2009-07-09 15:20:45
ГлавнаяЭкономика и финансы — Трансформация содержания категорий «предпринимательство» и «бизнес»



Трансформация содержания категорий «предпринимательство» и «бизнес»


В современной экономической литературе предпринимательство рассматривается с различных позиций: с точки зрения политико-экономической, экономической, организационно-управленческой, социально-психологической.

С точки зрения политической экономии, феномен предпринимательства рассматривается с позиции приумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест, нахождения наилучших способов использования ресурсов и т.п.

Экономический подход характеризует предпринимателя как субъекта, соединяющего факторы производства (труд, капитал, земля) таким образом, что их суммарная стоимость увеличивается. При этом он действует как новатор.

Организационно-управленческий аспект изучения предпринимательства сосредоточивает внимание на анализе не только производства, но и фаз обмена и распределения. На практике эта составляющая реализуется в основном через стратегическое, текущее и ситуационное планирование, через постоянно меняющиеся системы стимулирования труда и обновления технической основы производства, через маркетинг.

Психологический аспект анализа предпринимательства фокусирует внимание исследователя на мотивах, побуждающих человека заняться этим видом деятельности, а также на его социальных и личностных характеристиках. Существует некоторая совокупность идей и мотивов предпринимательской деятельности.

По мнению экспертов, можно говорить о четырех важнейших источниках мотивации предпринимательской деятельности. Это «максимальный контроль за своим собственным будущим; надежда в гораздо большей мере объединить в одно целое работу и личную жизнь; стремление распространить свой собственный стиль и образ жизни на сферу деловой активности; желание получить вознаграждение за труды и обеспечить рост личного благосостояния в ближайшее время».

Однако, на наш взгляд, определяющим в этой совокупности мотивов является все же мотив получения прибыли. Причем речь идет не просто об излишке доходов над расходами. Предпринимательский доход - это сверхприбыль, иными словами, дополнительный доход, получаемый предпринимателем благодаря его редким способностям комбинировать факторы производства наилучшим образом в зависимости от изменения внешней среды.

Истоки такого понимания мотивации предпринимательства можно найти у А. Смита, который считал, что в основе предпринимательской деятельности лежит личный интерес, удовлетворять который в условиях товарного производства можно только работая на все общество. «Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет ввиду содействовать общественной пользе и не сознает насколько он содействует ей. Он имеет ввиду лишь свой собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Столь обширной цитатой мы подчеркиваем, что еще более двух веков назад обращалось внимание на взаимозависимость личного интереса предпринимателя и развития рыночных отношении, позволяющих реализовать этот интерес, удовлетворяя тем самым и потребности общества, а также важность и значимость развития предпринимательства для общественного прогресса.

Характеристика современного субъекта предпринимательства требует исследования его личностных характеристик. Подход «от способностей», положенный в основу пятилетних исследований американской фирмы «Макбер и компани», позволил в результате выделить наиболее типичные личностные характеристики предпринимателя. Среди них - инициативность, видение перспективы, целеустремленность и настойчивость, готовность рисковать и нести ответственность за результаты хозяйственной деятельности, самостоятельность и независимость в принятии решений, ориентированность на поиск новых возможностей, широкая информированность, ориентация на качество и эффективность и др.

Конечно, этим перечнем не исчерпываются важнейшие характеристики современного предпринимательства, и не случайно в работах экономистов нередко их число дополняется, а некоторые из них детализируются. Так, В. Карлофф, говоря о качествах современного предпринимателя, выделяет способность идентифицировать потребности, в соответствии с ними формулировать деловую задачу, решимость и энергию в претворении данной задачи в жизнь при условии рационального использования ресурсов.

Подход «от способностей» достаточно широко представлен в современной экономической науке. В то же время лишь немногие авторы увязывают предпринимательство с соответствующими знаниями, умениями, навыками. В странах с развитой рыночной экономикой создана и действует целая индустрия подготовки предпринимателей. Однако в России, где сформировавшиеся в прежних условиях управления и хозяйствования традиции, знания, навыки значительной части руководителей и специалистов стали тормозом экономических и социальных нововведений, этим вопросам не уделяется должного внимания.

Изучение различных подходов к определению понятия «предпринимательство», выявление и описание его граней позволяет сделать вывод о нескольких возможных уровнях рассмотрения этого феномена. Прежде всего, речь идет о таком уровне изучения данной категории, когда исследователь, абстрагируясь от определенного типа производственных отношений, рассматривает предпринимательство в непосредственной связи с общеэкономическими процессами. При этом он оперирует такими макроэкономическими категориями, как эффективность общественного производства, тип экономического роста и т.п. Другим, представляющим наибольший интерес для данного исследования, является уровень, на котором предпринимательство изучается в условиях рыночной системы (то есть в своей естественной экономической среде). Интересным в теоретическом плане представляется рассмотрение феномена предпринимательства через особый, хозяйственно-организационный вид творчества. Такой подход близок к описанному С. Кайманаковым.

Различие подходов к выявлению сущности и содержания понятия «предпринимательство» проявляется и в том, что данный феномен рассматривается как экономическая категория (субъектно-объектное отношение), как метод хозяйствования (самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав, экономическая заинтересованность, ответственность и хозяйственный риск и т.п.), как тип экономического мышления (совокупность оригинальных взглядов и подходов к принятию решения, реализуемых в практической деятельности).

Достаточно распространен в экономической литературе подход к предпринимательству как к специфическому сектору экономики, характеризующемуся именно ему присущими закономерностями. «Структурные элементы этого сектора действуют по строгому принципу: либо хозяйственный успех, либо банкротство». Подход к предпринимательству как к особому сектору экономики весьма актуален именно сейчас, в период становления рынка в нашей стране, когда предпринимательский уклад только формируется.

Представляет интерес, на наш взгляд, и подход к предпринимательству как к фактору производства.

Еще А. Маршалл считал предпринимательство четвертым фактором производства и доказал, что при относительном равенстве остальных трех нация будет тем богаче, чем значительнее развитие предпринимательства в экономике страны. В самом деле, страны, обладающие этим ресурсом, даже не имея в достаточном количестве других (свободной земли, капиталов, достаточно квалифицированной рабочей силы) достигают небывалых высот экономического развития (прежде всего, следует вспомнить примеры Японии, Южной Кореи, Тайваня и др.). Они добивались «экономического чуда», опираясь именно на предпринимательские способности общества.

Однако совершенно очевидно, что предпринимательство может эффективно функционировать только в условиях рыночных отношений, так как именно они обеспечивают свободу выбора направлений и методов хозяйствования, а также принятие самостоятельных решений.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Вопросы повышения эффективности бюджетного регулирования
Малый бизнес - содержание, особенности развития и совершенствования в России
Некоторые методы и подходы к анализу хозяйственной деятельности предприятия
Экономический конфликт в аспекте его нематерильных ресурсов
Эффективность инвестиционного проекта
Вернуться к списку публикаций