2009-07-09 15:20:45
ГлавнаяЭкономика и финансы — Трансформация содержания категорий «предпринимательство» и «бизнес»



Трансформация содержания категорий «предпринимательство» и «бизнес»


Современная экономическая ситуация в России требует научной оценки и осмысления рыночного реформирования экономики и её функционирования в новых условиях. Рыночная экономика по своей сути - это экономика бизнеса. Данный тип экономических отношений предполагает экономическую свободу, полную самостоятельность и ответственность производителя в изучении и оценке общественных потребностей и рыночной конъюнктуры, выработке стратегии и тактики конкурентной борьбы, инвестировании и окупаемости капитала. Концентрируя в себе наиболее характерные свойства рыночных отношений, интересы бизнеса выступают движущей силой жизнедеятельности и развития рыночной экономики.

В экономической литературе наряду с «предпринимательством» часто используется категория «бизнес». Поскольку эти понятия тесно взаимосвязаны и во многих случаях отождествляются, существует научная необходимость выяснение того, как соотносятся между собой «предпринимательство» и «бизнес».

Поскольку исторически понятие «бизнес» возникло позднее, обратимся к рассмотрению сущности предпринимательства.

Представления о предпринимательстве складывались в течение длительного времени и изменялись в зависимости от уровня развития производительных сил, отношений собственности, распространенности различных форм организации производства, степени его концентрации, форм научно-технического прогресса, развития рынка, денежного обращения.

Предпринимательство - не изолированное явление, оно связано с различными сферами жизнедеятельности общества - экономической, политической, социальной, культурной, социально-психологической. Понятие «предпринимательство» постепенно дополнялось и совершенствовалось по мере развития экономики. В связи с этим представляется полезным краткий экскурс в историю экономики по поводу развития данного термина.

Понятие «предпринимательство» появилось в экономике в XVIII веке. Всеобщий Словарь Коммерции, изданный в 1723 году в Париже, определял «предпринимательство» как взятие на себя обязательств по производству или строительству чего-либо.

Первое систематическое описание этого явления дается экономистами эпохи капитализма свободной конкуренции. Так, один из авторов научного понятия «предпринимательство» Ричард Кантильон под предпринимателем подразумевал человека, действующего в условиях риска: он использует неопределенность экономической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства рыночного спроса и предложения для извлечения прибыли, т.е. покупает товар по известной цене, а продает по неизвестной. Аналогичное определение встречаем у И. Тюнена, который характеризует предпринимателя как претендента на остаточный рискованный и непредсказуемый доход за принятие на себя непредвиденных рисков.

Развитие такого свойства предпринимательства, как риск, нашло отражение в работах Ф. Найта, который проводит границу между категориями «риск» и «неопределенность», а под предпринимательским доходом понимает разницу между ожидаемой (прогнозируемой) и реальной денежной выручкой.

А. Смит характеризует предпринимателя как индивида, самостоятельно планирующего и организующего то или иное производство, а также распоряжающегося его результатами. Движимый мотивом получения прибыли, предприниматель вынужден рисковать.

Крупный французский экономист конца XVIII - начала XIX вв. Ж.-Б. Сэй говорил о предпринимателе как о лице, «которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт». Ж.-Б. Сей определял предпринимательство как оперирование с факторами производства - извлечение их в одном месте, где они дают малый доход, затем перемещение и новая комбинация в другом месте, где они дают наибольший доход. Однако новые комбинации всегда несут в себе элемент риска. Эта мысль находит подтверждение в определении предпринимательства, предлагаемом В. Автономовым, который указывает, что предпринимательская деятельность - это риск новых комбинаций факторов производства, ориентирующихся на прибыльное удовлетворение обнаруживающегося платежеспособного спроса.

Выделение фактора риска как отличительного признака предпринимательства во многом обусловлено господствовавшими в тот период экономическими отношениями: множество практически независимых товаропроизводителей, однородность создаваемых товаров и другие обстоятельства порождали неопределенность, побуждали хозяйствующих субъектов принимать решения на свой страх и риск.

