2009-07-09 15:20:45
ГлавнаяЭкономика и финансы — Трансформация содержания категорий «предпринимательство» и «бизнес»



Трансформация содержания категорий «предпринимательство» и «бизнес»


Несмотря на наличие множества подходов к определению предпринимательства, большинство экономистов придерживается «деятельного» подхода. Этот же подход прослеживается и в нормативно-правовых документах. В первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) говорится, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности: это - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2).

Еще на одну грань определения категории «предпринимательство» обращает внимание академик Л.И. Абалкин. По его мнению, предпринимательство - не только особый вид деятельности, но и определенный стиль и тип поведения, образ мыслей, неотъемлемыми составляющими которого являются инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность и риск, деловая хватка.

Если на стадии генерирования идеи предприниматель незаменим, то на последующих этапах, по мнению некоторых экономистов, предпринимательскую функцию могут выполнять наемные менеджеры-профессионалы.

Необходимо, следовательно, разграничить понятия «менеджер» и «предприниматель». В мировой экономической науке спектр мнений по этому вопросу чрезвычайно широк: от полного их отождествления (предпринимательство как разновидность управления) до признания предпринимателями только высших управляющих фирмы, владеющих всей полнотой информации, необходимой для принятия решений и осуществления прогнозов.

Существует и другая точка зрения: предпринимателем может быть не всякий менеджер, а лишь менеджер, обладающий определенными личностными качествами (способность влиять на людей, быть лидером и т.д.). Наконец, представители школы «великого человека» считают предпринимателем не просто лидера, а менеджера с природными задатками «великого человека» (интуиция, способность предвидения и пр.). К таким личностям относится, например, Ли Якокка.

В экономической литературе выделяются следующие виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая. Их часто связывают с фазами воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление.

При таком подходе первый вид предпринимательской деятельности охватывает производство и потребление товаров (услуг), второй - распределение и потребление, третий - обмен. Вышеназванные виды, будучи относительно самостоятельными, в то же время дополняют друг друга, более того, один из них может содержаться в другом.

Еще одним, широко применяемым в экономической литературе, является подход, классифицирующий виды предпринимательской деятельности на основные и вспомогательные.

К первым относятся те, результатом которых является производство товара, готового к потреблению.

К вспомогательным относят те виды предпринимательской активности, цель которых сводится к разработке и передаче непосредственным товаропроизводителям инноваций, а также, консалтинговая, маркетинговая, лизинговая, факторинговая и прочая деятельность, результатам которой нельзя придать какой-либо вещный характер.

Многое из вышеназванного еще только предстоит создать в ходе экономической реформы в России. Однако без этого невозможно становление и дальнейшее развитие отечественного предпринимательства - ключевого условия становления рыночной экономики.

Предпринимательство как вид деятельности осуществляется в производственной и в коммерческой сферах экономики. Правда, встречаются точки зрения, когда сфера распространения предпринимательства ограничивается исключительно производством. Так, Ю. Осипов считает, что предпринимательство - «делание денег из денег, но... обязательно посредством полезной производительной деятельности - изготовления продукта или оказания услуги».

Эта точка зрения получила в экономической литературе достаточно широкое распространение. Это не противоречит сегодняшней российской практике, когда предпринимательство в сфере коммерции (торговых услуг) имеет большой удельный вес.

Наиболее предпочтительным представляется подход, в соответствии с которым разные виды предпринимательства рассматриваются как взаимодополняющие и равнонеобходимые для общества.

При этом, несмотря на несомненный приоритет первого из перечисленных видов, связанного с осуществлением непосредственных производственных функций, важность и необходимость для общества второго, связанного с осуществлением функций посредничества, также не подлежит сомнению. Если от первого зависят такие макроэкономические параметры как общественное богатство, жизненный уровень и т.д., то второй, в конечном счете, способствует ускорению оборачиваемости капитала, насыщению рынков, росту производительности труда за счет его специализации и т.п.

Следует отметить, что соотношение названных видов предпринимательской деятельности в экономике должно быть разумным, оптимальным, чего нельзя сказать о нынешней экономике России, где сфера производства сокращается, а сфера купли-продажи растет. С другой стороны, очевидно, что гармоничное развитие экономики той или иной страны обусловлено именно естественным сочетанием и согласованным развитием всех предпринимательских форм. Возможны и другие классификации предпринимательской деятельности по ее видам в зависимости от выбранного критерия.

Так, возможна классификация предпринимательства в зависимости от формы собственности, размера предприятия и его основного профиля, а также от социальных характеристик самого субъекта предпринимательства, его системы ценностей, образовательного и культурного уровня и т.д.

Некоторые авторы выделяют следующие основные типы российского предпринимательства: монопольное, цивилизованное, «дикий бизнес».

Первый тип представлен бывшей административно-хозяйственной номенклатурой, в третьем «правят бал» сильные, напористые, зачастую не отягощенные моральными принципами личности; наконец, второй, на который сегодня возлагаются основные надежды, находится пока в явном меньшинстве.

Именно с его развитием будет связана структурная перестройка экономики России, насыщение рынка и решение многих других проблем экономической реформы в стране.

Выделение в рамках общего понятия «предпринимательство» отдельных его форм, на наш взгляд, весьма полезно, так как дает возможность ранжировать цели, средства и мотивы предпринимательской деятельности и устанавливать те пределы, в рамках которых предпринимательство выражает и преломляет экономические интересы различных участников воспроизводственного процесса.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Сущность инвестиционного механизма и место паевых инвестиционных фондов в его структуре
Вопросы анализа эффективности процедур банктротства
Влияние инфляции на финансовую устойчивость предприятий
Евразийство
О трансфертном ценообразовании
Вернуться к списку публикаций