2009-07-09 15:20:45
ГлавнаяЭкономика и финансы — Трансформация содержания категорий «предпринимательство» и «бизнес»



Трансформация содержания категорий «предпринимательство» и «бизнес»


Характеристика понятия «предпринимательство» как вид, деятельности была бы неполной, если бы она не учитывала факторы, обусловливающие проявление этого вида деятельности. Важнейшими из них являются экономическая свобода, самостоятельность предприятия. Экономическая свобода означает наличие определенных условий: обладание субъектом хозяйствования, совокупностью прав, которые гарантируют ему независимость, самостоятельность при принятии решений по поиску и выбору вида, сферы и формы его хозяйственной деятельности, а также по поводу использования произведенного продукта (услуги) и полученных доходов. Только наличие подобных условий дает основание говорить о полноценной предпринимательской деятельности. К их числу относится, прежде всего, частная собственность на факторы и результаты производства.

Таким образом, предпринимательство как экономическая категория выражает специфические производственные отношения и, прежде всего, отношения собственности.

Сущностные характеристики предпринимательства выражаются через экономическое обособление хозяйствующего субъекта, его самостоятельности в выборе вида хозяйственной активности, позволяющего наилучшим (наиболее эффективным) образом использовать имеющиеся ресурсы в целях получения дохода. Функциональные признаки раскрывают различные стороны предпринимательства как особого типа экономического поведения.

В экономической литературе достаточно распространенным является отождествление категорий «предпринимательство» и «бизнес». «Бизнес - инициативная предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений, приносящая доход или иные выгоды», - пишет С.Н. Кретов.

Полагаем, что понятие предпринимательство и бизнес в теоретическом плане не тождественны. Представляется, что термин бизнес шире «предпринимательства», поскольку его основная функция - производство массы товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Предпринимательство же есть высшая форма бизнеса, связанная с постоянным преодолением сложившихся хозяйственных стереотипов, созданием принципиально новой продукции и т.п.

Определенный интерес представляет и такое толкование соотношения понятий «предпринимательство», «бизнес» и «коммерция»: все три связаны с организацией и реализацией дела, но в то же время «их отличие состоит в том, что они проявляются на различных стадиях процесса воспроизводства: предпринимательство проявляется в сфере производства товаров и бытовых услуг, коммерция - в сфере торговли, а бизнес... является источником личного обогащения, наживы, ловкой аферы. Бизнес как вид деятельности широко распространен в сфере финансового и денежного обращения».

На наш взгляд, более продуктивно рассматривать предпринимательство как высшую форму бизнеса.

Общими признаками бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; экономическая свобода - наличие прав и обязанностей, связанных с самостоятельным принятием решений в личной материальной и юридической ответственностью за результаты хозяйствования; инновационный и рисковый характер деятельности.

Изучение проблемы развития «бизнеса» требует его, определения как политико-экономической категории. На наш взгляд, содержание бизнеса необходимо рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления. Такое многообразие имеет положительное значение, так как позволяет выявить различные формы проявления и функционирования изучаемого явления, отражает степень его изученности, показывает наличие множественности подходов к поиску его сути. Кроме того, это многообразие помогает уяснить внутреннее содержание предмета исследования, всех многообразных и нередко противоречивых форм его бытия.

Таким образом, именно многогранность проявления сущности бизнеса объясняет неоднозначность его определений.

Бизнес как тип экономического мышления представляет собой процесс познания экономической действительности, выработка модели экономической деятельности в условиях рынка и конкуренции. Формируются основные черты бизнеса как типа экономического мышления на основе частной собственности, прежде всего на средства производства, свободы выбора всех участников процесса производства, взаимодействия спроса и предложения, конкуренции, стремления к получению максимальной прибыли.

Бизнес как метод хозяйствования рассматривается нами как система отношений по производству и реализации товаров (услуг) к взаимной выгоде участников этих процессов.

Для характеристики «бизнеса» как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов.

Субъекты - различные участники экономической деятельности, прежде всего, индивиды, которые выступают в этом качестве преимущественно посредством организации единоличного производства (семейное предприятие), ориентируясь на собственные затраты труда либо на использование наемного труда. Субъекты коллективного бизнеса - группы людей, связанных между собой договорными обязательствами и общими экономическими интересами (различного рода ассоциации - акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т.д.). Ряд ученых относит к субъектам бизнеса также государство. Однако единства по этому вопросу нет.

Так, В. Королев считает, что государство в рыночной экономике, «устанавливая правила организации бизнеса, следя за их соблюдением, субъектом предпринимательства не становится».

Видимо, на современном этапе развития экономической реформы в России такой подход является преждевременным. На наш взгляд, в период перехода от командной к рыночной экономике роль государства существенно вырастает, так как доля государственной собственности высока, а число государственных предприятий значительно. В этих условиях исключение государства из сферы бизнеса и предпринимательства было бы необоснованным.

Некоторые экономисты относят к субъектам бизнеса, помимо выше названных, также потребителей (индивидуальных и коллективных), их союзы и ассоциации, работников, работающих по найму, а также их профессиональные союзы. Такой подход, по нашему мнению, является излишне широким.

Таким образом, субъектами бизнеса могут быть индивидуумы, группы людей, объединения и на определенном этапе экономического развития - государство.

В отношении объекта бизнеса в экономической литературе также существуют различные мнения.

Так, некоторые исследователи считают, что объектом является определенная деятельность, постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов. Другие отстаивают точку зрения, согласно которой объектом бизнеса является товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления.

На наш взгляд, в наибольшей мере раскрывает сущность данной категории подход, согласно которому объект бизнеса - сама хозяйственная единица, где комбинируются факторы производства и посредством изготовления и реализации товаров (услуг) достигаются цели данной хозяйственной единицы и ее собственника.

Особое место, с точки зрения субъектно-объектной характеристики, занимает малый бизнес.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Особенности управления государственным долгом в российских регионах
О теоретических основах экономической науки
Вопросы занятости при новой модели экономики США
К вопросу об общих условиях и пределах осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями
Из жизни выдающихся ученых в области экономической науки
Вернуться к списку публикаций