций и собственника, и менеджера. Это подтверждает выбор ими организационной формы, предполагающей обязательное участие собственника в деятельности предприятия. Так, в США основная доля (75%) в общем объеме всех правовых форм организации бизнеса падает на единоличное владение.

Малый бизнес, таким образом, характеризуется относительно небольшими размерами предприятия и масштабами хозяйственной деятельности, совмещением функций собственника и менеджера, полной экономической ответственностью, персонификацией и гибкостью управления и организации воспроизводства с целью получения максимального предпринимательского дохода с единицы затраченного капитала. Малое предпринимательство как высшая форма малого бизнеса, наряду с вышеперечисленными признаками предполагает обязательное базирование на особо рисковой инновационной основе.

В любой экономической системе малый бизнес находит свою сферу деятельности, насыщая рынок потребительскими товарами и услугами. Именно малый бизнес составляет основу рыночной экономики. Малый бизнес формирует социально - экономическую базу многочисленного слоя мелких и средних собственников, который в силу своей массовости играет значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Достигнув определенной массовости, малый бизнес позволяет существенно улучшить качественные показатели жизни населения.

Предприятия малого бизнеса, являясь порождением рынка и частной собственности, в свою очередь, сами становятся субъектами развития рынка. В условиях свободы предпринимательского выбора они способны изыскивать дополнительные резервы экономического развития. Представляется, что особое качество, отражающее содержание малого бизнеса, заключается в его внутренних потенциальных возможностях самодвижения, саморазвития, самосовершенствования, обеспечивающих выработку и реализацию наиболее эффективного механизма рыночного хозяйствования даже в условиях нестабильного рынка. Именно в силу внутренних преимуществ, основанных на потенциальных возможностях эффективной рыночной самореализации, малый бизнес становится наиболее активным, ведущим и, вследствие этого, системообразующим элементом процесса становления рыночной экономики.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Основные направления и факторы позитивного воздействия паевых инвестиционных фондов на инвестиционный процесс
Становление бюджетного процесса в Российской Империи
Научные основы финансового хозяйства государства
Малый бизнес - содержание, особенности развития и совершенствования в России
Актуальные проблемы лизинговых отношений
Вернуться к списку публикаций