По мере развития промышленного производства все более явственно проявлялось различие между предпринимателем и собственником капитала. Этот процесс нашел отражение в экономической литературе, в частности, был проанализирован К. Марксом, который разграничивал капитал-собственность и капитал-функцию, соответственно охарактеризовав двойственную природу управления. Капитал-собственность, по Марксу, есть «титул собственности», «собственность на капитал вне процесса производства», а капитал-функция есть собственность в виде функционирующего капитала. Субъект, применяющий капитал, будь он его собственным или заемным, неизбежно распадается на «простого собственника капитала и лицо, применяющее капитал: сам его капитал по отношению к приносимым им категориям прибыли распадается на капитал-собственность, одной стороны, и, с другой стороны, на капитал в процессе производства, капитал вне процесса производства, сам по себе приносящий процент, который как капитал, совершающий процесс, приносит предпринимательский доход». Однако, К. Маркс не вычленял из общего числа капиталистов предпринимателя как функционирующего капиталиста особого рода, хотя и подошел к этой идее, анализируя добавочную стоимость, природа которой лежит «в самом капитале, -... в различиях величины применяемого капитала или же в более рациональном способе его применения».

Значителен вклад в развитие теории предпринимательства австро-немецкой школы (М. Вебер, В. Зомбарт, Л. Брентано). Для М. Вебера предпринимательская деятельность есть воплощение рациональности в широком смысле слова (эффективность, максимум отдачи от вложенных средств, выбор кратчайшего пути к избранной цели и др.).

Немецкий экономист В. Зомбарт, рассматривая цели предпринимателя, выделял главную - содействие росту и процветанию собственного дела. Увеличение же прибыли, по Зомбарту, вторично, подчинено главной цели, необходимо как условие достижения процветания своей фирмы. Рассмотрев личностные качества предпринимателя, Зомбарт пришел к выводу о сочетании в нем свойств завоевателя, организатора и торговца.

Представителями данной школы выделена категория «предпринимательский дух», под которым понимается готовность рисковать, воля, упорство, богатство идей, организаторские способности, умение влиять на людей и др. в отличие от «бюргерского (гражданского) духа», которому свойственны умеренность, расчетливость, старательность и т.п.

С начала 30-х гг. XX века на смену массовому производству пришли производство и сбыт, характеризующиеся быстрой диверсификацией продукции на базе активной борьбы за потребителя. Именно в этот период страны с рыночной экономикой переживают «великую депрессию» 1929-1933 гг. В процессе выхода из кризиса предпринимательство стало рассматриваться как важный фактор экономического роста. Изменения в экономике обусловили и изменение методов исследования хозяйственной жизни: анализ статического состояния равновесия экономики дополнилось исследованием динамического равновесия. Изучая закономерности общественного прогресса, И. Шумпетер приходит к выводу, что движущей силой экономического развития является предприниматель, деятельность которого «заключается в создании и воплощении новых комбинаций».

Осуществляя новые комбинации, предприниматель вынужден преодолевать огромную силу инерции, а порой и открытое сопротивление социального, юридического или политического характера, поэтому его экономическая функция находится в прямой зависимости от личностных особенностей.

Подход Шумпетера к определению предпринимателя как субъекта, осуществляющего новые комбинации, означает невозможность для данного субъекта длительное время оставаться таковым. С момента массового внедрения новой комбинации в производство лицо, впервые ее применившее, теряет возможность называться предпринимателем. Таким образом, не существует отдельного класса предпринимателей. Кроме того, предприниматель, по Шумпетеру не является собственником.

Взгляд на предпринимателя как на новатора, впервые предложенный Шумпетером, стал своеобразным фундаментом теории предпринимательства. Ряд современных зарубежных и отечественных экономистов связывают предпринимательство с инновационной деятельностью: «Предпринимательство - искусство конкуренции или способность успешно конкурировать, создавая новые виды товаров, изыскивая новые пути сокращения издержек, делая товары все более привлекательными для потребителей».



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Экономические предпосылки эффективной организации и стимулирование роста инвестиций паевыми инвестиционными фондами
Переориентация привлекаемых заимствований на цели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
Анализ инвестиционных решений
Из жизни выдающихся ученых в области экономической науки
Анализ влияния распределения акционерного капитала компании на формирование ее рыночной стоимости
Вернуться к списку публикаций